Права и обязанности медицинских

На что имеет право медицинская организация

Права и обязанности медицинских

Жизнь и здоровье граждан Российской Федерации являются наивысшей социальной ценностью, которые охраняются законом. Поэтому законодатель закрепил на наивысшем уровне права и обязанности медицинских организаций — перечень, которым обладают субъекты оказания всех видов медицинской помощи.

Главной целью принятия большинства законов, касающихся учреждений, находящихся под руководством Министерства Здравоохранения, является гарантирование каждому человеку оказания в случае необходимости надлежащей медицинской помощи, а также возможности защитить и восстановить свои права, как пациента, в случае их нарушения со стороны медицинского персонала.

Система государственной здравоохранительной системы

Прежде чем привести и раскрыть перечень прав и обязанностей медицинской организации необходимо уяснить, какие органы входят в число тех, на которые распространяется правовой статус медицинских учреждений.

Первое, что нужно уяснить, это то, что все медицинские учреждения и высшие исполнительные органы, осуществляющие контроль над их деятельностью, являются объектами, отнесёнными в ведение исполнительной ветви власти, соответственно во главе такой структуры должно находиться Министерство.

Итак, система государственной здравоохранительной системы представлена (в иерархии):

  1. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Его основными функциями является законодательная инициатива, направленная на регулирование и совершенствование правоотношений, возникающих при обращении гражданина за каким-либо видом медицинской помощи. Контроль за деятельностью подведомственных структур (в том числе и медицинских учреждений). Введение в применение иностранного опыта путём внесения изменений и новшеств в ведомственную документацию, рекомендованную к использованию организациями, оказывающими врачебную помощь.
  2. Территориальные органы исполнительной власти, деятельность которых направлена на охрану жизни и здоровья населения. Эти органы (ОМС) осуществляют контроль на местном уровне, ведут отчётность о проделанной работе Министерству (результаты проверок, обобщение данных, статистическая информация). Информируют о проблемах, возникающих при оказании медпомощи местными структурами, а также предлагают возможные варианты их решения, если их собственных полномочий и (или) ресурсов для устранения недостаточно.
  3. Российская академия наук. Ведёт основную научную работу в сфере оказания всех видов медпомощи, проводит исследовательскую работу, проводит исследование по разработке и открытию лечебных препаратов, аппаратов, методик.
  4. Органы исполнительной власти субъектов Федерации, которые находятся под руководством Федеральных органов системы здравоохранения. Осуществляют обеспечение реализации законов, распоряжений и рекомендаций Министерства Здравоохранения медицинскими организациями федеральных субъектов, осуществляющих свою деятельность на законных основаниях.
  5. Управленческие органы, деятельность которых направлена на охрану здоровья граждан. Осуществляют управление деятельностью субъектов, оказывающих все виды медицинских услуг (в том числе неотложную помощь).
  6. Иные структуры, основным направлением деятельности, которых является охрана здоровья граждан: фармацевтические организации и компании, учреждения законом наделены правом проведения судебно-экспертных актов, структуры, осуществляющие деятельность по охране здоровья в рамках защиты прав потребителей.
  7. Прочие организации, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение здоровья населения Российской Федерации.

Помимо вышеуказанных, к системе органов здравоохранения относят муниципальные учреждения, основными направлениями осуществления полномочий, которых является сфера здравоохранения, а также подведомственные им органы.

Также необходимо отметить, что частные структуры не являются исключением и законом внесены в перечень органов системы здравоохранения, обязаны действовать исключительно в рамках закона и в интересах граждан.

Любые положения, которые могут быть закреплены в учредительных документах таких организаций, в случае противоречия с законом, являются ничтожными, а медицинские сотрудники таких структур (наряду с владельцами-основателями) несут равную ответственность с работниками медицинских организаций государственной формы собственности.

Права, которыми наделяются медицинские организации

Основную нормативную базу, которая регламентирует перечень прав, принадлежащих субъектам, осуществляющим деятельность по охране здоровья граждан на законных основаниях, составляют Федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан РФ», «Об обязательном мед страховании граждан РФ», а также Конституция.

Все права медицинских организаций, которыми их наделяет законодатель, условно можно разделить на три сферы:

  • трудовые права, осуществляемые субъектами системы здравоохранения;
  • права в области непосредственной деятельности по охране здоровья граждан;
  • права, которые касаются научно-исследовательской деятельности, осуществляемой в рамках закона, интересах органов здравоохранительной системы и общества в целом.

