Права и моральные обязанности врачей

Права и моральные обязательства врачей

Права и моральные обязанности врачей

Права пациентов

Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике.

22. Право пациента на информацию и обязанность врача и исследо­вателей информировать. Элементы информированного согласия: компе­тентность пациента и испытуемого; понимание им информации; добро­вольность информирования и ее нарушения (принуждение, манипуляция, убеждение). Добровольность в принятии решения. Понятие компетент­ного и некомпетентного больного.

23. Право пациента на отказ от медицинского вмешательства.

Пра­вомочность оказания медицинской помощи и проведения медицинских исследований в случаях невозможности получить согласие пациентов и испытуемых, отзыв согласия или отказ от медицинской процедуры или участия в испытания. “Суррогатное согласие” для некомпетентного па­циента. Информированное согласие ограниченно компетентных пациен­тов (подростки и т.д.).

Врачебная тайна (правило конфиденциальности).

Клятва Гиппократа и обещание сохранения врачебной тайны. Эти­ческие аспекты проблемы конфиденциальности в современной медицине. “Естественная”, “обещанная” и “профессиональная” тайна. Правило кон­фиденциальности в условиях специализации и компьютеризации совре­менной медицины.

Правила работы с историями болезни. Конфиденци­альность и общение с родственниками больного. Анонимность медицин­ской информации в научных демонстрациях и публикациях. Ответствен­ность медиков за нарушение принципа конфиденциальности. Допустимые ограничения конфиденциальности.

Правило правдивости.

Право, долг, возможность и целесообразность всегда быть правди­вым в отношениях врачей с пациентами. Правдивость и инкурабельныебольные. “Святая ложь”. Плацебо. Право пациента на получение правди­вой информации.

Правило уважения неприкосновенности частной жизни.

Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологичес­ких экспериментов. Конфликты общественных и личных интересов и ценностей в связи с проблемой неприкосновенности частной жизни.

Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Этика профессионального взаимодействияв медицине и научной деятельности.

Морально-этические проблемы проведения

Клинических испытаний и экспериментов на человеке.

Моральные принципы проведения экспериментов на животных

Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов.

Патернализм и антипатернализм в современной медицине. Инженер­ная (техническая), пасторская, коллегиальная, контрактная и договорная модели отношения врачей и пациентов по Р. Витчу. Модели врачевания, основанные на специфике клинического состояния больного (модель ост­рого, хронического и терминального состояния).

28. Медико-этические особенности оказания основных видов меди­цинской помощи (скорая и неотложная, стационарная, реабилитацион­ная, консультативная, профилактическая). Этические особенности дея­тельности организаторов здравоохранения, фармацевтов, провизоров и вспомогательного медицинского персонала.

29. Проблема врачебной ошибки. История вопроса. Классификация ошибок (диагностические, тактические, организационные, деонтологические и т.д.). Врачебная ошибка и несчастный случай.

Соотношение этиче­ского и юридического аспектов. Причины возрастания в современной медицине претензий пациентов к врачам. Проблема возмещения нанесен­ного пациенту ущерба. Страхование врачебных ошибок.

История понятия ятрогении и его современный смысл.

30. Человек и болезнь.Здоровье: стиль и образ жизни. Границы моральной ответственности личности за свое здоровье.

31.Врач и общество. Медико-этические особенности профессионального общения врачей с пациентами на различных этапах оказания медицинской помощи: обсле­дования, постановки диагноза, назначения лечения, осуществления меди­цинского вмешательства, контроля эффективности лечения, реабилита­ционных и профилактических назначений. Слово врача как лечебный фактор.

32. Моральные проблемы взаимоотношения врачей и ученых в про­цессе врачевания и научного исследования. Моральный климат меди­цинского коллектива. Партнерство, “моральный дух команды” и личная ответственность. Забота о профессиональном авторитете, имидже про­фессии – моральный долг врача.

33. Профессиональная этика и этикет. Правила хорошего тона и прин­ципы деловых отношений. Репутация врачей. Профессиональная автоно­мия. Автономия врача или ученого и административная дисциплина.

Про­блема коллегиальности и корпоративности. Отношение к ошибке колле­га: этический и юридический аспекты. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине.

Моральные проблемы медицинского обуче­ния у постели больного.

34. Кодекс сословной чести как, обычай и как писаный свод правил. Суды чести (исторический аспект). Консилиум: прошлое и настоящее. Консилиум и врачебная тайна. Консилиум в условиях частной практики. Консилиум и риск ятрогении (полипрагмазия).

35. Моральные проблемы взаимоотношения с врачами-гомеопатами, отношение к целителям и другим представителям “альтернативной” медицины.

Этические аспекты взаимоотношений врачей с медицинскими сестрами и другими специалистами в лечебно-профилактических уч­реждениях. Реформа сестринского дела в России. Современная филосо­фия сестринского дела.

36. Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты. Пути их разрешения и формы предупреждения. Этические комитеты в здравоохранении. История создания и основные направления деятельности. Исследовательские и больничные этические комитеты.

37. Этика ученых. Моральные аспекты взаимоотношения научного ру­ководителя и его учеников. Этические аспекты соавторства.

38. “Нюрнбергский кодекс” и “Хельсинская декларация” Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытании на человеке.

Научная обоснованность осуществления эксперимента или ис­пытания как фундаментальный моральный принцип. Принципы уважения автономии личности и “не навреди” при проведении биомедицинских экспериментов.

