Право на бесплатную медицинскую помощь

Бесплатная медицинская помощь

Право на бесплатную медицинскую помощь

ПАМЯТКА О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА БЕСПЛАТНУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

1. Граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную медицинскую помощь согласно части 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации.

• Это право реализуется через Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее – Программа государственных гарантий), ежегодно утверждаемую Правительством Российской Федерации.

 

Программой государственных гарантий предусмотрено бесплатное предоставление:

  • ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ НЕОТЛОЖНОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ;
  • СКОРОЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ (САНИТАРНО-АВИАЦИОННОЙ), МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ;
  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.

 

2. В соответствии с Программой государственных гарантий в субъектах Российской Федерации утверждается территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающая в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).

• Гражданин Российской Федерации вправе ознакомиться с содержанием территориальной программы государственных гарантий в учреждении здравоохранения, в страховой медицинской организации, в органе управления здравоохранением или территориальном фонде обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации.

 

В рамках территориальной программы ОМС бесплатно предоставляются следующие виды медицинской помощи – амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь при:

  • инфекционных и паразитарных заболеваниях, за исключением болезней, передающихся половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита;
  • новообразованиях;
  • болезнях эндокринной системы;
  • расстройствах питания и нарушениях обмена веществ;
  • болезнях нервной системы;
  • болезнях крови, кроветворных органов;
  • отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм;
  • болезнях глаза и его придаточного аппарата;
  • болезнях уха и сосцевидного отростка;
  • болезнях системы кровообращения;
  • болезнях органов дыхания;
  • болезнях органов пищеварения;
  • болезнях мочеполовой системы;
  • болезнях кожи и подкожной клетчатки;
  • болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани;
  • травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействий внешних причин;
  • врожденных аномалиях (пороках развития);
  • деформациях и хромосомных нарушениях;
  • беременности, родах, послеродовом периоде (включая аборты);
  • отдельных состояниях, возникающих у детей в перинатальный период.
  • заболеваниях, передаваемых половым путем;
  • туберкулезе;
  • ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита;
  • психических расстройствах;
  • расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ.

 

3.  Замещение бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами незаконно!

• Если в муниципальном или государственном медицинском учреждении Вам предлагают заплатить за обследование или лечение, назначенное лечащим врачом, позвоните в свою страховую компанию и удостоверьтесь, что данная услуга действительно может быть оказана Вам только на платной основе!

• Обязанность страховой компании – обеспечивать защиту Ваших прав и законных интересов в системе ОМС: рассматривать заявления граждан, осуществлять контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, содействовать возмещению средств, неправомерно полученных у застрахованных граждан при лечении в медицинских учреждения системы ОМС.

 

4. Нарушениями прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи считаются:

• взимание врачами и средним медицинским персоналом государственных и муниципальных медицинских организаций денежных средств за оказание медицинской помощи (предоставление услуг);

• незаконное взимание денежных средств в кассу медицинских организаций за оказание за плату медицинской помощи (предоставление услуг), предусмотренной Программой государственных гарантий;

• взимание денежных средств за предоставление платных медицинских услуг, не предусмотренных Программой государственных гарантий, на осуществление которых у медицинской организации не имеется специального разрешения соответствующего органа управления здравоохранением;

• незаконное взимание денежных средств за выдачу направлений на лечение, рецептов на отпуск лекарственных средств;

• приобретение за счет средств пациентов лекарственных средств и изделий медицинского назначения из утвержденного территориальной программой государственных гарантий перечня жизненно необходимых лекарственные средства и изделий медицинского назначения;

• несоблюдение сроков предоставления плановой медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий. 

 

5. В случае нарушения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации вы вправе обращаться:

• к руководителю учреждения здравоохранения (главный врач);
• в страховую медицинскую организацию (по телефону, указанному в Вашем полисе).

6. Если результаты рассмотрения вас не удовлетворили, вы можете обратиться:

• в Новгородский областной фонд обязательного медицинского страхования;
• в соответствующий орган управления здравоохранением (муниципального образования, Новгородской области) по подчиненности учреждения здравоохранения;
• в Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Новгородской области.