Таким образом, медицинская организация имеет право:

  1. Утверждать штат сотрудников, подавать ходатайство на добавление штатных единиц при их недостатке (с предоставлением объективной аргументации), утверждать систему, по которой будет осуществляться выплата заработной платы медицинских работников (с учётом минимальных ставок, установленных законодателем).
  2. Оказывать оплачиваемую медицинскую помощь, заключать договора на оказание медицинских услуг на оплачиваемой основе с учётом положений обязательного медицинского страхования физических лиц, также тарификации сумм оплаты врачебных услуг, оказываемых на платной основе.
  3. Сбор и обобщение данных относительно медицинского обслуживания, выявление недостатков и недочётов, а также выдвижение руководящему органу предложений, относительно оптимизации работников соответствующего медучреждения и работы организации в целом.
  4. Медицинская организация имеет полное право опротестовывать документацию страховых организаций, заключающую необъективные данные относительно качества предоставленной врачебной помощи (манипуляций), условий оказания медицинских услуг, превышения или сокращения объёма оказанной медпомощи.
  5. Реализовывать полномочия в сфере охраны здоровья на неоплачиваемой основе в рамках обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.
  6. Издавать документацию, непосредственно касающуюся реализации функций в сфере охраны здоровья и в рамках своих полномочий с использованием официальных бланков, печатей и штампов, а также, в случае наличия, электронных цифровых подписей. К таким документам относятся больничные листы, справки, рецепты на медицинские препараты.
  7. Использовать в своей деятельности лекарственные препараты и медицинское оборудование, сертифицированное на уровне государства, биологически активные добавки и препараты специализированного диетического питания.
  8. Страховая медицинская организация имеет неотъемлемое право заниматься установлением суммы взноса в меценат за оказываемые услуги, застраховывать физические лица (выступать страхователем), которые обратились за предоставление данной услуги.

Права медицинских организаций и обязанности граждан, выступающих в роли пациентов, корреспондируют друг другу. Однако перечень прав, которыми наделены законом пациенты гораздо шире вышепредставленного списка.

Также к правам учреждений системы здравоохранения можно отнести возможность подавать ходатайства в суд о даче разрешения на осуществления врачебного вмешательства без получения письменного согласия, или при наличии информированного отказа, право принимать на себя ответственность за деятельность медперсонала в случае оказания помощи больным при отсутствии возможности получить согласие на совершение определённых манипуляций.

Страховая медицинская организация имеет право требовать отчётность об оказанных услугах, их количестве (права страховой медицинской организации непосредственно выплывают из текста Федерального закона «Об обязательном мед страховании…»).

В целях обеспечения предоставления гражданам квалифицированных медицинских услуг, оказания их надлежащим образом, а также гарантирования физическим лицам охрану здоровья, на медицинские организации закон возлагает следующие обязанности:

  • выполнять все обязательства, возложенные законодателем на субъектов, оказывающих врачебную помощь гражданам на законных основаниях;
  • совершать свою деятельность строго в рамках закона, в работе руководствоваться Федеральными, местными нормативно-правовыми актами, а также распорядительными документами органов исполнительной власти;
  • оказывать медуслуги на неоплачиваемом основании в рамках программы обязательного медстрахования граждан Российской Федерации;
  • составлять отчёты об оказанных услугах и предоставлять их соответствующему контролирующему органу;
  • в своей деятельности использовать разрешённые препараты и утверждённые методики лечения;
  • вести профилактическую работу, направленную на сокращение заболеваемости и распространения заболеваний;
  • информировать пациентов о состоянии их здоровья, возможных последствиях, а также способах и методах лечения, которые могут (планируются) применяться;
  • перед осуществлением вмешательства в условиях стационара получать письменное согласие от пациента на совершение таких действий;
  • соблюдение врачебной этики и сохранение тайны;
  • гарантировать оказание экстренной медпомощи на неоплачиваемом основании;
  • использовать доступные средства информации для уведомления населения о графиках работы, оказываемых услугах (их ценах, при оказании платных услуг), предоставляемых организацией, а также, в случае необходимости, о эпидемиологическом положении в округе (государстве) и моделях поведения, направлены на профилактику, снижение заболеваемости;
  • проводить мониторинг соответствия сотрудников занимаемым должностям, проверку их квалификации, при необходимости обеспечивать повышение квалификации и переквалификацию медработников (установление испытательных сроков, проведение теста соответствия знаний занимаемой должности);
  • предоставлять информацию в ОВД в случае поступления пациентов, физическое состояние, которых нарушено вследствие явных противоправных действий, совершённых третьими лицами;
  • проводить страхование собственной гражданской ответственности;
  • обеспечивать надлежащие условия оказания помощи и её эффективность;
  • информировать население о действующих программах предоставления бесплатной врачебной помощи, программами обеспечения нуждающихся граждан и слоёв населения необходимыми лекарственными препаратами;
  • пропагандировать здоровый образ жизни среди всех слоёв населения.

