Права и обязанности медицинского работника

Права, обязанности и ответственность медицинских работников

Права и обязанности медицинского работника

Врачебная деятельность, в которой очень тесно переплетаются морально-этические и правовые нормы, имеет существенные отличия от других профессий в отношении и прав, и обязанностей медицинского работника. Эти особенности нашли отражение в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.

Общие положения медицинского работника (Права и обязанности)

В статье 1 «Основ законодательства» подчеркивается, что «Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья». Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ.

В статье 2 указано, что основными принципами охраны здоровья граждан являются:

  • соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
  • доступность медико-социальной помощи;
  • социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  • ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Следовательно, охрана здоровья граждан является одной из важнейших задач государства.

Вот почему к медицинской и фармацевтической деятельности допускаются лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации (ст.

54 «Основ законодательства»), причем их права и обязанности по отдельным специальностям и видам деятельности определяются специальными инструкциями, которые утверждаются Министерством здравоохранения РФ.

Право граждан на охрану здоровья сформулировано и в ст. 17 «Основ законодательства», где записано, что «это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи».

В статье 11 раздела 3 говорится, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения осуществляется проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм, гигиенических нормативов и системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора. По-следний проводится медицинскими работниками центров санитарно-эпидемиологического надзора, предписания которых являются обязательными для всех должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и отдельных граждан.

Раздел 6 «Основ законодательства» посвящен правам граждан при оказании медико-социальной помощи. Каждый гражданин России имеет право на выбор врача, в том числе семейного и лечащего, с учетом его согласия, а также лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования.

В статье 32 определен порядок согласия больного на медицинское вмешательство. Необходимым условием медицинского вмешательства является добровольное согласие гражданина.

Согласие на производство хирургических операций и применение сложных методов диагностики лицам, не достигшим 15-летнего возраста, и гражданам, признанным в установленном законом порядке недееспособными, дается их родителями или законными представителями.

Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином или его законным представителем, а также медицинским работником.

При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего 15-летнего возраста, либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц (ст. 33 «Основ законодательства»).

В статье 34 «Основ законодательства» говорится об оказании медицинской помощи без согласия граждан.

Оказание медицинской помощи без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, стра-дающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях или в порядке, установленных законодательством РФ.

Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия их законных представителей принимается врачом (консилиумом), а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей  или судом.

Медицинское обследование и госпитализация лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, проводятся без их согласия в порядке, устанавливаемом Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (от 2 июля 1992 г.).

В отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (а в ряде случаев даже преступление), могут быть применены принудительные меры медицинского характера на основаниях и в порядке, установленных Уголовным кодексом РФ (ст. 97).

Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия, или по решению суда.

В разделе 8 «Основ законодательства» предусмотрены гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам. Так, в ст. 38 определено, что «первичная медико-социальная помощь является основным, доступным и бесплатным видом медицинского обслуживания по месту жительства».

Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомст-венной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу (ст. 39 «Основ законодательства»).

Остановимся также на правах и обязанностях врачей по применению новых методов профилактики, диагностики, лечения и использования новых лекарственных средств.

В статье 43 «Основ законодательства» указывается, что «в практике здравоохранения используются методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке. Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установленном порядке методы диагностики, лечения и лекарственные средства могут использоваться в интересах излечения пациента только после получения его добровольного письменного согласия, как и для лечения лиц, не достигших возраста 15 лет, только при непосредственной угрозе их жизни и с письменного согласия их законных представителей».

Одной из ответственных обязанностей врачей является определение степени временной и постоянной утраты трудоспособности. Временная нетрудоспособность устанавливается врачом или врачебной комиссией с оформлением листков нетрудоспособности (ст. 49 «Основ законодательства»).

Длительная или постоянная нетрудоспособность определяется врачебно-трудовыми экспертными комиссиями, которые наряду со степенью (группой) инвалидности устанавливают ее причины, дают рекомендации по трудовому устройству граждан. Рекомендации экспертизы по трудовому устройству граждан являются обязательными для администрации предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности (ст. 50 «Основ законодательства»).