7. Если и здесь результаты рассмотрения вас не удовлетворили, вы вправе обращаться:

• в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
• в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

8. Горячая линия по вопросам оказания бесплатной медицинской  помощи “Российская газета” – Неделя №5718 (45) (нажмите здесь, чтобы открыть)

Куда жаловаться, если вам предлагают лечение за деньги или плохо лечат? На эти и другие вопросы читателей “РГ” ответила начальник управления организации обязательного медицинского страхования Федерального фонда ОМС Светлана Кравчук

Источник: https://www.zdrav-novgorod.ru/naseleniyu/zdorove-i-sistema-zdravookhraneniya/4028-besplatnaya-meditsinskaya-pomoshch.html

Бесплатная медицина в России. А вы это знаете?

Право на бесплатную медицинскую помощь

Гражданам России государством гарантируется бесплатная медицинская помощь. На руки людям выдается полис — документ, олицетворяющий поддержку государственной системы здравоохранения в случае заболевания.

А что он на самом деле означает? Какие виды услуг в клинике обязаны предоставить без дополнительной оплаты, а за какие придется заплатить самостоятельно? При каких обстоятельствах проводится бесплатное медицинское обследование? Давайте разберем все вопросы подробно.

Таким образом, перечень бесплатных медицинских услуг должен определяться соответствующими государственными органами, то есть системой здравоохранения. Происходит это на двух уровнях:

федеральном;

региональном.

*

Какие виды услуг гарантируются государством

В силу действующих законодательных актов пациентам гарантировано право на следующие виды медицинского обслуживания:

экстренное (скорая помощь), в том числе специальная;

амбулаторное лечение, в том числе обследование;

услуги стационара:

гинекологические, по беременности и родам;

при обострении недугов, обычных и хронических;

в случаях острых отравлений, при получении травм, когда необходима интенсивная терапия, связанная с круглосуточным наблюдением;

плановая помощь в стационарных условиях:

высокотехнологическая, в том числе с использованием сложных, уникальных методов;

медицинское обслуживание граждан с неизлечимыми недугами.

*

На что могут рассчитывать владельцы полиса ОМС

В частности, пациенты имеют право на бесплатную медицинскую помощь и лечение в таких ситуациях:

в предродовой и послеродовой период беременных женщин, во время освобождения от бремени, при необходимости прервать беременность;

при диагностировании инфекционных недугов, заражения паразитами (в данную категорию не входят заболевания: ВИЧ, СПИД, туберкулез, ЗППП);

проявления любых недугов у новорожденных;

недуги основных систем жизнедеятельности организма:

нервной;

пищеварительной;

мочеполовой;

эндокринной;

кровеносной;

дыхательной;

иммунной;

органов чувств;

при хромосомных нарушениях;

при поражении опорно-двигательной системы.

Важно! Каждый субъект федерации имеет возможность дополнить (но не урезать) перечень, утвержденный федеральным нормативно-правовым актом. Узнать о региональном списке можно в любом бюджетном лечебном учреждении.

*

Стоматологические услуги в рамках ОМС

Стоматологи так же, как и другие специалисты, обязаны работать с клиентами без оплаты.

Они оказывают такие виды помощи:

лечение кариеса, пульпита и других заболеваний (эмали, воспалений тела и корней зуба, десен, соединительных тканей);

хирургическое вмешательство;

вывихи челюстей;

профилактические мероприятия;

исследования и диагностика.

Важно! Детям без внесения платы оказываются услуги:

для исправления прикуса;

укрепления эмали;

лечения других поражений, не связанных с кариозными.

Важно! Если поликлиника не имеет возможности удовлетворить нужды пациента, его должны направить в ближайшее учреждение, где предоставляются необходимые услуги в рамках программы ОМС.

*

Скорая помощь

Воспользоваться экстренными медицинскими услугами могут все люди, находящиеся в стране (наличие полиса ОМС необязательно).

Существуют нормативы, регулирующие деятельность бригад скорой помощи. Они таковы:

служба скорой помощи откликается на экстренные вызовы в течение 20 минут при угрозе жизни людей:

несчастные случаи;

ранения и травмы;

острые недуги;

отравления, ожоги и так далее.

неотложная помощь приезжает в течение двух часов, если угроза жизни отсутствует.

Важно! К детям, не достигшим года жизни, служба выезжает по любому поводу.