Правило добровольного информированного согласия как необходимое условие проведения испытаний и экспериментов на челове­ке. Суррогатное согласие. Проблема не раскрытия информации по науч­ным основаниям (исследования с использованием плацебо). Терапевтиче­ские и нетерапевтические эксперименты.

Оценка риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследования. Права испытуемых и ответственность специалистов, проводящих эксперименты. Роль исследо­вательских этических комитетов при проведении исследований на чело­веке.

Проблемы проведения испытаний и исследований на пре-эмбрио­нах, эмбрионах и плодах человека, детях, недееспособных пациентах, заключенных, военнослужащих. Этическая допустимость и размер возна­граждения испытуемым за участие в эксперименте. Этика научных пуб­ликаций результатов испытаний и экспериментов.

39. Минимизация страданий лабораторных животных. Гуманное со­держание. Моральный смысл обезболивания. Замещение животных молекулярно-биологическими, компьютерными или иными моделями, исполь­зование культур клеток. Эвтаназия лабораторных животных. Этика от­ношения к лабораторным животным в практике преподавания.

Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1719;

Источник: https://studopedia.net/3_34982_prava-i-moralnie-obyazatelstva-vrachey.html

Биоэтические правила и обязанности врачей. Права пациентов – презентация, доклад, проект

Права и моральные обязанности врачей
Слайд 1
Описание слайда:

Биоэтические правила и обязанности врачей. Права пациентов.

Слайд 2
Описание слайда:

Лечащий врач – это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в медицинской организации.Лечащий врач обладает определенным правовым статусом, под которым понимается правовое положение, характеризуемое и определяемое правами и обязанностями, ответственностью, полномочиями,вытекающими из законодательных и нормативных актов.

Слайд 3
Описание слайда:

В октябре 1949 г. 3-ей Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации был принят Международный кодекс медицинской этики, закрепивший как общие обязанности врача, так и обязанности врача по отношению к пациенту.

В октябре 1949 г. 3-ей Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации был принят Международный кодекс медицинской этики, закрепивший как общие обязанности врача, так и обязанности врача по отношению к пациенту.

Слайд 4
Описание слайда:

К общим обязанностям врачей относятся следующие: К общим обязанностям врачей относятся следующие: – всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты; – не позволять соображениям собственной выгоды оказывать влияние на свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента; – ставить во главу сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи, вне зависимости от собственной профессиональной специализации;

Слайд 5
Описание слайда:

-быть честным в отношениях с пациентами и коллегами и бороться с теми из своих коллег, которые проявляют некомпетентность или замечены в обмане; -быть честным в отношениях с пациентами и коллегами и бороться с теми из своих коллег, которые проявляют некомпетентность или замечены в обмане; – уважать права пациентов, коллег, других медицинских работников, а также хранить врачебную тайну; – лишь в интересах пациента в процессе оказания медицинской помощи осуществлять вмешательства, способные ухудшить его физическое или психическое состояние;

Слайд 6
Описание слайда:

Наряду с общими обязанностями врача, в Международном кодексе медицинской этики закреплены иобязанности врача по отношению к пациенту, а именно: Наряду с общими обязанностями врача, в Международном кодексе медицинской этики закреплены иобязанности врача по отношению к пациенту, а именно: – постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни; – обращаться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование или лечение выходят за уровень его собственных профессиональных возможностей; – хранить врачебную тайну даже после смерти своего пациента; -всегда оказывать неотложную медицинскую помощь любому в ней нуждающемуся.

Слайд 7
Описание слайда:

Пациент – лицо, обратившееся в лечебное учреждение любой организационно-правовой формы, к врачу частной практики за получением диагностической, лечебной, профилактической помощи независимо от того, болен он или здоров.

Пациент – лицо, обратившееся в лечебное учреждение любой организационно-правовой формы, к врачу частной практики за получением диагностической, лечебной, профилактической помощи независимо от того, болен он или здоров.

Слайд 8
Описание слайда:

Права пациента – это специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, регулируемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.

Права пациента – это специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, регулируемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.

Слайд 9
Описание слайда:

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на: При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на: 1. Уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; 2.

Выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. 3.

Обследование, лечение и содержаниев условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

Слайд 10
Описание слайда:

4. проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов; 4. проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов; 5.

облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; 6. информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство; 7.

получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
Слайд 11
Описание слайда:

8.Сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении 8.

Сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении Врачебная тайна – это запрет медицинского работника на распространение информациио медицинском состоянии пациента.

Слайд 12
Описание слайда:

Обязанности Пациента 1)Обязанность пациента применять меры к сохранению и укреплению соего здоровья 2) Обязанность гражданина не совершать действий наносящих ущерб здоровью других граждан 3) Обязанность гражданина выполнять медицинские предписания и соблюдать правила внутреннего распорядка медицинского учреждения.

Источник: https://myslide.ru/presentation/bioeticheskie-pravila-i-obyazannosti-vrachej-prava-pacientov

��������� ���� ��� ��������� ������������� ������� (�������� ��������) / �����.��

Права и моральные обязанности врачей

�������� �������� ��������� ���� ���  ��������� ������������� ����������� �������� �� ��� ����� � �������, ����� ������� ��� ���� ����� �������� � �����. ���� � ��� ������� ��������� ������������� ���������� ����� ������������ �� ��������� � ��������, � ������ �����, ������� � ���� ��������.