Статья 52 «Основ законодательства» предусматривает проведение судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз.

В статье 61 подчеркивается обязанность медицинских работников сохранять врачебную тайну в случаях, когда от этого не страдают интересы государства и общества.

В части 3 этой статьи указывается, что предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.

Кроме того, врач должен извещать органы здравоохранения или следствия и суда обо всех случаях острозаразных заболеваний, самоубийств, убийств, нанесения тяжкого вреда здоровью, подозрениях на криминальный аборт.

Статья 68 определяет, что за нарушение прав граждан в области охраны здоровья медицинские и фармацевтические работники могут быть привлечены к гражданской, дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Естественно, что в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» лишь в общем виде сформулированы основные права и обязанности медицинских работников, которые существенно дополняются ведомственными инструкциями, указаниями, приказами и другими документами применительно к каждой врачебной специальности.

Многие обязанности медицинских работников не нашли отражения ни в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», ни в инструкциях и приказах. Они вытекают из исторически сложившейся специфики врачебной деятельности, нашедшей свое отражение в особых нормах врачебной этики и правилах медицинской деонтологии.

Оценка неблагоприятных исходов в медицинской практике

Известно, что далеко не все заболевания заканчиваются благополучно.

Неблагоприятный исход может быть обусловлен неизлечимостью болезни, атипичностью течения ее у данного больного, несвоевременностью обращения больного к врачу, особой чувствительностью больного к некоторым медикаментам, аномалиями развития отдельных его органов и систем и т.п.

В таких случаях оценка неблагоприятного хода лечения даже квалифицированными специалистами нередко вызывает затруднения. Это не случайно и связано в первую очередь со спецификой врачебной деятельности, резко отличающейся от других профессий

При оценке последствий действий медицинского работника дело обстоит значительно сложнее. Хотя медицинская деятельность также регламентирована многочисленными официальными правилами и инструкциями, эти официальные документы не могут предусмотреть всего разнообразия действий меди-цинских работников, тем более применительно к особенностям индивидуального течения заболевания у каждого больного.

Здесь область научного исследования и практика оказания медицинской помощи нередко тесно переплетаются между собой. И такое положение не случайно.

Оно обусловлено спецификой оказания лечебной помощи, интересами больного, поскольку индивидуальное течение заболевания требует от врача исключительной наблюдательности, индивидуального подхода в выборе средств и методов лечения, правильной оценки эффективности избранных средств, т.е.

по существу проведения элементов научного исследования при лечении каждого больного. В медицине не может быть стандартного подхода к больным, стандартного выбора методов диагностики и средств лечения даже при одних и тех же заболеваниях, поскольку врач лечит не болезнь, а больного.

Все действия медицинских работников, связанные с неблагоприятными последствиями, большинство судебно-медицинских экспертов и юристов делят на три группы: врачебные ошибки, несчастные случаи и наказуемые упущения или профессиональные преступления.

Таким образом, при оценке неблагоприятных исходов в медицинской практике в первую очередь необходимо установить правильность или неправильность оказания медицинской помощи.

Если медицинская помощь была оказана правильно, то с юридической точки зрения отпадает необходимость в проверке причин неблагоприятного исхода.

При наличии неправильных действий врача возникает необходимость в установлении их причин.

Правильность или неправильность врачебных действий, в том числе и причины неправильного оказания помощи, обычно устанавливаются судебно-медицинскими экспертными комиссиями. 

Выше мы в основном уже касались медицинской и судебно-медицинской оценки неблагоприятных исходов лечения. Основными критериями юридической оценки в подобных случаях являются установление противоправности действий (бездействия) медицинских работников и установление виновности конкретных лиц в неблагоприятном исходе лечения.

Естественно, что медицинская и юридическая оценка благоприятных последствий лечения связана с уровнем развития медицины.

По мере прогресса медицинской науки появляются новые методы и способы диагностики и лечения заболеваний, которые расширяют возможности медицины, объективно способствуя уменьшению числа неблагоприятных исходов лечения.

