Права пациента это определение

Нормативно-правовое регулирование реализации права пациента на информированное добровольное согласие при медицинском вмешательстве

Права пациента это определение

С позиции современного законодательства документ, безусловно, имел ряд недоработок:

  • право пациента на автономию рассматривалось только в аспекте хирургических операций (не регламентировалась необходимость получения согласия при медикаментозной терапии или диагностических манипуляциях);
  • не предусматривалась необходимость письменного оформления согласия;
  • не рассматривалось право пациента на отказ от медицинского вмешательства;
  • существовал неопределенно широкий перечень ситуаций, когда хирургическое вмешательство было возможно без согласия пациента;
  • не предусматривалось ответственности врача в случае игнорирования права пациента на согласие при операции.

В то же время необходимо отметить безусловное значение Декрета как новаторского документа, положившего начало созданию российской и мировой законодательной базы в аспекте правового поля взаимоотношений «врач–пациент» (Пищита А.Н., 2009).

Конституцией СССР 1936 г. (утверждена Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза ССР 5 декабря 1936 г.) в разделе «Основные права и обязанности граждан» (ст.

120) были гарантированы права на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, на охрану интересов матери и ребенка и, впервые, на бесплатную медицинскую помощь.

В рамках действия новой Конституции произошло расширение полномочий Наркомздрава (с 1946 г. – Минздрава СССР). В частности, Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 15 сентября 1937 г.

«О порядке проведения медицинских операций» Народному Комиссариату Здравоохранения Союза ССР было передано право издавать обязательные для всех учреждений, организаций и лиц распоряжения о порядке осуществления лечебных и хирургических операций.

Почти четверть века основным документом, определявшим государственную политику СССР по вопросам охраны здоровья граждан, в том числе в аспекте правовых взаимоотношений врача и пациента, являлись «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» от 19 декабря 1969 г. № 4589-VII (вступили в действие с 1 июня 1970 г.).

«Основы» во многом представляли собой пример кодификации изданных ранее законодательных актов, в том числе в аспекте права пациента на согласие при оперативном вмешательстве. Статья 35 «Основ» практически полностью повторяла нормы, определенные в Декрете 1924 г.

: «Хирургические операции производятся и сложные методы диагностики применяются с согласия больных, а больным, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, и психически больным – с согласия их родителей, опекунов или попечителей.

Неотложные хирургические операции производятся и сложные методы диагностики применяются врачами без согласия самих больных либо их родителей, опекунов или попечителей только в тех исключительных случаях, когда промедление в установлении диагноза или проведении операции угрожает жизни больного, а получить согласие указанных лиц не представляется возможным».

Итак, за полувековой период советское законодательство в аспекте обеспечения права пациента на информированное добровольное согласие не получило никакого развития. «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» от 19 декабря 1969 г. действовали до вступления в силу ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» 1993 г.

Современное законодательство о праве пациента на информированное добровольное согласие

Права пациента, связанные с оказанием медицинской помощи, являясь производными прав человека и гражданина, изложенными во второй главе Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», детализируются в ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». В частности, основываясь на п. 1 ст.

22 Конституции РФ, декларирующей право каждого на свободу и личную неприкосновенность, «Основы законодательства» в п. 1 ст.

32 определяют волеизъявление пациента как непременное условие, предваряющее проведение медицинского вмешательства: «…необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина».

Как видно из текста Закона, согласие гражданина должно быть не только предваряющим медицинское вмешательство, но также информированным и добровольным. Обязательным условием исполнения Закона является единотрактуемость вышеуказанных дефиниций, содержащихся в подзаконных нормативных документах, которые регламентируют действия врача:

  • Какие действия медицинских работников следует расценивать как «медицинское вмешательство», требующее обязательного оформления информированного добровольного согласия пациента?
  • Какие, в соответствии с современным законодательством, возможны формы информированного добровольного согласия пациента?
  • Какой объем информации, предоставленной пациенту, должен быть отражен в согласии, чтобы согласие можно было охарактеризовать как информированное?
  • Возможны ли ситуации, не нашедшие отражения в современной законодательной базе, когда, исходя из интересов общества или состояния здоровья самого пациента, медицинская помощь должна быть оказана без добровольного согласия?

2.1. Понятие «медицинское вмешательство»

Для четкого определения ситуаций, при которых требуется оформление информированного добровольного согласия пациента, необходимо не менее четкое определение самого понятия «медицинское вмешательство».

Такого определения в имеющихся федеральных законах, регулирующих организацию медицинской помощи и правовой статус пациента, в настоящее время нет. Подзаконные акты отраслевого министерства также не внесли ясность, какие именно действия медицинского персонала следует отнести к категории медицинского вмешательства.

Источник: https://medread.ru/normativno-pravovoe-regulirovanie-prava/2/

5.1. Понятие и виды прав пациента: Практика реформирования современного здравоохранения,

Права пациента это определение

Практика реформирования современного здравоохранения, функционирования страховой медицины и развития соответствующей законодательной базы идет по пути возрастания ответственности субъектов оказания медицинской помощи и страховой медицины за качество предоставляемой медицинской помощи, за нарушение установленных законодательством прав пациентов. Это определяет наличие большого круга лиц, заинтересованных в разработке универсального механизма обеспечения и защиты прав граждан при оказании медицинской помощи, позволяющего надлежащим образом разрешать конфликты, возникающие в связи с некачественным оказанием медицинской услуги.