 � ����� ����������������� �� ������������ ����������, ������� �������� ����������� � ��������. � ������� ����� ������� �������� ��� �������: ���������� ���������� ����� � ���������� ��������� � ����� ����������� ������������. � ������ ���������� �������� ��� ����� �������� � ��������� ����������.

����������, ������������ ������ ����� � ��� ������ ����� ��������� ������ �������, ������ �� ������ ��������� �������� ������ ����� ������� ���� �����������������  �����. ���� ����� �������� � ���� ������� ������� ��������� ������ �  �������������, ��� �������������� ���� ����� � ��������� ����� ����������� ��������� �������� � ����� �����.

� ������� ���� ��������� ������ ������ ���� ���������� ������������ (������������) ��������. ��������� ����������� �����, ���������   ����������� ������������.

��� ����� � �������� � ����������  (���� – ����, � ��� ������ �  ������ � ������� ���������������� ��������� �����) ����������� ��� ����������� ����� �, � ��� �����, ���������������� ������ �����, ��� ����� ����������� �������� �����������������  ���������� ����� � ����������� �� ��������� � ��������, �������� � �������� � �����.

��� ��������� ���������� � ������ ���� �������� � ������ ����������,  ���������� ��  ������������, �������� �������� �������� � �������� ����� ���������������� ��������� ����.

