Права медицинских и фармацевтических работников

Статья 68. Права медицинских и фармацевтических работников

Права медицинских и фармацевтических работников

1.

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на: 1) соблюдение норм труда и отдыха; 2) создание администрацией медицинской организации условий и обеспечение оборудованием для выполнения своих профессиональных обязанностей в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; 3) совершенствование профессиональных знаний и навыков за счет медицинских организаций; 4) переподготовку за счет средств бюджетов всех уровней при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидацией организаций; 5) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию условий оплаты труда по результатам аттестации; 6) создание профессиональных общественных объединений.

2. Медицинские и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.

63. Статья 69. Обязанности медицинских и фармацевтических работников

Медицинские и фармацевтические работники обязаны: 1) оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями и служебными обязанностями; 2) хранить врачебную тайну;

3) совершенствовать профессиональные знания и навыки путем прохождения обучения по программам дополнительного профессионального образования в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

64.

Гражда́нское пра́во— отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также нормального развития экономических отношений.

Гражданское право Российской Федерации относится к континентальному праву и включает в себя положения германского и французского гражданских кодексов.

В настоящее время гражданско-правовые отношения регулируются прежде всего Гражданским кодексом России, а также другими федеральными законами, затрагивающими вопросы гражданского права (например, об обществах с ограниченной ответственностью, об акционерных обществах).

Принято выделять следующие источники гражданского права в РФ: 1) Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ (ч.4 ст. 15 Конституции РФ); 2) Конституция РФ (ч.2 ст.4, ст.

15 Конституции РФ); 3) Гражданское Законодательство: а) Гражданский Кодекс б) Федеральные Законы, принятые в соответствии с ГК РФ; 4) Иные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и т. д.); 5) Обычаи делового оборота (ст.

5 ГК); 6) Акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 7) Локальные нормативные акты юридических лиц; 8) Действующие нормативно-правовые акты РСФСР и СССР.

9) Конституции других стран(Азербайджан) Следует также отделять термины «гражданское законодательство» и «источники права», так «гражданское законодательство» находится в ведении Российской Федерации, но не субъектов федерации.

65. Субъекты гражданского права — это носители (обладатели) гражданских прав и обязанностей.

Субъектом гражданского права может быть только лицо, которое обладает определенным статусом — является правоспособным и дееспособным.

Субъектами гражданского права могут быть: 1) граждане (физические лица); 2) юридические лица; 3) государство — Российская Федерация и ее субъекты, а также городские и сельские поселения и другие муниципальные образования.

Граждане. Как субъекты гражданского права граждане обладают правоспособностью и дееспособностью.

66.Под правоспособностью понимается способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается в момент наступления смерти (ст. 17 ч. 1 ГК РФ). Способность иметь гражданские права следует отличать от обладания этими правами.

Наличие правоспособности говорит лишь о том, что лицо может обладать теми или иными гражданскими правами, например правом собственности, допустим, на автомобиль, но это не значит, что это лицо в данный момент обладает автомобилем.

Право собственности как субъективное право возникает у гражданина в результате определенных, юридически значимых действий (юридических фактов), например в результате заключения договора купли-продажи автомобиля. До покупки автомобиля гражданин обладал только гражданской правоспособностью, т.е.

возможностью иметь гражданские права и нести обязанности, а после его покупки эта возможность превратилась в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права — права собственности на автомобиль.

Объем правоспособности у всех граждан одинаков. Каждый из граждан может иметь те же самые права, что и любой другой (общая правоспособность). Примерный перечень гражданских прав, которые могут принадлежать отдельным гражданам, содержится в ст. 18 ч. 1 ГК РФ.

Граждане могут иметь право собственности, наследования, заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица, совершать любые не противоречащие закону сделки, иметь многие другие имущественные и личные неимущественные права.

Чтобы быть полноправным участником гражданско-правовых отношений, гражданин должен обладать и дееспособностью.

67.Под дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

По объему дееспособности граждане подразделяются на четыре группы:

1) полностью дееспособные, 2) частично дееспособные, 3) ограниченно дееспособные и 4) недееспособные.

