Права пациентов при получении медицинской помощи

Права пациента: основные права при обращении за медицинской помощью

Права пациентов при получении медицинской помощи

Статья акутальна на: Октябрь 2020 г.

В ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ перечислены основные права пациента, согласно которой пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Правонавыбор врача и выбор медицинской организации. Согласно ч. 1 ст.

21 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образова-ниях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗ для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).

В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

В силу ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗ оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

Согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗ для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача.

В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания (ч. 5 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗ).

При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗ).

При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации (ч. 7 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗ).

Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона (ч. 8 ст. 21 Федерального закона № 323-ФЗ).

Право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

Реализация данного права тесно связана с реализацией права на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала.

Действительно, наряду с формально определенными многочисленными санитарно-гигиеническими требованиями для лечебно-профилактических учреждений, большое значение в содержательном аспекте указанного права является достойное отношение к личности пациента.

Правонаполучение консультаций врачей-специалистов. Это важное право пациента, поскольку призвано обеспечить принцип коллегиальности лечебно-диагностического процесса.

В соответствии с ч. 5 ст. 33, ч. 1 ст.

34 Федерального закона № 323-ФЗ врачами-специалистами оказывается первичная специализированная медико-санитарная помощь, специализирован-ная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь.

Вместе с тем важно заметить, что согласно ч. 2 ст. 70 Федерального закона № 323-ФЗ рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

Правонаоблегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и лекарственными препаратами.

Источник: https://bazazakona.ru/med-pravo/prava-pacienta-osnovnye-prava-pri-obrashhenii-za-medicinskoj-pomoshhju.html

Права пациентов на получение медицинской помощи (краткая консультация)

Права пациентов при получении медицинской помощи

Какими правами обладает пациент? Правом на: 1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала. Типичные примеры нарушения данного права: размещение пациента в коридоре больницы, несвоевременная замена грязного белья, длительное выстаивание в очереди на прием к врачу.

2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего (с учетом согласия самого врача), а также лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
4) проведение по просьбе пациента консилиума и консультации других специалистов; 5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении; 7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство; так, если Вы дали согласие на лечение, последствия которого могут быть негативными последствия, о таких последствиях Вас обязаны предупредить; 8) отказ от медицинского вмешательства; при этом Вас должны подробно проинформировать о том, какие последствия в этом случае Вас могут ждать; 9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
10) получение медицинских и иных услуг в рамках программы добровольного медицинского страхования;
11) возмещение ущерба здоровью при оказании медицинской помощи;
12) допуск в больницу (мной мед. стационар) адвоката или иного законного представителя для защиты прав пациента; 13) допуск священнослужителя, а в больничном учреждении – предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе с предоставлением отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения (см. ст. 30 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1).

Принципы охраны здоровья в России.

1) Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение соответствующих государственных гарантий. 2) Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан: важно вылечить болезнь, но еще важнее ее не допустить. 3) Доступность медико-социальной помощи: Ваше материальное положение не может влиять на доступность для Вас основных видов медицинской помощи;
4) Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) Ответственность органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья (ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1).

Медицинская помощь, предоставляемая бесплатно в рамках государственных гарантий.

1) Первичная медико-санитарная помощь (лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других требующих неотложной помощи состояний, медицинская профилактика заболеваний).
2) Неотложная медицинская помощь в амбулаторно-поликлинических учреждениях муниципальной системы здравоохранения при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства.
3) Скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), которая оказывается безотлагательно при необходимости срочного медицинского вмешательства. 4) Специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная, которая оказывается, если требуются специальные методы диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий (Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год, утвержденная постановлением N 286 Правительства РФ от 15 мая 2007 г.)

Как определяются больные, которые могут бесплатно получить дорогостоящие и высокотехнологичные виды медицинской помощи?