������� ���� ����������� ������� ��� ������� � ������������� ��������� ���������� � � ������ ����������, � ���������, ������ ���������� �����, ����������� ����������� � ����� � �������, ������������� �������� ��������� ������������ ���������, ������������ �� ���������� ������������� ��������� � ���������������� ������� ����������� �������� ���������� �������� ��������� ���� � ������ ���������. �������� ��������� ����� �������� �� �������� ��� �������� ������������. ������� ���������� ����������� � ���������� ��������� ��������� � �������� ��������. ��������, ������ ��������� ����������������� ����� �������� ������� ���������. �������� ��������� �� ������ ����������� � ������������ ����� �� ��������� � ��������., ������ ������ ���� ������� ����������� � ��������� ������� ����������� ������, ���� ������ ����, ������������� � �������� ��������� � ������� ��������, ��������� ��� ���� �������� ���������� ����������,������ �� ������ �� ��������� ���������� ����������� ����� � ��������, �� � �� ��������� � ���� ���������������� ������. ���������� ��������� ���� �������� ����� �� ����������� ������ � ������������ ������ �����������, ����������� � ������. ���  �������� � �������� ������������ ��������� ������ ���������, ��� �������. ������ ��������� ����������������� ����� ����� � ��������, ���������� ��������� � ��������. ���� ������ ������ �������, ��� ���� �������� � ����� �������, ������� ��� � ������������ ��������� ������ ����� �� ������� ���� � �������������, ��� ���������� �������� �������� � ������������.  ���������� ������������� �������� �.�. ��������  �����������, ��� ���� �������� ����� ��������� � ������ �� ���������� �����, ��� – �� ����. �� ������ �������� � �����  ������������ ���������� � �������� ���� �������� �� ������ � ��� ��������, �������� ���� � ������������� ������ ����������, ������� ����������, �������� � ���������. � ����� � ��� ����� ��������  ����� ������ �����������, ��� ���������� ����� � ������, ��� ������� �����������������, ������� ���� � ������� ��������. ����������� �������� �������� �������� ��������� � ����� ������� �������  ������: ����� � �������, �� ����� ����. �� � �������, � ����� ����, �������� ����� ��������� � ���������, � ���, ��� ������� ��� ��������, ��� ��� ����� � ��������, � ������: ��������� � �������, �������������, ����������, �������� � ������, ��������, �������������, ����������, �������� ������, ������ ����� ����, ��� ������� � ���������� ��� �����, ���������� � ������, ��������� ���������� ������ ������ ������, ������������ �������������. ��� ��� ��������� ��������� ����������� �����������, � ������� ������� ������� �������� ������� ���������� ��������� ���� � ������ ��������� ������������ ��������� ��� ��� ������� � ��������. � ���������� ������ �.�. ������� IXX ���� ������, ��� ���� �������� ����������� ����������� ������ �������� ������ � ��������� ��������� ������������ ���������. ����� � �������� ��������� ����������� � ����� ����� ����� ������������� ������������ ��������� � ��� ���������������� ������������ ������ � ��� ������, ���� ��� �� ������������, � ������ ����������. ������ ����� ��� ����� ������������ ������������ � ������ ������� ���������. ����� ����, ��������� ���� ������������� ������� �������� ������, ������ � ������������ ����� �� ������� – ��������, ��� ������ ����� ������ ������ ���� ��������� ���������. � ����������� �� ����, ����� ���� ������� ����� ���� ������ ����������� ��������, � ������������ ������� ������������ ���, ���� �������� �� �� ����� ����������������. �� �����  ��������  ������� � ��, ��� �� ������ ������� � ������ ������� ������, ���� �������� ���� ������ � ������, ������ �� ��� ��������������. �� �����������, ��� � ���� ����� ����������� ��������� ���� ������ ������� ����� ������: ������� �� ����� ������� � �� ��������� ������������, � ������ ������ �����. ������ �� ������ ������ ����� � ������� ����� ��������, ��� ��� ���������� ����� ���������� ����� ����� ������ ���� ����, ��� ����, � ��� ����. ������, ��� ��� �����, ��� �� ��� ��� ������ ��������, ��������� �������� � ��������� �����, ����� ���� ���������, ��� �������, ��� ���������� ������� ���������� ������������ �������, �����������, ����������� � ������� �������. ������� ��������� ������, �������� �. �. ������ ����� ������: ���� ��������� �� ����������� �������� ��������?�, �� ������� ��� � �������: ������� ��������� � ���������� ����������� � �������� ��������, � ��� �� �������: ��������� ������ ������� �������������� �������������. ��� ��������� ������� ���������� � �������� ���������������, ��� �������� ���������� �������� � ���������������, �� ����� ����������� ����������� ��������. ��� �������� ��������������� � ��� �� ������ ���������� � ������ ����� ��������, �� ����������� ���������� ������������ � ��������������� �������, ����� �����, ������ ������, ��������� � ���� ��� ��������. � �������� ��������������� �������� �������� � �������� ���������� � ���������� ��������� �� ��������� � ���������, �� �������� � ��������.� �������� ��� �������� ���������� ������������ ������������ � ������� �������� ����������. �� ������ �������� �������� �������������� �� ������ ������������ ����� �� ���������. �� ���� ���� �� ��������� �� ������ �����. ��� ������ �� ������ ����� ����� ���������������� ��� ��������� �� ������ � ������� � �������. �������� ��������� ����, ��������� �������������, ������������� ���� �������� � ����� ��������, ��� ������ ������� ����� ���������, �������� � �����������. � ������� ���� ������� �������� – ����� ������ �������� � ������ ���������, ������� ��� �����.����� �������, ���������������� ������ �������� ���, ��� ����� ���� �������� � ����������, ��� ������� ���������������� ������. ������� ����� � ���� ������ ���������� ���������� ������� ��������� ������������. ������ ������ ��� ���������� ���������� ����� ��������� ��� �������, ������������, ������������, ���������� ��������� � ��������� ����������� ����������������� ��������. ���� ������� � �����-���������������� ��������� ��������� ��������������� ������������� ������� � ��������� ��������. � ��������� ����� � ����� � ������ �����������  � ��������������� � �������  �������������� �������� �� ��������� ��������� � ��������� ������, ��� ��������� � ���������������� �������� ��������, � ��� ����� ������ ���������� � ���������� �����, ������������ � ���������� � ��������  ����������� �������.� �������� ����������� ��������� �������� ��� �������� �� ������� ���������, � ��� ����� �������� �� ���������� ����������� �����������, ��������� �� ������ ���������, ����� ������� ������������� ������������ �����������.������ ����������� ���������� ��������� ��������� �������� ������� ����� � ������� �� ��������� ����������� ����� ������������. ��������� ��������� ���������� ������������ � ������� ������, ��� �������� �� ��������� �����������  ����������� ����� �� ����� ���������������. � ����� � �������������� ������ ���� ���������� ��������������� � �������� ���������. ����������� �������� ���� � �� �� �������� – �������� ���������� ������� � �����, ����������� �������������� �����������, ������� ��������������� � ����������� � � �������� �������. ��� ������� � ���������� ��������� � �������������  ���������� ����������� �����, ���� ��������� �� �������� �������, ��� ���������� ����������� ����� ���������� �� ��������� � ��������� �������� ������������ ������������ �������.��� ��� ���������� � ��������������� �������� ���������� ��������� �������. ��� ������ ����� ������, ��� �  ����������� ��� ��������� ��������� �������� ����� ���������� ��������� ���� � ��������� ����� �� ������������� � ����������� ����������.  � ���  �������� ��������� ��������� ������ � ����� � �� ���������. ��! ��� �� �������� ����������� �������� ����������� ��������.�������� ������ ����������?! �����������������, ��� � ��� 78 ��� � ��� ��������� � ��������� (����!����!).���� ������� ������ �� ����� – ���-���� ������ ������, ����� ����������������.�������� �������������! ���� ����������������� ������������, ��� � �������� �������� � �������.(��� �������� ����-���� ����� ������, �� ������� �������������).� ���� ������ �������. ���-���������. ���� ��� ������� ���. ����-����� ��������� ������� – �����������-������ �������.�������� �� ��������:��-����� 11 ���, ������� ������. �������,��� �� �������� �������. ��������� ��� ��� ����� � ���� � ����-���� � ��������� “����������” �����,��� � ������� ������� �� �������, � ���-���� �������, ������������ �����. �������� ������ ������. ����, ������������� ��������� ���, ���� ��������� �� ���������������.(���������, ������� ���, ����-���� �����). �������, ��� �������� ��� ���������.� ���� � ��� ������.��� �� �������, ������� ������� �������� ��� ������� ��������?� �������, ��� ��� �������� �� ����������-�� ������ ���������. ����� ����, �������� ���. ��������?( ������ ���� ������� ���-���� ��� ��������.�����.)����� ������ �� ������. ��� ������� ���� -���� ����� �������� ��������. �������� �� ������������.� ���������!