Принято различать право в объективном и субъективном смысле.

Право в объективном смысле представляет собой систему юридических норм, выраженных в соответствующих нормативных актах и не зависящих от каждого отдельного индивида. Право пациента в объективном смысле, следовательно, определяется всей совокупностью юридических норм, законодательно закрепленных в нормативных актах, регулирующих отношения в сфере здравоохранения.

Право в субъективном смысле – это система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, вытекающие и зависящие от воли и сознания, особенно в процессе их использования.

Пациент – лицо, обратившееся в лечебное учреждение любой организационно-правовой формы, к врачу частной практики за получением диагностической, лечебной, профилактической помощи независимо от того, болен он или здоров.

Права пациента – это специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, регулируемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.

Говоря о правах пациента, следует отдельно выделять права социальные и индивидуальные.

Социальные права в области охраны здоровья связаны с социальными обязательствами, возложенными на правительство, общественные или частные организации по разумному обеспечению всего населения медицинской помощью.

Что является разумным в терминах объема и номенклатуры доступных услуг, степени совершенства и специализации медицинских технологий, определяют политические, социальные, культурные и экономические факторы.

Социальные права также связаны с равной доступностью медицинской помощи для всех жителей страны или географического региона и устранением финансовых, географических, культурных, социальных, психологических и иных дискриминирующих барьеров.

Социальные права – достояние всего общества. Они определяются уровнем развития общества в целом и в какой-то мере политической ориентацией на приоритеты в развитии общества.

В отличие от социальных, индивидуальные права пациента легче определить и легче проверить их исполнение.

Под индивидуальными подразумевают такие права, которые неотделимы от личности пациента. На сегодняшний день международная практика выработала оптимальный объем индивидуальных прав пациента, который адекватно проецируется при формировании или реформировании законодательства внутригосударственного уровня.

Основными индивидуальными правами пациента являются:

право на уважительное, гуманное отношение к личности при оказании медицинской помощи;

право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, возможном риске, возможных последствиях отказа от лечения;

право на осознанное согласие и информированный добровольный отказ от медицинского вмешательства;

право на конфиденциальность при обращении за медицинской помощью;

право выбора и замены врача и лечебного учреждения;

право на качественную медицинскую помощь, соответствующую состоянию здоровья пациента;

право на облегчение страданий и достойную смерть.

Осуществление прав пациента предполагает наличие механизмов их реализации и защиты.

Реализация прав пациента – это комплекс мер, направленных на претворение, воплощение права в фактической деятельности организаций, государственных органов, должностных лиц и граждан.

Выделяют четыре формы реализации права – соблюдение (воздержание от совершения запрещенных неправовых действий), исполнение (активное исполнение предусмотренных в праве обязанностей путем совершения положительных действий), использование (осуществление участниками регулируемых правом общественных отношений, своих прав, предусмотренных в нормах), применение (организация государством осуществления конкретными субъектами адресованных им правовых требований).

Защита прав пациента – комплексная система мер, применяемых в тех случаях, когда беспрепятственно реализовать права пациента не удается без соответствующей правоприменительной деятельности со стороны полномочных государственных и общественных организаций.

Таким образом, обеспечение прав пациентов – это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях фактической реализации прав пациента и преодоления препятствий, стоящих на пути его интересов.

В настоящее время наиболее заметной тенденцией практически во всех государствах является преобладание различных средств внесудебной защиты интересов и прав пациентов над традиционно существующими судебными.

При этом отмечается расширение участия различных организаций в обеспечении защиты прав пациентов и развитие эффективных механизмов и средств, защищающих права пациентов как потребителей медицинских услуг.

Источник: https://knigi.news/meditsina/ponyatie-vidyi-prav-48570.html

Законодательные, исполнительные и судебные

Права пациента это определение

13 Общая характеристика прав пациента.Права пациента — это специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека и регулируемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.

Пациентом считается любой человек, обратившийся за медицинской помощью, независимо от состояния здоровья или наличия какого-либо заболевания, т.е. это более широкое понятие, чем больной. В настоящее время в нашей стране действует ст.

30 «Права пациента» «Основ законодательства об охране здоровья граждан», которая включает в себя 13 положений, отражающих общие права пациентов.