Из вышеприведённого списка необходимо сделать вывод, что перечень обязанностей, которые необходимо выполнять организациям, оказывающим врачебную помощь, направлен на обеспечение эффективной работы всей системы органов здравоохранения и повышение результативности политики, внедряемой государством относительно охраны здоровья населения.

Профессионализм услуг, которые оказываются структурами системы здравоохранения, напрямую зависит от выполнения всеми её звеньями обязанностей и реализации прав, закреплённых на уровне закона.

Только полное понимание важности здоровья нации и ответственное отношение врачей к своей деятельности способны привести к повышению качества обслуживания, сокращению заболеваемости и положительному отношению граждан к отечественной медицине в целом.

Источник: https://provolochek.ru/medicina/prava-i-obyazannosti-organizatsij.html

Права, обязанности и ответственность медицинских работников

Права и обязанности медицинских

Врачебная деятельность, в которой очень тесно переплетаются морально-этические и правовые нормы, имеет существенные отличия от других профессий в отношении и прав, и обязанностей медицинского работника. Эти особенности нашли отражение в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.

Общие положения медицинского работника (Права и обязанности)

В статье 1 «Основ законодательства» подчеркивается, что «Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья». Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ.

В статье 2 указано, что основными принципами охраны здоровья граждан являются:

  • соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
  • доступность медико-социальной помощи;
  • социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  • ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Следовательно, охрана здоровья граждан является одной из важнейших задач государства.

Вот почему к медицинской и фармацевтической деятельности допускаются лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации (ст.

54 «Основ законодательства»), причем их права и обязанности по отдельным специальностям и видам деятельности определяются специальными инструкциями, которые утверждаются Министерством здравоохранения РФ.

Право граждан на охрану здоровья сформулировано и в ст. 17 «Основ законодательства», где записано, что «это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи».

В статье 11 раздела 3 говорится, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения осуществляется проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм, гигиенических нормативов и системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора. По-следний проводится медицинскими работниками центров санитарно-эпидемиологического надзора, предписания которых являются обязательными для всех должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и отдельных граждан.

Раздел 6 «Основ законодательства» посвящен правам граждан при оказании медико-социальной помощи. Каждый гражданин России имеет право на выбор врача, в том числе семейного и лечащего, с учетом его согласия, а также лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования.

В статье 32 определен порядок согласия больного на медицинское вмешательство. Необходимым условием медицинского вмешательства является добровольное согласие гражданина.

Согласие на производство хирургических операций и применение сложных методов диагностики лицам, не достигшим 15-летнего возраста, и гражданам, признанным в установленном законом порядке недееспособными, дается их родителями или законными представителями.

Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином или его законным представителем, а также медицинским работником.

При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего 15-летнего возраста, либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц (ст. 33 «Основ законодательства»).

В статье 34 «Основ законодательства» говорится об оказании медицинской помощи без согласия граждан.

Оказание медицинской помощи без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, стра-дающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях или в порядке, установленных законодательством РФ.

Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия их законных представителей принимается врачом (консилиумом), а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей  или судом.

Медицинское обследование и госпитализация лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, проводятся без их согласия в порядке, устанавливаемом Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (от 2 июля 1992 г.).

В отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (а в ряде случаев даже преступление), могут быть применены принудительные меры медицинского характера на основаниях и в порядке, установленных Уголовным кодексом РФ (ст. 97).

Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия, или по решению суда.

В разделе 8 «Основ законодательства» предусмотрены гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам. Так, в ст. 38 определено, что «первичная медико-социальная помощь является основным, доступным и бесплатным видом медицинского обслуживания по месту жительства».

Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомст-венной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу (ст. 39 «Основ законодательства»).

Остановимся также на правах и обязанностях врачей по применению новых методов профилактики, диагностики, лечения и использования новых лекарственных средств.

В статье 43 «Основ законодательства» указывается, что «в практике здравоохранения используются методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке. Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установленном порядке методы диагностики, лечения и лекарственные средства могут использоваться в интересах излечения пациента только после получения его добровольного письменного согласия, как и для лечения лиц, не достигших возраста 15 лет, только при непосредственной угрозе их жизни и с письменного согласия их законных представителей».