Полностью дееспособные граждане — это граждане, достигшие 18 лет (совершеннолетние граждане), — ст. 21 ч. 1 ГК РФ. Из этого правила есть два исключения. Первое:

когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Второе, если несовершеннолетний работает или занимается предпринимательской деятельностью, он также при определенных условиях может быть признан полностью дееспособным (ст. 27 ч. 1 ГК РФ).

Полностью дееспособные граждане могут самостоятельно приобретать любые гражданские права, также как и принимать на себя и исполнять любые гражданские обязанности.

Частично дееспособными принято называть граждан, не достигших 18 лет, т.е. несовершеннолетних.

За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

Но малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки и некоторые другие сделки, например принятие и распоряжение подарком, если при этом не требуется нотариального удостоверения или государственной регистрации сделки (ст. 28 ч. 1 ГК РФ).

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе сами совершать сделки. Однако на это требуется письменное согласие родителей, усыновителей или попечителей (ст. 26 ч. 1 ГК РФ). В противном случае сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от 15 до 18 лет без согласия родителей, усыновителей или попечителей, может быть признана судом недействительной (ст. 175 ч.

1 ГК РФ). В то же время несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать ряд сделок самостоятельно.

Сюда относятся мелкие бытовые сделки, сделки по распоряжению своими заработком, стипендией и иными доходами, осуществление прав автора произведения науки, литературы и искусства, изобретения и тому подобного объекта, внесение вкладов в кредитные учреждения и распоряжение ими.

Ограничения дееспособности граждан не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Одним из таких случаев является ограничение судом дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ч. 1 ГК РФ).

В случае ограничения дееспособности гражданина над ним устанавливается попечительство, и он может совершать сделки по распоряжению имуществом, а также получать заработную плату, пенсию или иные виды доходов и распоряжаться ими лишь с согласия попечителя, в противном случае сделка может быть признана судом недействительной.

Недееспособными по решению суда признаются граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ч. 1 ГК РФ). Признание гражданина недееспособным означает, что он не вправе своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности. От имени недееспособного сделки совершает его опекун

68.

Юриди́ческое лицо́ — созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении илиоперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Источник: https://sdamzavas.net/1-25700.html

Правовой статус медицинских и фармацевтических работников

Права медицинских и фармацевтических работников

Согласно ст. 69 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности имеют лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование.

Определение понятия «медицинская деятельность» дает ст. 2 названного Закона.

Это – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Из ст. 4 ФЗ “Об обращении лекарственных средств” следует, что фармацевтическая деятельность – деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В силу ч. 1 ст.

69 ФЗ 323-ФЗ право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. К медицинской деятельности также могут быть допущены лица, имеющие медицинское образование, но не работавшие по своей специальности более 5 лет при условии прохождения ими обучения по дополнительным профессиональным программам и аккредитации.

Право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют:

– лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

– лица, имеющие медицинское образование, но не работавшие по своей специальности более 5 лет при условии прохождения ими обучения по дополнительным профессиональным программам и аккредитации.

– педагогические и научные работники, имеющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющие практическую подготовку студентов в соответствии со ст. 82 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ);

– научные работники, имеющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющие научные исследования в сфере охраны здоровья. (При этом на педагогических и научных работников при осуществлении ими медицинской деятельности распространяются права, обязанности и ответственность медработников);

– лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве. В ст.

107 Закона № 273-ФЗ под признанием в Российской Федерации иностранного образования и (или) иностранной квалификации понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации. Обладателям иностранного образования и (или) иностранной квалификации, признанных в Российской Федерации, предоставляются те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании.

Положения ч. 1 ст. 100 ФЗ № 323-ФЗ конкретизируют условия возникновения права на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности, регламентированные статьей 69 названного Закона:

– право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста;

– право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста;

– лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами (при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации).

– лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста;

Одним из лицензионных требований, предъявляемых к медицинской организации, является повышение квалификации специалистов, которое до января 2016 года подтверждалось сертификатом специалиста, получаемым работниками раз в пять лет. Однако с 1 января 2016 года сертификат специалиста заменило свидетельство об аккредитации специалиста, которое также выдается раз в пять лет.

Следует обратить внимание на то, что для практической реализации норм ст. 69 ФЗ № 323-ФЗ необходимо учитывать положения ч. 1.1 ст. 100 названного Закона о переходе к процедуре аккредитации специалистов.

Аккредитация специалиста – это процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.

Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно (ч. 1.1 ст. 100 Закона № 323-ФЗ).

Организация проведения аккредитации специалистов осуществляется Минздравом России.

Положение об аккредитации специалистов утверждено Приказом Минздрава РФ от 02.06.2016 № 334н. Данное Положение устанавливает порядок организации и проведения аккредитации и выделяет три ее вида в зависимости от того, в отношении каких лиц она проводится.

Источник: https://studopedia.net/15_61196_pravovoy-status-meditsinskih-i-farmatsevticheskih-rabotnikov.html

3. Права и обязанности медицинских и фармацевтических работников

Права медицинских и фармацевтических работников

Правамедицинских работников и фармацевтическихработников и меры их стимулированияизложены в ст. 72Федерального закона РФ № 323-ФЗ, в ч. 1которой определено, что медицинскиеработники и фармацевтические работникиимеют право на основные гарантии,предусмотренные трудовым законодательствоми иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, в том числе на:

1)создание руководителем медицинскойорганизации соответствующих условийдля выполнения работником своих трудовыхобязанностей, включая обеспечениенеобходимым оборудованием, в порядке,определенном законодательствомРоссийской Федерации;

2)профессиональную подготовку, переподготовкуи повышение квалификации за счет средствработодателя в соответствии с трудовымзаконодательством Российской Федерации;

3)профессиональную переподготовку засчет средств работодателя или иныхсредств, предусмотренных на эти целизаконодательством Российской Федерации,при невозможности выполнять трудовыеобязанности по состоянию здоровья ипри увольнении работников в связи ссокращением численности или штата, всвязи с ликвидацией организации;

4)прохождение аттестации для полученияквалификационной категории в порядкеи в сроки, определяемые уполномоченнымфедеральным органом исполнительнойвласти, а также на дифференциацию оплатытруда по результатам аттестации;

5)стимулирование труда в соответствии суровнем квалификации, со спецификой исложностью работы, с объемом и качествомтруда, а также конкретными результатамидеятельности;

6)создание профессиональных некоммерческихорганизаций;

7)страхование риска своей профессиональнойответственности.

Особоевнимание необходимо обратить на правострахования риска своей профессиональнойответственности медицинскими ифармацевтическими работниками, посколькудо настоящего времени не выработанаобщепринятая точка зрения по вопросуо профессиональных ошибках.

Внастоящее время существует большоеколичество определений понятия «врачебнаяошибка». Несмотря на все многообразиеэтих понятий, можно выделить следующиетри концептуальных подхода (КП) кпрофессио-нальным ошибкам:

1-йКП: профессиональная ошибка – этоправонарушение.

2-йКП: профессиональная ошибка – этодобросовестное заблуждение.

3-йКП: профессиональная ошибка – это неопределенное понятие.

Учитываятот факт, что законодатель в ст. 72Федеральногозакона РФ № 323-ФЗ установил правомедицинских и фармацевтических работниковна страхование риска своей профессиональнойответственности, можно констатироватьпризнание им правомерности страхованиясоответствующих интересов.Важно подчеркнуть, что согласно п. 1 ст.928 Гражданского кодекса РФ страхованиепротивоправных интересов не допускается.

Следовательно,в ст. 72 Федеральногозакона РФ № 323-ФЗреализуется 2-й КП. В этой связи можнодать следующее определение профессиональнойошибке: «Профессиональная ошибкамедицинского (фармацевтического)работника – это добросовестноезаблуждение специалиста при исполненииим профессиональных обязанностей,последствием которого явилось причинение вреда жизни или здоровью гражданина».