Перечень высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи (высокоспециализированных стационарных лечебных и диагностических медицинских услуг, выполняемых с использованием сложных и (или) уникальных медицинских технологий, основанных на современных достижениях науки и техники, обладающих значительной ресурсоемкостью), которые финансируются из Федерального бюджета РФ, перечень учреждений, которые оказывают такую помощь, а также порядок отбора больных, которые эту помощь могут получить, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Российской академии медицинских наук от 6 апреля 2005 г. N 259/19.
В случае, если немедленно такую помощь оказать невозможно, то данные больного вносятся в Реестр больных, ожидающих госпитализацию для получения дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи. Направление больного для получения такой помощи производит комиссия по отбору и направлению больных для получения дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи субъекта РФ. После решения комиссии орган здравоохранения субъекта РФ направляет федеральное специализированное медицинское учреждение в рамках выделенных квот подробную выписку из истории болезни больного, с заключением соответствующего главного специалиста-эксперта с о необходимости оказания дорогостоящей медицинской помощи, а также данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований согласно профилю заболевания, не более чем месячной давности. Комиссия учреждения в течение 14 дней со дня поступления медицинских документов, а при очной консультации – в течение не более 7 дней, принимает решение о необходимости оказания больному указанной помощи, случае очередности на госпитализацию, заносит сведения о больном в Реестр больных, ожидающих госпитализацию. Кроме направления органа здравоохранения субъекта РФ основанием для госпитализации больного для оказания дорогостоящей мед помощи является в пределах их квот направление: Минздравсоцразвития, Российской академии медицинских наук (в пределах планового резерва квот РАМН); Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию; Федерального медико-биологического агентства.

Как получить информацию о своем состоянии здоровья?

Такую информацию каждый вправе получить в доступной для него форме, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. При неблагоприятном прогнозе болезни, информация больному или членам его семьи сообщается в деликатной форме.

Однако пациент вправе запретить сообщать им об этом и (или) назначить лицо, которому должна быть передана такая информация. Больной вправе непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов.

По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, но только, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны. Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну (ст.

31 “Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан”).

Какую информацию, касающуюся воздействия на здоровье человека, вправе получать каждый гражданин?

Каждый вправе регулярно получать достоверную и своевременную информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, в том числе о а) санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, б) рациональных нормах питания, в) продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется – либо местной администрацией через средства массовой информации либо непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством страны (ст. 19 “Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан” от 22 июля 1993 г. N 5487-1 с изменениями от 2 марта 1998 г.).

Если Ваши права на охрану здоровья нарушены, Вы можете обращаться в:

Росздравнадзор (Федеральная Служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития: тел. (495)-698-46-28; (495)-698-46-11; Москва, Славянская пл., д. 4 стр. 1 ( м. Китай – город) Управление Росздравнадзора по Москве и Московской области: 127206, Москва, улд. Вучетича, д. 12-в, тел.

(495)-611-47-74; (495)-507-47-55 Службу защиты прав пациентов Комитета за гражданские права: Москва, пр. Шокальского, д. 61 кор. 1 ( м. Медведково, выход из последнего вагона направо), запись на прием по тел. 478-95-15 Лигу защиты прав пациентов: Москва, 119415, пр. Вернадского, 75, 743-65-98 Национальную ассоциацию защиты прав пациентов: Москва, Щелковское ш., д.

(495)-792-78-66; (495)-746-43-98; (495)-737-56-94. Общественный Совет по защите прав пациентов: (495)-644-72-38; (495)-431-48-11

[ НАЗАД ]

Источник: http://zagr.org/187.html

Попытка ограничить пациента в выборе клиники или способ ускорить его лечение? Разбор приказа Минздрава о помощи онкобольным

Права пациентов при получении медицинской помощи

С января 2021 года в России вступает в силу новый порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях.

Документ вызвал негативную реакцию у представителей медицинского сообщества: они опасаются, что приказ «привяжет» онкобольных к госклиникам, полностью исключив частный сектор из государственного финансирования.

Соавторы приказа это отрицают. В ситуации попытались разобраться «Такие дела».

Лучевая терапия в отделении радиологии в Национальном медицинском исследовательском центре онкологии Валерий Матыцин / ТАСС

Ни частников, ни федеральных центров

В документе подробно прописаны обязанности сотрудников медицинского учреждения, чтобы пациент получил лечение вовремя.

Плюсом приказа специалисты называют то, что в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) вошел пересмотр гистологии: перепроверка образцов тканей в другой лаборатории, другими специалистами, на другом оборудовании. Это необходимо для безошибочной постановки диагноза.