Одной из ответственных обязанностей врачей является определение степени временной и постоянной утраты трудоспособности. Временная нетрудоспособность устанавливается врачом или врачебной комиссией с оформлением листков нетрудоспособности (ст. 49 «Основ законодательства»).

Длительная или постоянная нетрудоспособность определяется врачебно-трудовыми экспертными комиссиями, которые наряду со степенью (группой) инвалидности устанавливают ее причины, дают рекомендации по трудовому устройству граждан. Рекомендации экспертизы по трудовому устройству граждан являются обязательными для администрации предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности (ст. 50 «Основ законодательства»).

Статья 52 «Основ законодательства» предусматривает проведение судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз.

В статье 61 подчеркивается обязанность медицинских работников сохранять врачебную тайну в случаях, когда от этого не страдают интересы государства и общества.

В части 3 этой статьи указывается, что предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.

Кроме того, врач должен извещать органы здравоохранения или следствия и суда обо всех случаях острозаразных заболеваний, самоубийств, убийств, нанесения тяжкого вреда здоровью, подозрениях на криминальный аборт.

Статья 68 определяет, что за нарушение прав граждан в области охраны здоровья медицинские и фармацевтические работники могут быть привлечены к гражданской, дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Естественно, что в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» лишь в общем виде сформулированы основные права и обязанности медицинских работников, которые существенно дополняются ведомственными инструкциями, указаниями, приказами и другими документами применительно к каждой врачебной специальности.

Многие обязанности медицинских работников не нашли отражения ни в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», ни в инструкциях и приказах. Они вытекают из исторически сложившейся специфики врачебной деятельности, нашедшей свое отражение в особых нормах врачебной этики и правилах медицинской деонтологии.

Оценка неблагоприятных исходов в медицинской практике

Известно, что далеко не все заболевания заканчиваются благополучно.

Неблагоприятный исход может быть обусловлен неизлечимостью болезни, атипичностью течения ее у данного больного, несвоевременностью обращения больного к врачу, особой чувствительностью больного к некоторым медикаментам, аномалиями развития отдельных его органов и систем и т.п.

В таких случаях оценка неблагоприятного хода лечения даже квалифицированными специалистами нередко вызывает затруднения. Это не случайно и связано в первую очередь со спецификой врачебной деятельности, резко отличающейся от других профессий

При оценке последствий действий медицинского работника дело обстоит значительно сложнее. Хотя медицинская деятельность также регламентирована многочисленными официальными правилами и инструкциями, эти официальные документы не могут предусмотреть всего разнообразия действий меди-цинских работников, тем более применительно к особенностям индивидуального течения заболевания у каждого больного.

Здесь область научного исследования и практика оказания медицинской помощи нередко тесно переплетаются между собой. И такое положение не случайно.

Оно обусловлено спецификой оказания лечебной помощи, интересами больного, поскольку индивидуальное течение заболевания требует от врача исключительной наблюдательности, индивидуального подхода в выборе средств и методов лечения, правильной оценки эффективности избранных средств, т.е.

по существу проведения элементов научного исследования при лечении каждого больного. В медицине не может быть стандартного подхода к больным, стандартного выбора методов диагностики и средств лечения даже при одних и тех же заболеваниях, поскольку врач лечит не болезнь, а больного.

Все действия медицинских работников, связанные с неблагоприятными последствиями, большинство судебно-медицинских экспертов и юристов делят на три группы: врачебные ошибки, несчастные случаи и наказуемые упущения или профессиональные преступления.

Таким образом, при оценке неблагоприятных исходов в медицинской практике в первую очередь необходимо установить правильность или неправильность оказания медицинской помощи.

Если медицинская помощь была оказана правильно, то с юридической точки зрения отпадает необходимость в проверке причин неблагоприятного исхода.

При наличии неправильных действий врача возникает необходимость в установлении их причин.

Правильность или неправильность врачебных действий, в том числе и причины неправильного оказания помощи, обычно устанавливаются судебно-медицинскими экспертными комиссиями. 

Выше мы в основном уже касались медицинской и судебно-медицинской оценки неблагоприятных исходов лечения. Основными критериями юридической оценки в подобных случаях являются установление противоправности действий (бездействия) медицинских работников и установление виновности конкретных лиц в неблагоприятном исходе лечения.

Естественно, что медицинская и юридическая оценка благоприятных последствий лечения связана с уровнем развития медицины.