����� ���������   20.10.2016 20:23   •  ������� � ���������

����� ����� ������� ����� , ������� ������� , ��� �������� ��� ���������. ����� ��������, ��� ������������ �� ���� �������� �� ���� ������ � ����� � �������. ����� ���� ������ ��������� �� ������������ �������. �� ������ ������ ������ �����, ��� ��� ��� ������������� ���������� � ����������� �������� ����������, ������ ������ ���. �� ��� ��� ������!!!. ��� ��� ��������, ��� � ��������� ����� �������� ����������� � �������� ��������������� ��������� ����� ����������������� ����������, �������� ���, ���������� ����� ��������������� �������� � � �������-����������� ����������.������ � ������� �� ������ �� ������������ ���� � ������ �������, ��������, ���� ������. ��� ��������� ����� � ������. �� ������ �� �������������: ���� ����� � �������. ����� ������ � ���� ����� ������������� ����� ������������� ���������, �������� ��� ����� ����������� ���� ��� ����������� �����. ������ ������ ���� � ���������� ������. ������ ��� ����� ������. ���������� ����������� ������ �� ���������. �� ������� ������� ����������. ��� ���� , �� ���������.� ���������. ��� �.�.

�������� ��������   08.11.2016 10:55  ������� � ���������

��������� �������� �������������!�������� ���������� ��� �� ������ ������ �����������.������� ���� – ��� ����� ��� ������������� � ������������������. �� ��-�� -����! �����������! ������� ���-������ ��� �����. ���� �������, �������� (�� ���� ��-������) ������ �������� ��� ���������� ��������. ������ ���������, ��� �����.��! ������� � ���� ����� �������� �� ����, �� ����, �� �����. �� �����, �� ����-��� (85 ���)� �������� ��� 10 ���, �������� �� �������� ����������. �� �� �����(�����), �� ������ (�����).�� ������� �� ����(����� ���������). ��������� �����-������.��, ��� ����� ���� �������…� ������� ��� ������. � ��������� ���� �� �������. ��-���� ��� ������ �� ������. �����. ����� ������ ����.��� ������ ����.������ �������, ������� �������� �������������, ����-��� ������! � ��������� � �������!

����� ���������   08.11.2016 18:44  ������� � ���������

Источник: https://proza.ru/2015/12/30/1108

Основные правила биомедицинской этики. Права и моральные обязательства врачей. Права пациентов

Права и моральные обязанности врачей

Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике.

  1. Право пациента на информацию и обязанность врача и исследо­вателей информировать. Элементы информированного согласия: компе­тентность пациента и испытуемого; понимание им информации; добро­вольность информирования и ее нарушения (принуждение, манипуляция, убеждение). Добровольность в принятии решения. Понятие компетент­ного и некомпетентного больного.

  2. Право пациента на отказ от медицинского вмешательства.

    Пра­вомочность оказания медицинской помощи и проведения медицинских исследований в случаях невозможности получить согласие пациентов и испытуемых, отзыв согласия или отказ от медицинской процедуры или участия в испытания. “Суррогатное согласие” для некомпетентного па­циента. Информированное согласие ограниченно компетентных пациен­тов (подростки и т.д.).

  3. Врачебная тайна (правило конфиденциальности).

Клятва Гиппократа и обещание сохранения врачебной тайны. Эти­ческие аспекты проблемы конфиденциальности в современной медицине. “Естественная”, “обещанная” и “профессиональная” тайна. Правило кон­фиденциальности в условиях специализации и компьютеризации совре­менной медицины.

Правила работы с историями болезни. Конфиденци­альность и общение с родственниками больного. Анонимность медицин­ской информации в научных демонстрациях и публикациях. Ответствен­ность медиков за нарушение принципа конфиденциальности. Допустимые ограничения конфиденциальности.

Право, долг, возможность и целесообразность всегда быть правди­вым в отношениях врачей с пациентами. Правдивость и инкурабельные больные. “Святая ложь”. Плацебо. Право пациента на получение правди­вой информации.

  1. Правило уважения неприкосновенности частной жизни.

Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологичес­ких экспериментов. Конфликты общественных и личных интересов и ценностей в связи с проблемой неприкосновенности частной жизни.

Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Этика профессионального взаимодействия в медицине и научной деятельности.

Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Моральные принципы проведения экспериментов на животных

  1. Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов.

Патернализм и антипатернализм в современной медицине. Инженер­ная (техническая), пасторская, коллегиальная, контрактная и договорная модели отношения врачей и пациентов по Р. Витчу. Модели врачевания, основанные на специфике клинического состояния больного (модель ост­рого, хронического и терминального состояния).

  1. Медико-этические особенности оказания основных видов меди­цинской помощи (скорая и неотложная, стационарная, реабилитацион­ная, консультативная, профилактическая). Этические особенности дея­тельности организаторов здравоохранения, фармацевтов, провизоров и вспомогательного медицинского персонала.

  1. Проблема врачебной ошибки. История вопроса. Классификация ошибок (диагностические, тактические, организационные, деонтологические и т.д.). Врачебная ошибка и несчастный случай.

    Соотношение этиче­ского и юридического аспектов. Причины возрастания в современной медицине претензий пациентов к врачам. Проблема возмещения нанесен­ного пациенту ущерба. Страхование врачебных ошибок.

    История понятия ятрогении и его современный смысл.

  2. Человек и болезнь. Здоровье: стиль и образ жизни. Границы моральной ответственности личности за свое здоровье. Врач и общество.