Источник: http://lgoty-vsem.ru/lgoty/perechen-besplatnyh-meditsinskih-…

Какие лекарства выдают бесплатно

Перечень бесплатных лекарств регламентируется правительством.

Документ, утверждающий их получение — приказ Министерства здравоохранения и социального развития России «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача при оказании дополнительной медицинской помощи отдельным группам граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи», принятый в 2006 году, в сентябре.

В этот документ регулярно вносятся правки, поскольку одни препараты включаются в этот список, а другие исключаются из него.

В 2019 году в группу бесплатных лекарств попали все категории лекарственных препаратов:

ненаркотические и опиоидные анальгетики;

нестероидные противовоспалительные средства;

средства для лечения аллергии, подагры, и паркинсонизма;

анксиолитические, противосудорожные, антипсихотические вещества;

антидепрессанты, антибиотики, снотворные;

противовирусные и противогрибковые препараты;

лекарства для лечения сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной системы;

гормоны и многие другие препараты.

В 2019 году получение бесплатных лекарств гарантировано следующим категориям граждан:

Участникам и инвалидам ВОВ, а также ветеранам боевых действий;

Лицам, которые награждены знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

Членам семей ветеранов Великой отечественной войны, погибших инвалидов войны и участников боевых действий;

Военнослужащим воинских частей, которые не входили состав действующей армии во время ВОВ;

Военнослужащим ВОВ, которые награждены орденами или медалями СССР;

Лицам, работавшим в период ВОВ на военных объектах в тылу;

Членам семей погибших работников госпиталей и больниц Санкт-Петербурга;

Инвалидам и детям-инвалидам;

Лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на АЭС в Чернобыле.

Кроме этого, льготные лекарства предназначены больным, которые страдают следующими заболеваниями:

гемофилией;

миелолейкозом;

муковисцидозом;

болезнью Гоше;

гипофизарным нанизмом;

рассеянным склерозом;

нуждающимся в иммуносупрессии после трансплантации органов и тканей.

Кто прописывает «бесплатные» рецепты

Какие именно бесплатные лекарства могут быть выписаны в конкретном случае можно уточнить у лечащего врача или у представителя страховой медицинской организации, которая оплачивает лечение.

Льготные лекарственные препараты выписываются лечащим врачом в соответствии с медицинскими показаниями, рецепты заверяются заведующим отделением.

На рецепте обязательно указывается срок его действия, обычно один месяц. Это время, в течение которого лекарство должно быть получено в аптеке. В случае отсутствия препарата может быть предложено лекарство аналогичного действия. Срок действия рецепта может быть продлен и в этом случае аптека обязана в течение 10 дней организовать выдачу запрашиваемого препарата.

При необходимости продолжить лечение, а также в случае утери рецепта, врач обязан выписать препарат повторно.

Изменения в списке льготных лекарств

В 2017 году правительство страны утвердило новый список необходимых и жизненно важных лекарственных препаратов. По сравнению с предыдущим годом он вырос на 42 позиции. Теперь общее количество льготных лекарств составляет 646 наименований (.См. список)

Источник: http://lgoty-vsem.ru/lgoty/spisok-lgotnyx-lekarstv.html

********

В СЛУЧАЕ ОТКАЗА ОБРАЩАТЬСЯ НА САЙТ  Отдела  по защите прав граждан в системе ОМС:

или по телефону.

Сайт фонда http://www.ffoms.ru

Контакты: Отдел по защите прав граждан в системе ОМС:

+7 (495) 870-96-80

general@ffoms.ru

https://zen.yandex.ru/media/id/5a1ef0ec2480902d44396765/chto…

Источник: https://pikabu.ru/story/besplatnaya_meditsina_v_rossii_a_vyi_yeto_znaete_6903928

Бесплатная медицинская помощь 2019 – как получить

Право на бесплатную медицинскую помощь

Конституция РФ закрепляет право граждан на получение бесплатной медицинской помощи. Ознакомиться с ним можно изучив статью 41. В ней приводится перечень гарантий на предоставление бесплатного обслуживания пациентов в государственных и муниципальных медицинских учреждениях.

Оплата их услуг происходит из фонда страховой компании. Помимо Конституции, медобслуживание регулируется многочисленными постановлениями, принятыми на федеральном и региональном уровне.