Вместе с тем расширение арсенала диагностических методов и средств лечения все больше затрудняет объективную оценку неблагоприятных исходов в медицинской практике.

Обязательными элементами объективной и субъективной сторон всякого правонарушения медицинских работников являются: противоправное (неправильное) действие (бездействие), вред для больного, необходимая причинная связь между неправильным действием (бездействием) и вредом и, наконец, умысел или неосторожность (вина) в действиях (бездействии) медицинского персонала.

Проступки медицинских работников

Проступки медицинских работников, как и вообще все проступки, делятся на гражданские, административные и дисциплинарные. Кратко остановимся на ответственности медицинских работников за совершенные ими проступки.

Гражданская ответственность медицинских работников заключается в применении имущественных санкций (например, возмещение убытков за порчу больничного оборудования, за потерю нетрудоспособности больного в связи с неправильным лечением) и осуществляется как в судебном (гражданский иск), так и административном порядке.

Административная ответственность применительно к медицинским работникам состоит в наложении штрафа, конфискации вещей (инструменты, препараты), временном отстранении от должности и т.д.

Дисциплинарная ответственность медицинских работников выражается в применении к виновным в совершении дисциплинарного проступка дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, строгий выговор, перевод на низшую должность, увольнение с работы и т. п.).

Некоторые проступки, связанные с неблагоприятным исходом лечения больных  нуждаются в специальном рассмотрении. 

Источник: http://kerchbolnica1.ru/index.php/sotrudnikam/bioetika-i-pravovaya-kultura/36-prava-obyazannosti-i-otvetstvennost-meditsinskikh-rabotnikov

2.Права, обязанности и ответственность медицинских работников

Права и обязанности медицинского работника

Механизмы привлечения к ответственности медработников за нарушения обязанностей.

Права медицинских работников ифармацевтических работников и меры ихстимулирования

1. Медицинские работники и фармацевтическиеработники имеют право на основныегарантии, предусмотренные трудовымзаконодательством и иными нормативнымиправовыми актами РФ, в том числе на:

1) создание руководителем МО соответствующихусловий для выполнения работником своихтрудовых обязанностей, включая обеспечениенеобходимым оборудованием, в порядке,определенном законодательством РФ;

2) профессиональную подготовку,переподготовку и повышение квалификацииза счет средств работодателя в соответствиис трудовым законодательством РФ;

3) профессиональную переподготовку засчет средств работодателя или иныхсредств, предусмотренных на эти целизаконодательством РФ, при невозможностивыполнять трудовые обязанности посостоянию здоровья и при увольненииработников в связи с сокращениемчисленности или штата, в связи сликвидацией организации;

4) прохождение аттестации для полученияквалификационной категории в порядкеи в сроки, определяемые уполномоченнымфедеральным органом исполнительнойвласти, а также на дифференциацию оплатытруда по результатам аттестации;

5) стимулирование труда в соответствиис уровнем квалификации, со спецификойи сложностью работы, с объемом и качествомтруда, а также конкретными результатамидеятельности;

6) создание профессиональных некоммерческихорганизаций;

7) страхование риска своей профессиональнойответственности.

2. Правительство РФ, органы государственнойвласти субъектов РФ и органы местногосамоуправления вправе устанавливатьдополнительные гарантии и меры социальнойподдержки медицинским работникам ифармацевтическим работникам за счетсоответственно бюджетных ассигнованийфедерального бюджета, бюджетныхассигнований бюджетов субъектов РФ иместных бюджетов.

Обязанности медицинских работникови фармацевтических работников

1. Медицинские работники и фармацевтическиеработники осуществляют свою деятельностьв соответствии с законодательством РФ,руководствуясь принципами медицинскойэтики и деонтологии.