Согласноч. 2 ст.

72Федерального закона РФ № 323-ФЗ ПравительствоРоссийской Федерации, органы государственнойвласти субъектов Российской Федерациии органы местного самоуправления вправеустанавливать дополнительные гарантиии меры социальной поддержки медицинскимработникам и фармацевтическим работникамза счет соответственно бюджетныхассигнований федерального бюджета,бюджетных ассигнований бюджетовсубъектов Российской Федерации и местныхбюджетов.

Обязанностимедицинских работников и фармацевтическихработников.В ч. 1 ст. 73Федерального закона РФ № 323-ФЗ установлено,что медицинские работники и фармацевтическиеработники осуществляют свою деятельностьв соответствии с законодательствомРоссийской Федерации, руководствуясьпринципами медицинской этики идеонтологии.

Вч.

2 ст. 73Федерального закона РФ № 323-ФЗ отмечено,что медицинские работники обязаны:

1)оказывать медицинскую помощь всоответствии со своей квалификацией,должностными инструкциями, служебнымии должностными обязанностями;

2)соблюдать врачебную тайну;

3)совершенствовать профессиональныезнания и навыки путем обучения подополнительным профессиональнымобразовательным программам вобразовательных и научных организацияхв порядке и в сроки, установленныеуполномоченным федеральным органомисполнительной власти;

4)назначать лекарственные препараты ивыписывать их на рецептурных бланках(за исключением лекарственных препаратов,отпускаемых без рецепта на лекарственныйпрепарат) в порядке, установленномуполномоченным федеральным органомисполнительной власти;

5)сообщать уполномоченному должностномулицу медицинской организации информацию,предусмотренную частью 3 статьи 64Федерального закона от 12 апреля 2010 года№ 61-ФЗ «Об обращении лекарственныхсредств» и частью 3 статьи 96 настоящегоФедерального закона.

Вч.

3 статьи 64 Федерального закона от 12апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращениилекарственных средств» указано, чтосубъекты обращения лекарственныхсредств обязаны сообщать в установленномуполномоченным федеральным органомисполнительной власти порядке обо всехслучаях побочных действий, не указанныхв инструкции по применению лекарственногопрепарата, о серьезныхнежелательных реакциях,непредвиденныхнежелательных реакцияхпри применении лекарственных препаратов,об особенностях взаимодействиялекарственных препаратов с другимилекарственными препаратами, которыебыли выявлены при проведении клиническихисследований и применении лекарственныхпрепаратов.

Вч.

3 ст. 96 Федерального закона РФ № 323-ФЗопределено, что субъекты обращениямедицинских изделий, осуществляющиевиды деятельности, предусмотренныечастью 3 статьи 38 настоящего Федеральногозакона (ч.3 ст. 38 Федерального закона РФ № 323-ФЗ:«Обращениемедицинских изделий включает в себятехнические испытания, токсикологическиеисследования, клинические испытания,экспертизу качества, эффективности ибезопасности медицинских изделий, ихгосударственную регистрацию, производство,изготовление, ввоз на территориюРоссийской Федерации, вывоз с территорииРоссийской Федерации, подтверждениесоответствия, государственный контроль,хранение, транспортировку, реализацию,монтаж, наладку, применение, эксплуатацию,в том числе техническое обслуживание,предусмотренное нормативной, техническойи (или) эксплуатационной документациейпроизводителя, а также ремонт, утилизациюили уничтожение»),обязаны сообщать в установленномуполномоченным Правительством РоссийскойФедерации федеральным органомисполнительной власти порядке обо всехслучаях выявления побочных действий,не указанных в инструкции по применениюили руководстве по эксплуатациимедицинского изделия, о нежелательныхреакциях при его применении, обособенностях взаимодействия медицинскихизделий между собой, о фактах и обобстоятельствах, создающих угрозу жизнии здоровью граждан и медицинскихработников при применении и эксплуатациимедицинских изделий.