Условия оказания бесплатной медпомощи

Предоставление медицинской помощи осуществляется при условии наличия полиса ОМС. Именно он дает право на бесплатное обслуживание в медучреждениях, различного уровня.

Отсутствие полиса послужит законным основанием для получения отказа в проведении диагностирования болезни и лечения. Исключение составляют лишь случаи, подразумевающие проведение экстренных мероприятий.

Получить полис – обязанность каждого гражданина нашей страны. Он выдается на бесплатной основе. Право на оформление документа возникает сразу после рождения. Полис ОМС является одним из первых документов о получении, которого родители должны позаботиться в течении первого месяца жизни новорожденного.

Оформить полис можно в страховой компании, предоставив следующий перечень документов:

  • Свидетельство о рождении (при оформлении на ребенка);
  • Паспорт;
  • СНИЛС

Процесс оформления документа может занять от нескольких недель до одного месяца. Поскольку в этот период возможно возникновение необходимости в предоставлении медпомощи, гражданин вправе попросить сотрудника страховой компании выдать временный документ.

При его предоставлении, сотрудники медицинского учреждения не смогут отказать пациенту на законных основаниях. Как правило, срок его действия не превышает одного месяца. Стоит также отметить, что сам полис ОМС выдается на бессрочной основе.

Оказание бесплатной медпомощи обеспечивается по программе, разработанной на государственном (базовом) или территориальном уровне. Она гарантирует предоставление определенного перечня медицинских услуг на бесплатной основе.

С Правительственной программой оказания бесплатной медицинской помощи гражданам можно ознакомиться на нашем сайте:

За счет каких средств осуществляется формирование фонда ОМС?

Не многих граждан волнует вопрос формирования фонда ОМС. Все знают, что получение полиса и оказание медпомощи бесплатное, но подробности формирования самого фонда никому не интересны. Однако, не затронуть данный вопрос говоря о медицинской помощи, попросту невозможно.

Фонд ОМС формируется за счет:

  • Налоговых взносов;
  • Начисленных пени и штрафов на налоговые выплаты;
  • Доходов от страховых взносов граждан;
  • Федеральных и региональных средств;
  • Других источников, использование которых разрешено действующим законодательством

Таким образом, большинство платежей в фонд ОМС осуществляется с налогов и взносов, оплаченных гражданами. Именно поэтому, необходимо создания понимания относительно необходимости оплаты налоговых выплат. Без них формирование средств фонда будет невозможно так же, как и предоставление медицинской помощи на бесплатной основе.

Обязанности сотрудников системы ОМС

Страховой фонд был создан не только для аккумуляции денежных средств и реализации бесплатной программы предоставления медицинской помощи. Данная служба стоит на защите прав граждан. Ее сотрудники проводят строгий контроль действий медучреждений, принимают жалобы от граждан, содействуют проведению внутренних расследований и устранению причины недовольств пациентов.

Наименование страховой организации можно найти на самом полисе ОМС. Один звонок сможет решить проблему гражданина. Все жалобы в дальнейшем передаются под контроль руководства клиники, при этом сотрудники фонда следят за принятием мер в урегулировании возникшего спора.

Фонд ОМС вправе использовать собственные методики наказания муниципальных и государственных медучреждений, а также медработников. Как правило, применяются штрафные санкции.

Медицинское обслуживание иностранных граждан в РФ

Иностранные граждане также обладают правом получения бесплатной медицинской помощи. Она касается как гостей страны, приехавших на отдых, так и иностранцев, проживающих в России на постоянной основе.

В рамках оказания бесплатных услуг они могут рассчитывать на:

  • Помощь при обострении хронических заболеваний;
  • Оказание экстренной медпомощи;
  • Обслуживание фельдшерами на скорой помощи;
  • Помощь в неотложной форме

Оказание помощи для иностранных граждан практически ничем не отличается от оказания помощи гражданам РФ. В исключительных ситуациях, иностранцы также могут воспользоваться получением полиса.

В каких медучреждениях можно получить бесплатную помощь?

Воспользоваться правом на получение медицинской помощи можно обратившись в государственное или муниципальное учреждение. Некоторые частные клиники также предоставляют ряд услуг, при условии включения в число организаций для реализации региональных программ.