Общие права пациентов:

  1. Право на уважительное и гуманное отношениесо сторонымедицинского и обслуживающего персонала закреплено в п.1 ст.17 Конституции РФ; ст.150 ГК РФ; п.1 ст. 30 Основ; п.2 ст.5 Закона о психиатрической помощи гражданам; ст.5 и 14 закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
  2. с учетом егосогласия, а также выбор лечебно – профилактического учреждения (п.3 ст.927, п. 1 ст.935; ст.936; п.1 ст.969 ГК РФ; ст.22, 30, 58 Основ; ст. 6,15, 22 Закона о медицинском страховании).
  3. соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (ст.42 Конституции РФ; ст.3 Основ; ст.8; п.2 ст. 17 ЗоСЭБН; п.1 ст..17 закона «О радиационной безопасности населения).
  4. консультаций других специалистов (п.4 ст.30; ч.3 ст. 58 Основ).
  5. Право на облегчение боли, связанной с заболеванием имедицинским вмешательством (п.5 ст.30 Основ).
  6. обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведениях, полученных при обследовании и лечении больного, что составляет врачебную тайну (п.6 ст. 30, ст. 61 Основ; ст. ЗоППиГПГ; ст. 14 ЗоТОиТЧ).

Часть 4 ст. 61 Основ предусматривает случаи, когда сведения, составляющие врачебную тайну, могут быть предоставлены третьим лицам.1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;3) по запросу органов дознания, следствия, прокуратуры и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.Частью 5 ст. 61 Основ определено, что лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

  1. медицинское вмешательство (п.7 ст.30, ст.32, ст.35-37, ч.6 ст.43 Основ; ст.40 ЗоЛС (16), ст.5 ЗоГРвГИД (26)).

Добровольность согласия пациента на вмешательство означает отсутствие какого-либо давления в момент принятия решения, а также возможность отзыва своего согласия в любое время. Если состояние больного не позволяет ему выразить свою волю, а вмешательство в интересах больного является необходимым, то вопрос о его проведении решает консилиум, а при невозможности его проведения вопрос решает лечащий врач (дежурный врач), но с последующим уведомлением должностных лиц ЛПУ. В отношении лиц, не достигших 15 лет, при отсутствии их законных представителей, решение также принимает консилиум или дежурный врач (ч.3 и 3 ст. 32 Основ). Пациент, в т.ч. несовершеннолетний (п.5 ст. 24 Основ), или его законные представители должны получить исчерпывающую и доступную информацию о своем здоровье, о характере патологии, прогнозе заболевания, предполагаемых методах лечения, степени риска и возможности осложнений, наличие альтернативных способов лечения в том или ином ЛПУ. Информация должна поступать в доступном виде, т.е. в такой форме, чтобы не испугать больного и не позволить его эмоциям возобладать над здравым смыслом (ст. 31 Основ).

  1. или его прекращения закрепляет п. 8 ст. 30, ст.33 Основ, но имеются некоторые случаи исключения, о чем больной должен быть проинформирован (ст. 97-104 УК (5); ч.1.ст. 34 Основ; ст.29 ЗоППиГПГ). Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, определяется Правительством РФ. При отказе пациента, родителей или законных представителей несовершеннолетнего (в возрасте до 15 лет), а также недееспособного человека от медицинского вмешательства, ему следует разъяснить возможные неблагоприятные последствия, с обязательной записью в истории болезни или на специальном бланке отказа, который подписывается больным (законным представителем) и врачом (ч.2 ст.33 Основ). Помимо разъяснений о неблагоприятных последствиях в случае отказа от медицинского вмешательства законных представителей несовершеннолетнего или недееспособного лица, следует сообщить о праве ЛПУ на обращение в суд за защитой интересов данных лиц (ч.3 ст.33 Основ).
  2. рамках программ ДМС (ст. 779-783 ГК РФ (4), п. 10 ст.30 Основ; ст.9 и 10 ЗоМСГ).
  3. Право на возмещение ущерба в случае причинения вредаздоровью. В соответствии со ст.66 Основ, п.16 Правил предоставления платных медицинских услуг населению, ст.14 Закона РФ “О защите прав потребителей” гражданин вправе требовать возмещение вреда, причиненного его здоровью при оказании медицинской услуги.
  4. (п.12 ст.30 Основ; п.2 ст. 37 ЗоППиГПГ), если к этому нет медицинских противопоказаний – кома, нахождение в заразном боксе или реанимации.
  5. предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в т.ч. отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок ЛПУ (п. 13 ст. 30 Основ; п.2 ст. 37 ЗоППиГПГ).
20 Права отдельных групп населения в области охраны здоровья (права семьи, права беременных женщин и матерей, права несовершеннолетних).
Статья 22. Права семьи. Государство берет на себя заботу об охране здоровья членов семьи.Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства.Семья по договоренности всех ее совместно проживающих совершеннолетних членов имеет право на выбор семейного врача, который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства.Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей) имеют право на льготы в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов.Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности.Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока.

Государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья.Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке.Гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам определяется законодательством Российской Федерации. Продолжительность отпуска может быть увеличена в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов.Государство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечение их продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации.

В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

  • диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации;
  • медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов всех уровней;
  • санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
  • бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности;
  • получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии со статьями 32, 33, 34 настоящих основ.Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих.№ 23 Порядок и основания оказания психиатрической помощи в недобровольном порядке.
Статья 29. Основания для госпитализации в психиатрический
стационар в недобровольном порядке.
Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, илиб) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, илив) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Источник: https://mir.zavantag.com/pravo/1015168/index.html?page=3

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.