    Медико-этические особенности профессионального общения врачей с пациентами на различных этапах оказания медицинской помощи: обсле­дования, постановки диагноза, назначения лечения, осуществления меди­цинского вмешательства, контроля эффективности лечения, реабилита­ционных и профилактических назначений. Слово врача как лечебный фактор.

  1. Моральные проблемы взаимоотношения врачей и ученых в про­цессе врачевания и научного исследования. Моральный климат меди­цинского коллектива. Партнерство, “моральный дух команды” и личная ответственность. Забота о профессиональном авторитете, имидже про­фессии – моральный долг врача.

  1. Профессиональная этика и этикет. Правила хорошего тона и прин­ципы деловых отношений. Репутация врачей. Профессиональная автоно­мия. Автономия врача или ученого и административная дисциплина.

    Про­блема коллегиальности и корпоративности. Отношение к ошибке колле­га: этический и юридический аспекты. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине.

    Моральные проблемы медицинского обуче­ния у постели больного.

  1. Кодекс сословной чести как, обычай и как писаный свод правил. Суды чести (исторический аспект). Консилиум: прошлое и настоящее. Консилиум и врачебная тайна. Консилиум в условиях частной практики. Консилиум и риск ятрогении (полипрагмазия).

  1. Моральные проблемы взаимоотношения с врачами-гомеопатами, отношение к целителям и другим представителям “альтернативной” медицины.

Этические аспекты взаимоотношений врачей с медицинскими сестрами и другими специалистами в лечебно-профилактических уч­реждениях. Реформа сестринского дела в России. Современная филосо­фия сестринского дела.

  1. Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты. Пути их разрешения и формы предупреждения. Этические комитеты в здравоохранении. История создания и основные направления деятельности. Исследовательские и больничные этические комитеты.

  1. Этика ученых. Моральные аспекты взаимоотношения научного ру­ководителя и его учеников. Этические аспекты соавторства.

  2. “Нюрнбергский кодекс” и “Хельсинская декларация” Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытании на человеке.

    Научная обоснованность осуществления эксперимента или ис­пытания как фундаментальный моральный принцип. Принципы уважения автономии личности и “не навреди” при проведении биомедицинских экспериментов.

    Правило добровольного информированного согласия как необходимое условие проведения испытаний и экспериментов на челове­ке. Суррогатное согласие. Проблема не раскрытия информации по науч­ным основаниям (исследования с использованием плацебо). Терапевтиче­ские и нетерапевтические эксперименты.

    Оценка риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследования. Права испытуемых и ответственность специалистов, проводящих эксперименты. Роль исследо­вательских этических комитетов при проведении исследований на чело­веке.

    Проблемы проведения испытаний и исследований на пре-эмбрио­нах, эмбрионах и плодах человека, детях, недееспособных пациентах, заключенных, военнослужащих. Этическая допустимость и размер возна­граждения испытуемым за участие в эксперименте. Этика научных пуб­ликаций результатов испытаний и экспериментов.

  3. Минимизация страданий лабораторных животных. Гуманное со­держание. Моральный смысл обезболивания. Замещение животных молекулярно-биологическими, компьютерными или иными моделями, исполь­зование культур клеток. Эвтаназия лабораторных животных. Этика от­ношения к лабораторным животным в практике преподавания.

Медицинские вмешательства в репродукцию человека. Моральные проблемы медицинской генетики

  1. Медицинские вмешательства в репродукцию человека: историче­ский, социальный, моральный, правовой и религиозный контекст. Репро­дуктивное здоровье. Репродуктивный выбор. Репродуктивные права.

  2. Аборт и его виды. Моральный статус пре-эмбрионов, эмбрионов и плодов. Движение за запрет абортов. Автономия беременной женщины и право плода на жизнь. Аборт и религиозная мораль. Либеральный, кон­сервативный и умеренный подходы к проблеме аборта.

  3. Морально-этические проблемы контрацепции. Принудительная и добровольная стерилизация. Этическое регулирование стерилизации (ин­формированное согласие, конфиденциальность и т.д.). Контрацепция, стерилизация и религиозная мораль.

  4. Бесплодие. Способы искусственного оплодотворения. Гетерологическая и гомологическая инсеминация. Технология экстракорпорального оплодотворения с последующим переносом эмбриона (ЭКО и ПЭ) и но­вые этические проблемы медицины.

    Дебаты вокруг проблем донации га­мет. “Суррогатное материнство”. Искусственное оплодотворение и ятрогенный риск. Здоровье детей.

    Несовпадение биологического и социально­го родительства и проблема идентификации личности ребенка, право ребенка знать своих родителей.

  5. Морально-этические проблемы пренатальной диагностики. Про­блема обоснованного риска при выборе диагностической процедуры. Мо­рально обоснованный выбор в условиях неопределенности диагноза. Ди­рективная и недирективная модель врачебного консультирования по ре­зультатам пренатальной диагностики. Этические проблемы неонатологии.

Моральные проблемы установления критерия новорожденности. Этические нормы выхаживания недоношенных детей. Проблема эвтана­зии новорожденных с тяжелыми пороками развития.

  1. Этические проблемы сексологии и сексопатологии.

Специфика моральных проблем медицинской генетики. Проблема конфиденциальности и добровольного информированного согласия в ме­дицинской генетике. Кодирование, анонимизация и неидентифицируе­мость медико-генетической информации. Стигматизирующий характер генетического диагноза.