Территориальные программы устанавливают четкий перечень медицинских учреждений, в которые гражданин сможет обратиться бесплатно. Узнать о нем можно у сотрудников страховой организации, оформившей полис.

В данный список также должны входить учреждения федерального уровня. Обратиться в них на бесплатной основе пациент сможет в том случае, если решение проблем со здоровьем невозможно в областном медицинском учреждении.

По полису ОМС гражданин сможет обратиться в государственную:

  • Поликлинику;
  • Стоматологию;
  • Детскую поликлинику

Стоит отметить, что полис привязан к территории проживания гражданина. К примеру, в случае посещения поликлиники, расположенной в соседнем городе, возможно получение отказа в обслуживании.

Однако, в посещение клиники областного значения отказать уже не смогут. Подобные действия не относятся к оказанию экстренной помощи. Медицинские работники должны оказывать ее даже без наличия у человека полиса.

Источник: https://ProLaw24.ru/medecine/besplatnaya-meditsinskaya-pomosch

Права граждан в сфере ОМС

Право на бесплатную медицинскую помощь

Согласно п.1 ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованные лица имеют право на:

  1. бесплатное оказание им медицинской помощи при наступлении страхового случая;
  2. выбор страховой медицинской организации;
  3. замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, 1 раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
  4. выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования;
  5. выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации ;
  6. получение от ТФОМС, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
  7. защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;
  8. возмещение страховой медицинской организацией/ медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления/ организации и оказанию медицинской помощи;
  9. защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

Согласно п.2 ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованные лица обязаны:

  1. Предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
  2. Подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации.
  3. Уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли.
  4. Осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.

Каждый гражданин имеет право на получение бесплатной  медицинской помощи при наступлении страхового случая:

  1. На всей территории РФ в объеме, установленном базовой программой ОМС
  2. На территории субъекта РФ, в котором выдан полис ОМС, в объеме, установленном  территориальной программой ОМС

Территориальная программа ОМС включает виды и условия оказания медицинской помощи, перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования.
К видам медицинской помощи относятся:

  • Первичная медико-санитарная помощь включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения
  • Специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь – медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию
  • Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Формами оказания медицинской помощи являются:

  • экстренная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
  • неотложная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
  • плановая – медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Сроки оказания медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования

Сроки оказанияВид помощи
Не более 2 часов с момента обращенияпервичная медико-санитарная помощь в неотложной форме
Не более 30 календарных дней со дня выдачи направления (не более 14 дней для пациентов с онкологическими заболеваниями)Срок ожидания оказания специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи
Не более 24 часов с момента обращения пациентаСрок ожидания приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами
Не более 14 календарных дней с момента обращения пациентаСрок проведения консультаций врачей-специалистов
Не более 30 календарных дней (не более14 календарных дней для пациентов с онкологическими заболевания)Срок проведения компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи
Не более 3 рабочих дней с момента постановки диагноза онкологического заболеванияСрок установления диспансерного наблюдения врача-онколога за пациентом с выявленным онкологическим заболеванием
Не более 20 минут с момента вызоваВремя прибытия бригад скорой медицинской помощи при оказании помощи в экстренной форме

 

При возникновении вопросов или проблем, связанных с получением медицинской помощи по программе ОМС, каждыйгражданин имеет право обратиться за консультацией, в том числе защитой своих прав и законных интересов:

  • К руководителю медицинского учреждения, в котором были нарушены права пациента.
  • К своему страховому представителю в сфере ОМС. Номер телефона указан в полисе ОМС. Номер единого контакт-центра 8-800-300-10-03, в ТФОМС Челябинской области.
  • В органы управления здравоохранением (Министерство здравоохранения Челябинской области, Управление здравоохранения Администрации г. Челябинска).
  • В Территориальный орган Росздравнадзора по Челябинской области.
  • В органы прокуратуры, суд.

Источник: http://foms74.ru/page/prava_grajdan_v_sfere_oms

Проблемы Оказания Бесплатной Медицинской Помощи Гражданам Российской Федерации

Право на бесплатную медицинскую помощь

На сегодняшний день здоровье населения страны является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития государства.