По мере прогресса медицинской науки появляются новые методы и способы диагностики и лечения заболеваний, которые расширяют возможности медицины, объективно способствуя уменьшению числа неблагоприятных исходов лечения.

Вместе с тем расширение арсенала диагностических методов и средств лечения все больше затрудняет объективную оценку неблагоприятных исходов в медицинской практике.

Обязательными элементами объективной и субъективной сторон всякого правонарушения медицинских работников являются: противоправное (неправильное) действие (бездействие), вред для больного, необходимая причинная связь между неправильным действием (бездействием) и вредом и, наконец, умысел или неосторожность (вина) в действиях (бездействии) медицинского персонала.

Проступки медицинских работников

Проступки медицинских работников, как и вообще все проступки, делятся на гражданские, административные и дисциплинарные. Кратко остановимся на ответственности медицинских работников за совершенные ими проступки.

Гражданская ответственность медицинских работников заключается в применении имущественных санкций (например, возмещение убытков за порчу больничного оборудования, за потерю нетрудоспособности больного в связи с неправильным лечением) и осуществляется как в судебном (гражданский иск), так и административном порядке.

Административная ответственность применительно к медицинским работникам состоит в наложении штрафа, конфискации вещей (инструменты, препараты), временном отстранении от должности и т.д.

Дисциплинарная ответственность медицинских работников выражается в применении к виновным в совершении дисциплинарного проступка дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, строгий выговор, перевод на низшую должность, увольнение с работы и т. п.).

Некоторые проступки, связанные с неблагоприятным исходом лечения больных  нуждаются в специальном рассмотрении. 

Источник: http://kerchbolnica1.ru/index.php/sotrudnikam/bioetika-i-pravovaya-kultura/36-prava-obyazannosti-i-otvetstvennost-meditsinskikh-rabotnikov

Права и обязанности медицинских учреждений

Права и обязанности медицинских

ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) наряду с правами и обязанностями физических лиц и государственных органов отдельно выделяет права и обязанности медицинских организаций.  Можно отметить, что законодательство предусматривает гораздо большее количество обязанностей, чем прав. В данной статье мы проанализируем только наиболее проблемные положения медицинского законодательства.

Сфера регулирования

В узком понимании под медицинской организацией понимается юридическое лицо, осуществляющее медицинскую деятельность в качестве основного вида предпринимательской деятельности.

Однако все права и обязанности медицинских учреждений в одинаковой степени распространяются и на юридические лица, осуществляющие медицинскую деятельность наряду с уставной деятельностью.

Кроме того, данные положения относятся также к индивидуальным предпринимателям, занимающимся соответствующей деятельностью.

Права медицинских организаций

Во-первых, медицинская организация вправе выдавать  различные медицинские документы (справки, рецепты, листки трудоспособности или медицинские заключения), а если  быть более точным, то непосредственно данное правомочие реализуется посредством деятельности должностных лиц данного учреждения.

Однако стоит понимать, что ввиду различных ограничений не любой работник медицинской организации вправе выдавать вышеуказанные документы.

Так, выписывать рецепты вправе только врачи, а также в отдельных случаях фельдшеры и акушерки (аналогично, для выдачи справок),  а листки нетрудоспособности – лечащие врачи, а также фельдшеры в предусмотренных подзаконными актами случаях.

Особо отметим, что не могут выдавать листки нетрудоспособности организации переливания крови, организации скорой медицинской помощи, приёмные отделения больничных учреждений, а также медицинские организации особого типа.

Ещё одним правом является осуществление медицинскими организациями научной деятельности. Однако согласно ФЗ «О науке научно-технической деятельности», научная деятельность также должна быть предусмотрена уставом медицинской организации.

Наконец, проблемным вопросов является  право медицинских организаций на создание  информационных систем локального уровня, содержащих сведения о пациентах.

Прежде всего, рассматриваемое право непосредственно связано с обязанностью по соблюдению конфиденциальности и сохранению врачебной тайны, именно это обстоятельство, согласно позиции Конституционного Суда РФ, гарантирует права пациентов, а данная норма не нарушает неприкосновенность частной жизни.

Таким образом, главным условием использования медицинским учреждением такой системы является обеспечение защиты персональных данных и нераспространение врачебной тайны.

Обязанности медицинских организаций

В контексте вопроса, касающегося обязанностей медицинских учреждений, мы, прежде всего, остановимся на тех обязанностях, несоблюдение которых может повлечь за собой серьёзные юридические последствия для организации, а также иных проблемных вопросах.