До сих пор пересмотр стекол и блоков с образцами в других лабораториях, чтобы получить второе мнение специалиста, был частной инициативой пациента и его доктора и не мог быть оплачен по ОМС. Теперь это станет возможным.

В то же время в приказе никак не упоминаются частные клиники — только государственные, регионального и федерального подчинения, рассказала «Таким делам» директор благотворительного фонда AdVita Елена Грачева. Сейчас в частных клиниках по ОМС и квоте можно проходить практически любую терапию рака.

Как объяснила Елена Грачева, по новому документу маршрутизация пациентов предполагается через центры амбулаторной онкологической помощи (ЦОАП), первичный онкологический кабинет или поликлиническое отделение онкостационара — это все варианты точки входа, перечисленные в приказе.

ЦОАП, которые только начали создаваться, и первичный онкологический кабинет — структуры государственного здравоохранения. Онкологический стационар, который упоминается в приказе как следующая часть маршрута, может быть и частным, но в реальности таких в России почти нет.

 

Де-факто частные клиники из новой маршрутизации исключены

Сейчас, по пока еще действующему приказу, лечение можно получать в любой клинике, зарегистрированной в системе ОМС.

«По закону пациент может получить помощь в любой клинике, зарегистрированной в системе ОМС, вне зависимости от формы ее собственности, подчинения и территориального расположения, — говорит Грачева.

— Частные клиники оказывали весь спектр услуг: диагностика, химиотерапия, хирургическое лечение, лучевая терапия, реабилитация».

Само описание маршрутизации «похоже на отправку людей по этапу», считают в AdVita. Выбор медицинского учреждения, который у человека есть по закону, нигде не упомянут.

Из-за этого у экспертов появляются опасения: не окажется ли пациент заложником того или иного лечебного учреждения, которое он не сможет поменять? И не получится ли так, что люди потеряют право лечиться в федеральных центрах вместо периферийных больниц?

Зачем нужен новый порядок?

Глава Фонда AdVita считает, что первая причина появления этого приказа — стремление лишить частные клиники возможности «уводить» полисное финансирование у государственных учреждений. 

«Тарифы очень неравноценны, какие-то рассчитаны более-менее адекватно, какие-то для клиники убыточны, — поясняет Елена Грачева. — Понятное дело, что государственные клиники выбирать не могут и тащат и прибыльные, и адекватные, и убыточные лечебные опции.

Частные клиники выбирают, как правило, только те [опции], где они останутся не в накладе. Это раздражало государственные клиники и Минздрав довольно сильно.

Но вместо того, чтобы сделать нормальные тарифы, чтобы клинике было выгодно оказывать разную помощь, Минздрав предпочел отрезать от государственного финансирования частные клиники целиком, — ну да, так проще».

По мнению собеседников «Таких дел», речь идет не только о сохранении государственных денег в государственных же клиниках, но и о контроле над федеральными и региональными бюджетами здравоохранения, так как новый порядок усложняет маршрутизацию пациентов — теперь им будет затруднительно перевестись в более крупное государственное учреждение

Приказ нужен, чтобы перекрыть блуждание пациентов между регионами в рамках межтерриториальных расчетов ОМС, считает исполнительный директор Фонда профилактики рака Илья Фоминцев. Блуждание это связано с неравноценностью помощи в разных регионах — где-то хуже, где-то лучше. Так появилась межрегиональная конкуренция между клиниками. 

«Вот ее и хотят убить, — говорит Фоминцев. — Вместо того, чтобы подтягивать качество помощи, людей попросту решили привязать к месту жительства, чтобы не рыпались. В ином случае просто не будет оплаты.

Причем делают это максимально иезуитским образом, сбрасывая определение маршрутизации на регион. Мол, “мы тут не при чем, какие к нам вопросы?” А регион (региональные комитеты и министерства здравоохранения, — прим.

ТД), понятное дело, определит таким образом, чтобы все средства ОМС оставались в регионе».

Такого же мнения придерживается и Елена Грачева. По ее мнению, регионам крайне невыгодно, когда деньги, следуя за пациентом, отправляются из субъекта к федералам. А это происходит повсеместно, так как люди предпочитают лечиться в крупных медцентрах вместо региональных больниц с не всегда эффективным подходом к лечению.