Охрана здоровья граждан представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, которая осуществляется органами власти, организациями, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Для реализации перечисленных выше мер необходимым является наличие финансовых ресурсов, а также механизма их эффективного использования.

Сохранение и укрепление здоровья населения и повышение доступности и качества медицинской помощи являются одними из главных приоритетов государственной политики Российской Федерации в направлении повышения качества жизни.

Конституцией Российской Федерации закрепляется право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), причем граждане получают последнюю бесплатно при наличии определенных условий.
В 1993 г. в дополнение к бюджетной системе здравоохранения была создана система обязательного медицинского страхования (ОМС).

С 1998 предоставление бесплатной медицинской помощи населению Российской Федерации осуществляется на основе программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которая призвана обеспечить получение населением качественной и доступной медицинской помощи. А с 2005 г.

в указанную программу включен подушевой норматив финансирования программы на одного жителя.

Виды бесплатной медицинской помощи

На сегодняшний день программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Многие ученые акцентируют сове внимание на тематике здравоохранения в Российской Федерации, и лишь немногие из них обращаются и останавливаются на проблематике оказания бесплатной медицинской помощи.

Выбранная тема исследования особенно актуальна в связи с проведением новой реформы здравоохранения, которая нацелена на модернизацию и повышение качества обслуживания и финансирования медицинских учреждений, а также в связи с возрастающим числом жалоб граждан, по поводу качества и доступности предоставляемой им медицинской помощи.

Проблемы здравоохранения

Условно проблемы, возникающие в сфере оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, можно поделить на две группы: это, во-первых, проблемы, связанные с финансированием программы государственных гарантий и медицинских учреждений, во-вторых, связанные непосредственно с качеством предоставляемой гражданам медицинской помощи.

Соответственно, к первой группе можно отнести следующее:

  1. Недостаток средств для финансирования медицинских учреждений, который не дает возможности осуществить в отрасли комплексную модернизацию и оснастить медицинские учреждения новым, современным оборудованием.
  2. Дефицит реализации территориальных программ государственных гарантий. Как отмечает М.В. Осоткина, в 2007 году при анализе их финансовых показателей, дефицит был установлен в шестидесяти субъектах Российской Федерации и составил 65, 4 млрд. рублей. А дефицит в финансовом обеспечении территориальных программ ОМС в том же году установлен в 58 субъектах Российской Федерации и составил 29, 2 млрд. рублей.
  3. Дифференциация обеспеченности программ государственных гарантий по субъектам Российской Федерации. Так, например, средние подушевые нормативы территориальных программ государственных гарантий достигают на период 2015 года в Республике Ингушетия 12096,7 рублей, в Чукотском автономном округе – 44081,6 рублей, при среднем нормативе по России 3338,4 рублей (за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов) и 8260,7 рублей (за счет средств ОМС).

Также, говоря о проблеме финансирования рассматриваемой сферы, стоит указать и тот факт, что по причине несовершенства российского здравоохранения происходит наделение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения правом на оказание платных медицинских услуг.

И чем ощутимее бюджетное недофинансирование государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, тем интенсивнее развивается индустрия платных медицинских услуг , а это в свою очередь становится препятствием для получения гражданами бесплатной медицинской помощи.

И в данном случае происходит «вытеснение» граждан из бесплатной системы здравоохранения в платную, не оставляя им порой и выбора.

Перечисленные проблемы, связанные с финансированием отрасли, оказывают непосредственное влияние на качество оказания медицинской помощи.

Дефицит средств на финансирование медицинских учреждений, а также дифференциация обеспеченности территориальных программ государственных гарантий приводит, соответственно, к снижению качества оказания услуг и к разнице в доступности и качестве оказываемой медицинской помощи в разных субъектах Российской Федерации.