2. Медицинские работники обязаны:

1) оказывать медицинскую помощь всоответствии со своей квалификацией,должностными инструкциями, служебнымии должностными обязанностями;

2) соблюдать врачебную тайну;

3) совершенствовать профессиональныезнания и навыки путем обучения подополнительным профессиональнымобразовательным программам вобразовательных и научных организацияхв порядке и в сроки, установленныеуполномоченным федеральным органомисполнительной власти;

4) назначать лекарственные препараты ивыписывать их на рецептурных бланках(за исключением лекарственных препаратов,отпускаемых без рецепта на лекарственныйпрепарат) в порядке, установленномуполномоченным федеральным органомисполнительной власти;

5) сообщать уполномоченному должностномулицуМО информацию, предусмотреннуючастью 3 статьи 64 Федерального законаот 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ “Об обращениилекарственных средств” и частью 3статьи 96 настоящего Федерального закона.

Ограничения, налагаемые на медицинскихработников и фармацевтических работниковпри осуществлении ими профессиональнойдеятельности

1. Медицинские работники и руководителиМО не вправе:

1) принимать от организаций, занимающихсяразработкой, производством и (или)реализацией лекарственных препаратов,медицинских изделий, организаций,обладающих правами на использованиеторгового наименования лекарственногопрепарата, организаций оптовой торговлилекарственными средствами, аптечныхорганизаций (их представителей, иныхфизических и юридических лиц, осуществляющихсвою деятельность от имени этихорганизаций) (далее соответственно -компания, представитель компании)подарки, денежные средства (за исключениемвознаграждений по договорам припроведении клинических исследованийлекарственных препаратов, клиническихиспытаний медицинских изделий, в связис осуществлением медицинским работникомпедагогической и (или) научнойдеятельности), в том числе на оплатуразвлечений, отдыха, проезда к местуотдыха, а также принимать участие вразвлекательных мероприятиях, проводимыхза счет средств компаний, представителейкомпаний;

2) заключать с компанией, представителемкомпании соглашения о назначении илирекомендации пациентам лекарственныхпрепаратов, медицинских изделий (заисключением договоров о проведенииклинических исследований лекарственныхпрепаратов, клинических испытаниймедицинских изделий);

Врачу необходимо знать, что егодеятельность по законодательствуотносится к медицинским услугам.

Медицинская деятельность в РФ существуетв двух ипостасях: медицинская помощь,как выполнение государством своейфункции через структуры государственныхи муниципальных учреждений и служб,и возмездная медицинская услуга, какинструмент получения прибылипредпринимательской структурой.

Медицинские работники или МО могутпривлекаться к различным видамответственности: административной,дисциплинарной, уголовной, гражданской(имущественной).

К административной и дисциплинарнойответственности привлекаются должностныелица, комиссии на основании должностныхинструкций.

Материальные (гражданские) последствиядля МО или частнопрактикующих врачей,как правило, наступают при причинениивреда здоровью, морального вреда.

При оказании медицинских услуг в рамкахдоговора ДМС предусмотренагражданско-правовая ответственностьстраховой организации перед застрахованнымза невыполнение условий договора ДМС

МО несут ответственность за объем икачество предоставляемых медицинскихуслуг, а также за отказ в оказаниимедицинской помощи застрахованнойстороне. В случае нарушения МО условийдоговора СМО вправе частично илиполностью не возмещать затраты пооказанию медицинских услуг.

Уголовная ответственность занеправильные действия медицинскогоработника может наступить лишь в случаях,когда он в соответствии с полученнымобразованием и занимаемой должностьюобязан был понимать, что его действиянаходятся в противоречии с определеннымиправилами медицины и способны привестик неблагоприятным последствиям.

Медицинские работники независимо оттого, в какой системе здравоохраненияони работают, по своему профессиональномудолгу обязаны оказывать срочнуюмедицинскую помощь в любое время и влюбом месте, где они оказались.

Источник: https://studfile.net/preview/1659019/page:2/

Медицинское право – краткий курс лекций

Права и обязанности медицинского работника

В России медицинской и фармацевтической деятельностью разрешается заниматься лицам, получившим высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющим диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию для занятия определенными видами деятельности по перечню Минздрава Российской Федерации.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку.

Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения (ФЗ «Об основах охраны здоровья…»).

Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а также после получения лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК РФ).

Профессиональный статус медицинского работника подтверждается дипломом об окончании специального учебного заведения, а также необходимыми свидетельствами о прохождении последипломной профессиональной подготовки.

Врачом является лицо, обладающее высшим медицинским образованием и необходимой общей профессиональной квалификацией, позволяющей самостоятельно осуществлять медицинскую деятельность. Специалистом именуется врач, прошедший специализированную последипломную узкопрофессиональную подготовку.

Врач, в том числе специалист, осуществляет консультативную, диагностическую и лечебную профессиональную деятельность. Прочие медицинские работники выполняют предписания врача.

Медицинская деятельность осуществляется медицинскими организациями, зарегистрированными в установленном законом порядке и имеющими разрешение (лицензию) на ведение соответствующей деятельности.

Медицинская организация вправе осуществлять только ту деятельность, на которую ей получено соответствующее разрешение, и только на тех условиях и в течение того срока, которые документально установлены лицензией.

Частная медицинская практика — это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами (ст. 56 Основ). Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности.

Разрешение на занятие частной медицинской практикой выдается местной администрацией по согласованию с профессиональными медицинскими ассоциациями и действует на подведомственной ей территории.

Контроль за качеством оказания медицинской помощи осуществляют профессиональные медицинские ассоциации и местная администрация. Иное вмешательство местной администрации в деятельность лиц, занимающихся частной медицинской практикой, не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство прямо предусмотрено законом.

Запрещение заниматься частной медицинской практикой производится по решению органа, выдавшего разрешение на занятие частной медицинской практикой, или суда.

Право на занятие народной медициной (целительством) предусмотрено ст. 50 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».

Народная медицина — это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый министерствами здравоохранения республик е составе Российской Федерации, органами управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Решение о выдаче диплома целителя принимается на основании заявления гражданина и представления профессиональной медицинской ассоциации либо заявления гражданина и совместного представления профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на соответствующий вид деятельности.

Диплом целителя дает право на занятие народной медициной на территории, подведомственной органу управления здравоохранением, выдавшему диплом.

Проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается.

Лишение диплома целителя производится по решению органа управления здравоохранением, выдавшего диплом целителя, и может быть обжаловано в суд.

Незаконное занятие народной медициной (целительством) влечет за собой административную ответственность, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — уголовную ответственность.

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на создание профессиональных ассоциаций и других общественных объединений, формируемых на добровольной основе для защиты прав медицинских и фармацевтических работников, развития медицинской и фармацевтической практики, содействия научным исследованиям, решения иных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью медицинских и фармацевтических работников.

Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации принимают участие:

  1. в разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм;
  2. в разработке стандартов качества медицинской помощи, федеральных программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, в присвоении медицинским и фармацевтическим работникам квалификационных категорий;
  3. в лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности;
  4. в соглашениях по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и деятельности фондов обязательного медицинского страхования.

Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут проводить проверочные испытания медицинских и фармацевтических работников по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан и выдавать им соответствующий сертификат специалиста, а также вносить предложения о присвоении им квалификационных категорий.

Ст. 70 ФЗ «Об основах охраны здоровья…» определяет правовой статус лечащего врача, под которым подразумевается врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в амбулаторно-поликлиническом или больничном учреждении.

Лечащий врач назначается по выбору пациента или руководителя лечебно-профилактического учреждения (его подразделения). По требованию пациента руководитель ЛПУ обязан заменить лечащего врача и должен содействовать выбору другого.

Лечащий врач обязан организовывать своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставлять информацию о состоянии его здоровья, приглашать консультантов и проводить консилиумы.

Следует особо подчеркнуть, что рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного. «Основы…» предоставляют лечащему врачу право единолично выдавать листок нетрудоспособности сроком до 30 дней.

Лечащий врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения.

Источник: https://isfic.info/medlek/rofen05.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.