Всоответствии с ч. 3 ст.73 Федеральногозакона РФ № 323-ФЗ фармацевтическиеработники несут обязанности, предусмотренныепунктами 2, 3 и 5 части 2 настоящей статьи.

Источник: https://studfile.net/preview/3097824/page:26/

Правовое регулирование труда медицинских работников

Права медицинских и фармацевтических работников


В статье представлены основные аспекты, регулирующие трудовую деятельность работников медицинских учреждений (трудовой договор, режим рабочего времени, оплата труда, дисциплина труда), а также проблемы, возникающие у медицинского работника при исполнении своих должностных обязанностей.

Ключевые слова: трудовой договор, режим рабочего времени, отпуск, размер оплаты труда, трудовой стаж.

The article presents the main aspects regulating the labor activity of employees of medical institutions (labor contract, working hours, wages, labor discipline), as well as problems that arise with the medical worker in the performance of his duties.

Keywords: labor contract, working hours, leave, salary, length of service.

Российское здравоохранение представляет собой одну из важнейших отраслей социальной сферы, насчитывающей десятки тысяч медицинских учреждений и имеющую приблизительно 657,6 тыс. врачей и 1, 69 млн. средних медицинских работников. Каков же их правовой статус?

К настоящему времени Трудовой кодекс РФ претерпел ряд существенных изменений. Специфика правового статуса медицинского работника обусловлена как общими нормами, так и специальными нормативными актами, посвященными различным аспектам их деятельности.

Помимо общих положений Трудового кодекса РФ [1], на медицинских работников распространяются положения Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ [2], посвященные занятию медицинской деятельностью, а также ряда других подзаконных нормативных правовых актов.

Каковы же условия, предъявляемые к медработнику и его трудоустройству? Основным документом, регламентирующим работу медика, является заключаемый с работодателем трудовой договор. В соответствии с п. 1 ст.

69 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:

1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;

4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;

5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;

6) создание профессиональных некоммерческих организаций;

7) страхование риска своей профессиональной ответственности.

В отличие от общего правила, при определении рода деятельности врача явно недостаточно указать только его должность (ординатор, зав. отделением, главврач и т. д.) [3]. Также необходимо и подчеркнуть его узкую специализацию (терапевт, хирург, эндокринолог и т. д.).

При этом для большинства врачей достижение соглашения о приеме на работу в конкретное учреждение здравоохранения по определенной специальности означает также возникновение у них дополнительных обязанностей.

Поэтому соглашение может не содержать указание на выполнение медицинским работником различных дополнительных обязанностей [4].

Также при заключении трудового договора необходимо конкретизировать наименование структурного подразделения медицинской организации, так как подобная конкретизация в договоре зачастую связана с выполнением трудовой функции и изменениями в условиях труда (например, в продолжительности рабочего дня, длительности отпуска).

Одним из средств проверки деловых и профессиональных качеств медицинского работника является испытание, которое может быть установлено только при заключении трудового договора и которое указывается в трудовом договоре и приказе о приеме на работу (ст. 70 ТК РФ).

Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций — шести месяцев. При неудовлетворительном результате испытания увольнение производится на основании ст. 71 ТК РФ, т. е.

до истечения срока испытания и с обязательным предупреждением работника об этом в письменной форме за три дня до увольнения с указанием причин, послуживших основанием для признания работника не выдержавшим испытание.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и расторжение с ним трудового договора производится на общих основаниях.

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» [5] для медицинских работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности от 36 до 24 часов.

Немаловажно также рассмотреть вопрос работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

Трудовым законодательством предусмотрены два варианта: сверхурочная работа (осуществляется по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Привлечь работника к сверхурочным работам работодатель вправе только в законодательно установленных случаях, четкий список которых казан в ч. 2 ст. 99 ТК РФ, при этом требуется письменное согласие работника. Если же работник привлекается к таким работам в связи с иными обстоятельствами, работодателю необходимо получить помимо письменного согласия работника еще и одобрение выборного профсоюзного органа данной организации (ч. 3 ст. 99 ТК РФ).