Таким образом, ко второй группе проблем в сфере оказания бесплатной медицинской помощи можно отнести:

  1. Недостаток квалифицированных медицинских кадров. Данная проблема вызвана низкой заработной платой медицинских работников, а также низкими социальной защищенностью и престижем медицинской профессии. В связи с этим мотивация сотрудников снижается, уменьшается производительность труда, а в последствие наблюдается и снижение качества оказываемой медицинской помощи. Для решения данной проблемы М.В. Осоткина предлагает ввести такую методику расчета заработной платы, которая должна быть прогрессивной, прозрачной и пропорциональной величине трудовых затрат: по мере увеличения трудовых вложений должна возрастать и оплата труда. Методика расчета заработной платы должна формироваться с учетом особенностей трудовой деятельности, квалификации работника и учитывать пределы производительности труда каждой категории работников.
  2. Не предоставление пациенту полной и (или) достоверной информации об услугах медицинского учреждения. При обращении в учреждение здравоохранения или к частнопрактикующему врачу пациент имеет право на получение полной и достоверной информации об услугах в соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». Ошибочным является мнение о том, что государственные и муниципальные учреждения здравоохранения не должны руководствоваться законодательством о защите прав потребителей. Бюджетные учреждения также получают денежные средства за оказанные ими услуги, но только средства поступают из других источников – государства, страховых компаний.
  3. Проблемы оказания медико-санитарной помощи на дому. В соответствии с п. 1 ст. 80 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» гражданам предоставляется первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная. Но как показывает практика, все сложнее в последнее время получить медико-санитарную помощь на дому. Это, во-первых, связано с предоставлением ограниченного промежутка времени, в течение которого пациент может сделать вызов участкового врача для осмотра на дому (обычно с 8-9 утра до 12 часов дня), а во-вторых с тем, что телефонные линии учреждений перегружены, и осуществить звонок гражданину становится невозможным. Таким образом, напрашивается серьезная реформа амбулаторного звена, с проведением которой наступит возможность увеличения промежутка времени, предоставляемого для вызова участкового врача.
  4. Отказ или несвоевременное предоставление скорой медицинской помощи. На основании п. 1 ст. 80 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» гражданам бесплатно предоставляется скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная. На практике пациенты достаточно часто сталкиваются с отказом в предоставлении таковой. Скоропомощные больницы отказываются принимать граждан, прибывших в медицинское учреждение самостоятельно, без предварительного вызова «скорой». Но стоит обратить внимание на еще частично действующее положение приказа Минздрава СССР от 1 июня 1972 года № 452 о том, что скоропомощные больницы осуществляют прием больных и пострадавших, доставляемых бригадами скорой медицинской помощи и непосредственно обращающихся в больницу, требующих оказания экстренной медицинской помощи.

Отдельно от представленных двух групп проблем оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ, отдельно можно выделить еще одну проблему. Таковой является отсутствие конкретизации государственных гарантий оказания медицинской помощи.

В данном случае имеется ввиду отсутствие четкого понимания того, какие услуги и сколько раз в год гражданин, нуждающийся в медицинской помощи, может получить бесплатно.

Все это позволяет медицинским учреждениям брать плату с граждан за те услуги, которые должны предоставляться бесплатно в соответствии с Программой государственных гарантий.

В данной работе представлен не исчерпывающий перечень проблем, с которыми сталкиваются граждане при оказании им бесплатной медицинской помощи, а только лишь его часть. Количество жалоб населения все также продолжает расти, и как показывает статистика, то большинство граждан не удовлетворены качеством и доступностью предоставляемой им медицинской помощи.

Выводы на основании проведенного исследования

Конституцией РФ гарантируется каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41).

В связи с жестким дефицитом государственного финансирования было принято постановление Правительства РФ от 13.01.1996 г.

№ 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», которое установило порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению в частности, и в государственных, и в муниципальных учреждениях здравоохранения.

Но не смотря на это, проблема нехватки средств для финансирования медицинских учреждений так и осталась нерешённой и по сегодняшний день. Именно проблемы, касающиеся финансирования отрасли требуют немедленного разрешения, так как от материального обеспечения медицинских учреждений зависит само качество и доступность предоставляемых гражданам бесплатной медицинской помощи.

Развитие тенденции, направленной на сокращение платных медицинских услуг и увеличение перечня бесплатных, а также проведение политики государства, целью которой будет увеличение финансирования государственных (муниципальных) медицинских учреждений, поможет разрешить проблемы, возникающие при оказании гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

  1. Конституция Российской Федерации 1993. – СПб.: Изд. Дом. «Литера». – 2014. – 62с.
  2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Источник: https://urilogia.ru/spravochnaya/besplatnaya-meditsinskaya-pomoshh/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.