Этические проблемы применения методов, ис­пользуемых медициной для диагностики и коррекции генетических на­рушений (генетический скрининг и тестирование, генеалогический метод, пренатальная диагностика и др.).

Моральные аспекты медико-генетичес­кого консультирования (директивная и недирективная модели).

  1. Генетическая информация как собственность. Моральные пробле­мы реализации международного проекта “Геном человека”. Патентование генов. Старые и новые варианты евгеники. Позитивная и негативная евгеника. Этические принципы генодиагностики и генетической терапии и инженерии. “Право знать” и “право не знать” генетический диагноз.

  2. Медицинская генетика и криминалистика. Моральные аспекты генетических методов идентификации личности.

Проблема клонирования человека. Два подхода к проблеме: в США и Европе.

Источник: https://studfile.net/preview/6063634/page:2/

Права и обязанности врачей

Права и моральные обязанности врачей

Актуальной проблемой в настоящее время наряду с проблемой определения прав и обязанностей пациентов, является проблема четкого определения прав и обязанностей врачей.

В большинстве стран основными правами врачей являются: контроль работы подчиненного медицинского персонала; заключение договоров на оказание медицинских услуг; получение платы за медицинские услуги, не предусмотренные условиями контракта, на основании дополнительного договора; заявлять исковые требования в суд и отвечать по ним и др. Датский закон предусматривает право врачебного персонала не участвовать в лечении пациента, отказавшегося принимать препараты крови, а также в наблюдении за ним, если это идет в разрез с этическими убеждениями этого персонала.

Наряду с правами врачей, существует и определенный перечень их обязанностей. В октябре 1949 г. 3-ей Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации был принят Международный кодекс медицинской этики* [51], закрепивший как общие обязанности врача, так и обязанности врача по отношению к пациенту.

К общим обязанностям врачей относятся следующие:

– всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты;

– не позволять соображениям собственной выгоды оказывать влияние на свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента;

– ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи, вне зависимости от собственной профессиональной специализации;

– быть честным в отношениях с пациентами и коллегами и бороться с теми из своих коллег, которые проявляют некомпетентность или замечены в обмане;

– уважать права пациентов, коллег, других медицинских работников, а также хранить врачебную тайну;

– лишь в интересах пациента в процессе оказания медицинской помощи осуществлять вмешательства, способные ухудшить его физическое или психическое состояние;

-.быть крайне осторожным, давая информацию об открытиях, новых технологиях и методах лечения через непрофессиональные каналы;

– утверждать лишь то, что проверено лично.

Наряду с общими обязанностями врача, в Международном кодексе медицинской этики закреплены и обязанности врача по отношению к пациенту, а именно:

– постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни;

– обращаться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование или лечение выходят за уровень его собственных профессиональных возможностей;

-.хранить врачебную тайну даже после смерти своего пациента;

-.всегда оказывать неотложную медицинскую помощь любому в ней нуждающемуся.

Во многих странах существуют так называемые «национальные» моральные кодексы.

Например, Американской Медицинской Ассоциацией приняты общие Правила медицинской этики, которые предлагаются в помощь врачам для индивидуального и коллективного поддержания высокого уровня этического поведения.

Однако следует отметить, что они являются не законом, а стандартом взаимоотношений врача с больными, коллегами и специалистами смежных профессий [52].

В большинстве стран нет четкого деления обязанностей врачей на общие и обязанности врача по отношению к пациенту. Так, например, в Германии обязанности врача закреплены в земельных законах о больничных палатах, согласно которым ониобязаны:

-.содействовать сохранению высокого нравственного и научного уровня врачебного корпуса;

-.поддерживать службу общественного здравоохранения при выполнении ее задач в области медицины;

-.представлять на утверждение предложения и давать консультативные заключения по всем вопросам, касающимся профессии врача;

-.регулировать профессиональные обязанности врача путем составления профессиональных уставов;

-.вести контроль за исполнением служебных обязанностей врачей;

-.представлять профессиональные интересы врачей;

-.содействовать благонравному взаимоотношению врачей друг с другом и с третьими лицами [53].

В США к обязанностям врача относят: осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска; осуществление динамического наблюдения за состоянием здоровья пациентов с проведением необходимого обследования и оздоровления; оказание срочной помощи при неотложных и острых состояниях; своевременную консультация и госпитализацию больных в установленном порядке; ведение утвержденных форм учетной и отчетной документации.

Краеугольным камнем при рассмотрении вопроса прав и обязанностей врачей за рубежом является вопрос информированного согласия на медицинское вмешательство. Он связан с юридическим подтверждением согласия пациента на медицинское вмешательство.

Комплексный, многоаспектный характер обуславливает сложность и неоднозначность подходов к его интерпретации и правовому значению.

Проблема информированного согласия на медицинское вмешательство является одновременно и фактором реализации прав пациента при получении медицинской помощи, и средством профилактики возникновения юридических конфликтов. Остановимся на толковании сути данного понятия.

Как реакция мировой общественности на действия нацистских медиков, во второй половине 40-х гг. ХХ в. акцентируется внимание на необходимости добровольного участия испытуемых в проведении медицинских экспериментов. Тогда же появляется термин «добровольное согласие», который был закреплен в Нюрнбергском кодексе [54].