«Поэтому мы, [Минздрав], пропишем такую маршрутизацию, чтобы до федералов люди добирались бы в самом крайнем случае, — предполагает Грачева. — Очень трудно доказать, что тебя не могут правильно лечить в регионе. Химиотерапия есть? Есть.

Какая она, насколько адекватны лекарства и протоколы, есть ли стерильные боксы и сопровождающая терапия, — это же не регламентировано. То же и с хирургией, и с лучевой.

Доказать, что для твоего ребенка жизненно важно пройти облучение на протонном, а не на фотонном ускорителе или, к примеру, на установке “Кибер-нож”, крайне трудно. По протоколу положено облучение, значит, облучат на том, что есть».

По оценке Ильи Фоминцева, сам факт упоминания маршрутизации в этом приказе нарушает федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан», по которому никакой иной маршрутизации, кроме как той, которую выбрал пациент, нет и быть не может.

«Приказ направлен против интересов пациентов, и это совершенно очевидно, — уверен эксперт. — Он напрямую нарушает их права, гарантированные федеральным законом 323. Разумеется, в приказе применены юридические уловки, которые формально не делают его нарушающим. Но смысл закона этот приказ совершенно точно нарушает».

Изменение сроков

Не все эксперты разделяют эти опасения. Юрий Комаров, заведующий отделом по организационно-методической работе с регионами ФГБУ «НМИЦ онкологии имени Н.Н. Петрова» Минздрава России, уверен, что после вступления в силу нового порядка ситуация с оказанием медицинской помощи пациентам не ухудшится. 

Специалисты НМИЦ онкологии имени Н.Н. Петрова — одни из соавторов нового документа. По словам Комарова, сейчас приказ дорабатывается в соответствии с замечаниями профессионального сообщества. 

«Никто не вправе ограничивать пациента в выборе медицинской организации. Это закреплено в законе “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, — подтверждает Комаров слова Ильи Фоминцева. — Так что опасения пациентов, а также коммерческих медицинских организаций, что оказание медпомощи будет как-то ограничено, преувеличены».

Менять уже устаревший порядок было необходимо, считает Юрий Комаров. За девять лет в лечении и диагностике злокачественных новообразований произошли серьезные изменения, и документ «просто морально устарел». По словам специалиста, в обновленном приказе четко прописано, в какие сроки и как должна оказываться медицинская помощь

Юрий Комаров отмечает, что сейчас в субъектах РФ свои локальные порядки маршрутизации пациентов. И требований — что должно в этих региональных документах содержаться — не было, либо они носили формальный характер. Это приводило к тому, что медицинская помощь оказывалась только в том регионе, в котором находится пациент, утверждает Комаров. 

Теперь же, по его словам, врачи будут точно знать, куда можно направить пациента для того или иного исследования или, например, что в определенных случаях пациента надо сразу направлять в онкологический диспансер или федеральный центр. 

«Должен появиться ряд требований: к направлению гистологических и иных материалов для исследования в референс-центрах, к тому, куда, как и в какие сроки пациент должен быть направлен внутри региона, чтобы соблюсти сроки, установленные программой государственных гарантий, — говорит Комаров. — Это позволит пациенту не “застрять” на каком-то этапе, а сразу получить необходимую помощь».

Во вновь создаваемом порядке не указано, что пациенты будут направляться только в государственные клиники, отвергает специалист опасения коллег.

Они могут направляться и в частные медицинские учреждения.

Например, в Астраханской области на базе частной медицинской организации открыт ЦАОП, и эта организация включена во внутренний порядок маршрутизации пациентов этой области, утверждает Комаров. 

Право выбора медорганизации

Доводы Комарова подтверждает и медицинский эксперт, гендиректор группы компаний «Инновационные медицинские технологии» Артем Зуев.

Он сказал «Таким делам», что частные медицинские центры вообще не упоминаются в приказах Минздрава РФ. При этом ни один приказ или иной нормативно-правовой акт прямо или косвенно не ограничивает действия частной медицины или иной формы собственности в рамках российского законодательства. В ныне действующем порядке также не упоминается частный сектор, говорит эксперт.