Прежде всего, это обязанность организации оказывать экстренную помощь. В соответствии со ст. 11 Закона она должна быть оказана бесплатно и безотлагательно, вне зависимости от того, является ли организация государственной или частной. Несоблюдение данной нормы влечёт ответственность для врача по ст.

124 Уголовного кодекса РФ. Однако может возникнуть вопрос, существуют ли какие-то пределы обязанности по оказанию экстренной помощи.

В частности, практикой так и не решён вопрос, о правомерности отказа медицинской организации в оказании помощи больному, обусловленного отсутствием необходимого оборудования для оказания квалифицированной помощи.

Ещё одна обязанность медицинских учреждений, направленная на обеспечение прав пациентов, – это информирование о бесплатном оказании помощи в рамках программы государственных гарантий.

Особенно актуален данный вопрос для коммерческих организаций, так как большинство из них специализируется на платном оказании услуг, однако, несмотря на это, обязанность по информированию о возможности бесплатного получения медпомощи распространяется и на коммерческие организации.

Информирование может осуществляться как в устной форме непосредственно самим лечащим врачом, так и на информационных стендах, официальном сайте организации.

Более того, если организация сама непосредственно участвует в программе государственных гарантий, то она обязана предоставить пациентам информацию о конкретных условиях оказания помощи, её объёме, а также порядке.  За несоблюдение обязанности по информированию медицинская организация подлежит ответственности по ст. 6.30. КоАП РФ.  Максимальный штраф для юридических лиц по данной статье равен 30 тыс. рублей. 

В сфере информирования граждан медицинская организация также обязана информировать граждан о той медицинской деятельности, которая ей осуществляется, а также размещать сведения о своих работниках, в том числе об уровне их квалификации и образования.

В этой связи необходимо отметить следующее. Для размещения информации о сотрудниках в сети Интернет (обычно информация размещается на сайте организации) получения их согласия не требуется.

Такая правовая позиция подтверждена разъяснениями Роскомнадзора, а также судебной практикой. 

Наконец, обеспечения использования только лекарственных средств (далее – ЛС), разрешенных к применению на территории РФ также является важной обязанностью медицинских учреждений. При этом понятие «разрешённых к применению» следует толковать в ряде аспектов. Во-первых, ЛС должно быть зарегистрировано в соответствии с фармацевтическим законодательством.

Во-вторых, ЛС должно соответствовать требованиям к качеству, что должно быть подтверждено декларацией о соответствии. В-третьих, оно не должно быть контрафактным или фальсифицированным. Нарушение любого из этих условий влечёт за собой достаточно суровые санкции, предусмотренные КоАП РФ (см. например, ст. 14.43. КоАП РФ – штраф до 300 тыс.

рублей), а также УК РФ в случае распространения фальсифицированной продукции. 

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/farmatsevticheskoe-i-meditsinskoe-pravo/81-prava-i-obyazannosti-meditsinskikh-uchrezhdenij

Права и обязанности медицинских организаций

Права и обязанности медицинских

ПРАВА МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ст.78))

Медицинская организация имеет право:

1) вносить учредителю предложения по оптимизации оказания гражданам медицинской помощи;

2) участвовать в оказании гражданам Российской Федерации медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования;

3) выдавать рецепты на лекарственные препараты, справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

4) осуществлять научную и (или) научно-исследовательскую деятельность, в том числе проводить фундаментальные и прикладные научные исследования;

5) создавать локальные информационные системы, содержащие данные о пациентах и об оказываемых им медицинских услугах, с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных и соблюдением врачебной тайны.

ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ст.79))

1) оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме;

2) осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи;

3) информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

4) соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах;

5) обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;

6) предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях;

7) информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети «Интернет», об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций, об уровне их образования и об их квалификации;

8) обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

9) информировать органы внутренних дел в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий;

10) осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи в соответствии с федеральным законом;

11) вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

12) обеспечивать учет и хранение медицинской документации, в том числе бланков строгой отчетности;

13) проводить мероприятия по снижению риска травматизма и профессиональных заболеваний, внедрять безопасные методы сбора медицинских отходов и обеспечивать защиту от травмирования элементами медицинских изделий.

ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ:

1) предоставлять пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

2) обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

3) обеспечивать проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и на раннее их выявление;

4) проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения.

Источник: https://studopedia.ru/14_115782_zashchita-prav-nesovershennoletnih-i-nedeesposobnih-lits-pri-otkaze-zakonnih-predstaviteley-ot-meditsinskoy-pomoshchi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.