В дальнейшем, по мере развития медицины, роста активности правозащитных движений добровольность как обязательное согласие на медицинское вмешательство была дополнена информированностью, суть которой заключалась в необходимости предоставления пациенту со стороны медицинских работников информации относительно предстоящего медицинского вмешательства.

В распространении термина «информированное согласие» ключевую роль сыграло дело Salgo v. Leland Stanford Jr. University Board of Trustees, (Cal.Ct.App. 1957). Пациент, парализованный в результате транслюмбальной аортографии, выиграл данный процесс.

В суде выяснилось, что если бы больной был информирован о возможности такого осложнения, то он не дал бы согласия на проведение аортографии. Это дело способствовало как становлению термина «информированное согласие» (англ.

– informed consent) так и закреплению необходимости получения согласия на медицинское вмешательство.

По мнению американских юристов П. Аппельбаума, Х. Лидса и А. Майзеля, информация должна сообщаться пациенту в том объеме, какой, с точки зрения «среднего здравомыслящего пациента», необходим для того, чтобы он мог принять решение [55]. Она должна создавать у него адекватное представление:

1).о характере и целях предлагаемого ему лечения;

2).о связанных с ним «существенных рисках»;

3).о возможных альтернативах данному виду лечения.

Большое значение придается второй категории информации. При информировании пациента врач должен принимать во внимание четыре аспекта риска: его характер, серьезность, вероятность его материализации и внезапность материализации.

В некоторых штатах США законы или подзаконные акты прямо устанавливают перечни рисков, о которых врач обязан уведомить пациента. Кроме обязанности информировать пациента на враче лежит обязанность получить его согласие на медицинское вмешательство.

Решение пациента, положительное или отрицательное, должно отвечать двум требованиям: понимания и добровольности. Исследователь Д.

Аннас указывает: «чтобы «информированное согласие» работало на пациента, необходимо выполнить три условия: 1) соответствующий формуляр должен быть полным; 2) он должен быть составлен на понятном пациенту языке; 3) пациент должен иметь копию формуляра и получить время для того, чтобы обдумать информацию, которую он содержит» [56].

В 1964 г. Всемирной Медицинской Ассоциацией была принята Хельсинская декларация, в ст. 9 которой сказано, что врач «должен получить от испытуемого добровольно подписанное информированное согласие на участие» [57]. В 1981 г. была принята Лиссабонская Декларация о правах пациента, которая в п. С.

предусматривает, что пациент имеет право, получив адекватную информацию, согласиться на лечение или отказаться от него [58]. Согласно п. 3.1. Декларации о политике в области обеспечения прав пациента в Европе[59] 1994 г.

«информированное осознанное согласие пациента является предварительным условием любого медицинского вмешательства». И только в Конвенции о защите прав и достоинств человека в связи с использованием достижений биологии и медицины 1996 г.

был четко установлен порядок получения добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство. Общее правило медицинского вмешательства состоит в следующем:

1) медицинское вмешательство может осуществляться лишь после того, как соответствующее лицо даст на это свое добровольное информированное согласие;

2) это лицо заранее получает соответствующую информацию о цели и характере вмешательства, а также о его последствиях и рисках;

3) это лицо может в любой момент беспрепятственно отозвать свое согласие.

Остановимся подробнее на понятии получения добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство.

Один из разработчиков данной Конвенции Жан Мишо [60] приводит следующее толкование рассматриваемых вопросов. Согласие, поясняет Жан Мишо, может даваться в самых различных формах. Оно может быть прямым или косвенным. Прямое согласие может быть устным или письменным. Принято считать, что прямое согласие необязательно в отношении многих обычных врачебных действий.

В связи с этим согласие зачастую бывает косвенным, поскольку соответствующее лицо достаточно информировано о том, что должно произойти. Однако в некоторых случаях, например, в случае инвазивной диагностики или лечения, может потребоваться прямое согласие.

Для участия в научных исследованиях или в случае удаления частей тела в целях трансплантации необходимо прямое и конкретное согласие пациента. Добровольное согласие означает, что оно может быть отозвано в любой момент, и что решение соответствующего лица должно уважаться, если это лицо полностью информировано о последствиях.

Однако этот принцип не означает, что, например, отказ пациента во время операции должен всегда выполняться. Профессиональные стандарты могут потребовать от врача продолжать операцию, чтобы избежать серьезной опасности для здоровья пациента.

Вопросы для самоконтроля

1..Дайте определение понятия «права пациента».

2..Назовите основные направления развития прав пациентов в Европе.

3..Дайте характеристику прав пациентов в сфере трансплантологии и психиатрии в зарубежных странах.

4..Охарактеризуйте систему защиты прав пациента в Великобритании.

5..Охарактеризуйте основные права и обязанности врачей.

Практические задания

1..Приведите классификацию основных прав пациентов.

2..Приведите доводы в пользу обоснованности презумпции несогласия в качестве основания для изъятия органов и тканей у трупов для трансплантации.

3..Выделите и проанализируйте основные проблемы (не менее 3-х) и пути их решения в сфере донорства при использовании трупных трансплантантов.

4..Выделите и проанализируйте основные проблемы (не менее 3-х) и пути их решения в сфере донорства с использованием живых доноров.

5..Заполните таблицу «Гарантии, предоставляемые донору и реципиенту при проведении операции по трансплантации» (на примере не менее 2-х государств).

Источник: https://studopedia.su/14_124109_prava-i-obyazannosti-vrachey.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.