«Ни один приказ никогда не будет выше федеральных законов. И право выбора пациентом врача и медицинской организации закреплено в 21 статье 323-ФЗ и реализуется целым рядом таких же порядков, утвержденных приказами Минздрава. То есть обсуждаемый проект приказа и не должен определять порядок права выбора», — комментирует он.

Зуев напоминает, что механизм распределения средств ОМС прописан в совершенно иных документах.

Таким образом, грядущий приказ никак не будет влиять на финансирование частников: частные центры, получившие финансирование территориальных фондов ОМС, будут равноправными участниками Программы государственных гарантий.

«Поэтому их будут обязаны включить в перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению при онкологических заболеваниях региональными властями», — предполагает эксперт.

Зуев убежден, что детально прописанная маршрутизация в новом приказе — это не попытка ограничить человека в выборе клиники, а способ ускорить его лечение. 

«У пациентов, наоборот, появляется реальный шанс быстрее попадать в другие регионы, если на его территории определенный вид медицинской помощи не оказывается или не внесен региональными врачами в перечень.

Требования к действиям региональных властей унифицируются и становятся общими по стране, в противовес отсутствию таких требований ранее.

У врача просто не будет возможности отказать пациенту в направлении его в другой регион при определении у пациента диагноза, требующего вида лечения, отсутствующего в регионе».

А перекрывать неконтролируемое «блуждание» пациентов по регионам необходимо, говорит Зуев, потому что именно межрегиональная неопределенность заводит пациента в затягивание процессов диагностики и лечения.

В то же время специалист отмечает, что в приказе все-таки есть пункты, которые позволят органам власти лишать неугодные медцентры государственного финансирования. 

«Единственное нововведение, на которое особо не обратили внимание, это обязательность внесения больного в единую информационную систему, — говорит Зуев. — И отсутствие у медицинской организации оформленного доступа к данной системе не даст возможности соответствовать данному порядку, и у властей будет реальный рычаг вывести такие медицинские центры из системы ОМС».

Качество помощи

Ситуация с лечением онкологических заболеваний в России улучшается, но все равно пока остается на недостаточно высоком уровне, говорил в 2018 году Андрей Павленко, руководитель онкологического центра Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова Санкт-Петербургского университета. 

Юрий Комаров отмечает, что нет статистики о том, где люди предпочитают получать лечение по ОМС, — у частников или в госклиниках, так как отчетные формы для частных медицинских организаций весьма ограничены. Частные клиники не подчиняются напрямую ни региональным министерствам здравоохранения, ни федеральному Минздраву. 

«Это, в свою очередь, не дает нам возможности оценить качество оказываемой ими помощи и ее соответствие клиническим рекомендациям, даже если они проводят лечение в рамках ОМС. Оценка возможна лишь на основании жалоб в Росздравнадзор или страховую компанию», — говорит Комаров. 

Получить лечение у частных клиник, по его словам, возможно далеко не всегда. Виной тому неравноценные тарифы, о которых говорила Грачева. Частные клиники в основной своей массе берут на лечение пациентов либо на ранних стадиях, либо на лечение так называемыми «высоко маржинальными» схемами лекарственного лечения. 

«Как правило, пациентов, у которых риск развития осложнений достаточно высок, частные медицинские организации не берут на лечение, даже если у них есть объемы медицинской помощи по ОМС, а всячески стараются их направить в бюджетные медицинские организации, ведь иначе им придется бороться с осложнениями, что съест их прибыль», — считает Комаров.

Источник: https://takiedela.ru/news/2020/09/24/prikaz-minzdrava/

3. Основные права-пациента при получении медицинской помощи

Права пациентов при получении медицинской помощи

Квалифицированная…- помощь, которую обязано предоста­витьили организовать ЛПУ в соответствии спрофилем своей деятельности илиспециальностью медицинского персоналаи за неоказание или ненадлежащее оказаниекоторой оно несет ответ­ственность.

Контролькачества медицинской помощиосуществляется внутриведомственной,вневедомственной и независимойэкспер­тизой.

2. Право на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям

3.Право на гуманное и уважительноеотношение, в томчисле и облегчение боли, связанной сзаболеванием и (или) медицин­скимвмешательством, доступными способамии средствами.