Оплата сверхурочной работы производится за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным или трудовым договором.

При расчете и начислении заработной платы медицинским работникам следует руководствуется Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г.

№ 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» [6].

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются к основному персоналу учреждения, к которому относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.

Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера.

Медицинским работникам в соответствие со ст.114 ТК РФ работодатель обязан предоставить ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Стаж работы, дающий право на ежегодные оплачиваемы отпуска исчисляется в соответствии с положениями ст. 121 ТК РФ.

Источник: https://moluch.ru/archive/234/54214/

Права медицинских и фармацевтических работников

Права медицинских и фармацевтических работников

Тренинг «Право на здоровье»

ОФ «Аман-саулык», 2011

Автор – Альмира Жаппарова

Права медицинских и фармацевтических работников

Пациентское право или?

Пациентов не интересуют политические, социальные, экономические аспекты здравоохранения. Когда он приходит к врачу, то хочет получить конкретную помощь, иметь определенные права и знать обязанности медицинского персонала.

В свою очередь, и медицинский персонал надеется получить конкретные права и четкую регламентацию своих обязанностей. В этих случаях как пациенту, так и медицинским работникам нет абсолютно никакого дела до политической или какой-либо иной ситуации в стране.

Речь идет о взаимоотношениях пациента и медицинского работника.

Что лежит в основе деятельности врача?

    Профессиональная подготовка Профессиональная этика Профессиональное законодательство

Права медицинских и фармацевтических работников
(ст. 182 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»)

1. Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

обеспечение необходимых условий для осуществленияпрофессиональной деятельности; частную медицинскую практику и фармацевтическую деятельность; повышение квалификационного уровня за счет бюджетных средств или работодателя, если являются работниками организаций негосударственного сектора здравоохранения, не менее одного раза в пять лет; переподготовку за счет бюджетных средств или работодателя в случаях высвобождения работника в связи с сокращением численности штата или ликвидации государственных организаций здравоохранения; возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью в связи с исполнением трудовых (служебных) обязанностей; 6) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни; 7) предоставление служебного жилья; 8) возмещение транспортных расходов, связанных с разъездным характером деятельности; 9) поощрение за выполнение своих профессиональных обязанностей на высоком качественном уровне; 10) защиту своей профессиональной чести и достоинства; 11) страхование профессиональной ответственности за причинение ущерба здоровью гражданина при отсутствии небрежного или халатного отношения со стороны медицинского работника.

1. Право на благоприятные условия труда

Получить полный текст

Смотреть все проекты

Публиковать статьи

Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст.24 Конституции РК).

Условия труда:

    Безопасность труда — состояние защищенности работников, обеспеченное комплексом мероприятий, исключающих воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов на работников в процессе трудовой деятельности (подп. 26) п. 1 ст. 1 ТК РК). Гигиена труда — комплекс санитарно — эпидемиологических мер и средств по сохранению здоровья работников, профилактике неблагоприятных воздействий производственной среды и трудового процесса

Значимые международно-правовые и региональные акты

Пункт 1 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека провозглашает право труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Статья 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда).

В частности, на

    a) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся: i) справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд; ii) удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта;  b) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;  c) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации; §d) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

3. Статья 3 Европейской социальной хартии (для осуществления эффективной реализации права на безопасные и здоровые условия труда Стороны обязуются издать правила по технике безопасности и производственной санитарии; предусмотреть последовательное развитие служб по промышленной гигиене).

4. Статья 4 Конвенции Международной организации труда № 000 (предусматривает разработку и осуществление национальной политики в области безопасности и гигиены труда).

Национальное законодательство
Кодексы и законы

    Подпункт 1) пункта 1 ст.182 Кодекса о здоровье (обеспечение необходимых условий для осуществления профессиональной деятельности). Статьи 311 и 314 Трудового кодекса РК (устанавливают гарантии прав на безопасность и охрану труда в процессе трудовой деятельности).

Подзаконные акты

Источник: https://pandia.ru/text/77/246/75860.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.