4.Право на выбор врача и лечебногоучреждения (всоответ­ствии с договорамиобязательного и добровольного медицинскогострахования).

Посредникомв данном случае является страховаямедицин­ская организация. Общепринятапрактика выбора пациентом страховоймедицинской организации для заключениядоговора по добровольному страхованию,исходя из того, с какими лечебны­миучреждениями у данной организациизаключены договора на предоставлениеуслуг.

5. Право на информацию о состоянии своего здоровья

Основы законодательстваРФ об охране здоровья граждан (далее потексту Основы) (ст.31) впервые в нашейстране дали пациенту право получатьвсю информацию, касающуюся его здо­ровья.В данное понятие входит информация одиагнозе, прогно­зе, методах ирезультатах обследования, методахлечения, свя-

13

занном с нимириске, возможных вариантах медицинскоговме­шательства, их последствиях ирезультатах проведенного лече­ния.

Гражданин имеетправо непосредственно знакомиться сме­дицинской документацией, получатьконсультации по ней у дру­гихспециалистов. По требованию пациентаему должны быть предоставлены копиимедицинских документов, отражающихсостояние его здоровья, если это незатрагивает интересы третьей стороны.

Информация,касающаяся состояния здоровья пациента,

может бытьпредоставлена:

1) лично пациенту;

2) его законнымпредставителям (если пациентнесовершен­нолетний или он признаннедееспособным в установленном закономсудебном порядке);

3) без согласияпациента и его законного представителяв

случаях,предусмотренных в ст. 61 Основ (см.”Врачебная

тайна”).

В случаенеблагоприятного исхода информациядолжна со­общаться в деликатной формегражданину или членам его семьи, еслигражданин не запретил сообщать им обэтом и (или) не на­значил лицо, которомудолжна быть передана такая информация.

Полная информациянеобходима пациенту для того, чтобыреализовать свое право на согласие илиотказ от медицинского вмешательства(ст. 32,33 Основ).

Информация осостоянии здоровья не может бытьпредос­тавлена гражданину против еговоли. Если гражданин не хочет знатьвсего о своей болезни – это его полноеправо. 6. Право на сохранение врачебнойтайны.

Врачебнаятайна- информация о факте обращения замеди­цинской помощью, состоянииздоровья пациента, диагнозе егозаболевания, средствах и методах лечения,возможном прогнозе заболевания (ст. 61Основ), любая интимная информация,выяс­ненная при личном контакте спациентом.

Разглашениесведений, составляющих врачебную тайну,ли­цами, которым они стали известныпри обучении, исполнении

14

профессиональных,служебных и иных обязанностей – запреще­на.

С согласия гражданинаили его законного представителядо­пускается передача сведений,составляющих врачебную тайну, другимгражданам в интересах обследования илечения пациента, для проведения научныхисследований, использования такихсведений в учебном процессе.

Безразрешения пациента или его законногопредставителя передача сведений о немне законна и считается разглашениемврачебной тайны кроме предусмотренныхзаконом случаев. Случаи,допускающие передачу сведении,составляющих врачебную тайну, безсогласия пациента или его законногопредставителя:

а) при оказаниипомощи лицам, находящимся в бессознательномсостоянии, когда его законный представительнедоступен (в целях обследования илечения);

б) при угрозераспространения инфекционных заболеваний,мас­совых отравлений и поражений;

в) по запросуорганов дознания и следствия, прокурораи суда в связи с проведением расследованияили судебного разбира­тельства.(Запрос при этом должен быть оформленнадлежа­щим образом – постановлениясуда, следователя, прокурора, дознавателя);

г) в случае оказанияпомощи ребенку в возрасте до 15 лет(несовершеннолетнему) для информированияего родителей или законных представителей;

д) при наличииоснований полагать, что вред здоровьюгражда­нина причинен в результатепротивоправных действий (например,информация передается в милицию, еслипациент является жертвой преступления).

Лица, которым позакону переданы сведения, составляющиеврачебную тайну, несут за ее разглашениеответственность (с учетом причиненногопациенту ущерба) так же, как врачи.

Уголовнаяответственность наступает по ст. 137 ч.2 УК РФ (нарушение неприкосновенностичастной жизни, совершенного лицом сиспользованием своего служебногоположения).

15

Гражданскаяответственность наступает в случаепредъявле­ния иска о возмещенииморального вреда, причиненногоразгла­шением врачебной тайны (ст.151 ГК РФ). 7, Правона согласие или отказ от медицинскоговмешатель­ства.

Согласие пациентадолжно быть информированным идоб­ровольным.

На медицинскоевмешательство дает согласие илипринима­ет решение:

1) лично пациент;

2) законныйпредставитель (если пациент несовершеннолетний или признаннедееспособным в судебном порядке);

3) консилиум (еслисостояние пациента не позволяет емувыра­зить свою волю, а законныйпредставитель недоступен);

4) лечащий (дежурный) врач, с последующим уведомлениемдолжностных лиц ЛПУ, если не возможнособрать консилиум.

Пациент или егозаконный представитель имеет право наот­каз от медицинского вмешательства.При этом пациенту или его законномупредставителю должны быть в доступнойдля него форме разъяснены возможныепоследствия. Отказ оформляется записьюв медицинской документации, подписываетсяпациен­том или его законным представителеми медицинским работни­ком.

В ст. 33 Основпредусмотрено право ЛПУ обращаться всуд за защитой малолетних и недееспособныхпациентов, когда за­конный представительявно действует им во вред.

Однако не разработанмеханизм срочного разрешения данно­говопроса в суде.

Оказаниемедицинской помощи без согласия пациентапреду­смотрено в случаях:

1) экстренныепоказания;

2) угрозараспространения инфекционных, массовыхзаболе­ваний;

3) при оказаниипсихиатрической помощи на основаниист. 29 Закона РФ “О психиатрическойпомощи и гарантиях прав граждан при ееоказании” при непосредственнойопасности

16

для пациента иокружающих, если неоказание помощивлечет существенный вред его здоровьювследствие ухудшения пси­хическогосостояния

4) при применениипринудительного лечения илиосвиде­тельствования.

Решение о проведениимедицинского освидетельствования инаблюдения граждан без их согласия исогласия их законных представителейпринимается врачом (консилиумом).Реше­ние о госпитализации без подобногосогласия принимает суд.

Пребываниеграждан в больничном учреждениипродолжа­ется до исчезновенияоснований, по которым проведенагоспита­лизация без их согласия илипо решению суда. 8. Правона возмещение вреда и ущерба, причиненногоздо­ровью пациента при оказаниимедицинской помощи.

Гражданскаяответственность – такой вид ответственности,который связан с дополнительнымиимущественными обремене-ниями дляправонарушителя, носит компенсационныйхарактер.

В соответствии сГК гражданская ответственность врачейи ЛПУ по возмещению ущерба, причиненногоими здоровью и жизни граждан, возникаетесли доказано:

1)наличиепричиненного ущерба;

2) факт противоправныхдействий медицинских работников илиЛПУ;

3)связьмежду противоправными действиями ипричинен­ным ущербом (действие илибездействие должны быть оце­ненысудом как причина ущерба);

4) вина медицинскогоработника. При этом необходимопод­черкнуть, что в гражданском правеналичие вины презюми-руется (предполагается).Таким образом, медицинский работ­ник(ЛПУ) должен (должно) доказывать своюневиновность.

Следует отметить, чтовред, причиненный пациенту, возмеща­етне конкретный медицинский работник, алечебное учреждение, сотрудникомкоторого он является.

ЛПУ в свою очередьоставляет за собой право возместитьпонесенные убытки, предъявив данно­мумедицинскому работнику регрессный иск

17

9.Право на свободный доступ в стационарек больному род­ственников и другихпосетителей. Свободныйдоступ к боль­ному посетителейзапрещен, если

1) это нарушаетправа других пациентов (например, палатаинтенсивной терапии – это общий зал, гдепациенты находят­ся в тяжелом состоянии,открыты посторонним взорам);

2) это нарушаетусловия оказания медицинской помощи(например, ограничиваются посещения впсихиатрических клиниках, где пациентымогут быть травмированы посетите­лямиили наоборот).

Источник: https://studfile.net/preview/6171728/page:3/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.