Прекращение правоспособности юридического лица

Приобретение и прекращение правоспособности юридического лица

Прекращение правоспособности юридического лица

Правосубъектность юридического лица возникает в момент его государственной регистрации.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа; в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Существуют специальные требования к наименованию юридического лица. Оно должно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица, а для некоммерческих организаций, унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций – на характер деятельности (п. 1 ст. 54 ГК).

Наименование юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, называется фирменным, представляет объект особого права – права на фирму, исключительного, личного неимущественного права абсолютного характера – и подлежит регистрации (п. 4 ст. 54 ГК).

Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, также имеет исключительное право его использования.

Существует ряд ограничений на использование в наименовании юридического лица различных слов и словосочетаний.

Наименование юридического лица должно быть указано в его учредительных документах и на его круглой печати.

В отличие от физических лиц, обладающих правом на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, места нахождения юридического лица, по общему правилу, определяется местом его государственной регистрации (п. п. 2, 3 ст. 54 ГК). Исключение составляют случаи, когда в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица установлено иное.

Законодательство о хозяйственных обществах предусматривает, что кроме места нахождения юридическое лицо должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы государственной регистрации юридических лиц об изменении своего почтового адреса .

Место нахождения юридического лица должно указываться в его учредительных документах.

Четкое указание места нахождения юридического лица важно для решения ряда вопросов его деятельности: определение места исполнения обязательств, когда оно не указано в договоре или правовом акте (ст. 316 ГК); установление территориальной подсудности споров (ст. 35 АПК) и др.

По общему правилу, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы (п. 1 ст. 53 ГК). Органы юридического лица представляют собой его составную часть, которая согласно имеющимся у нее полномочиям формирует и выражает волю юридического лица, руководит его деятельностью.

В содержание правоспособности юридического лица входит возможность создавать представительства и филиалы, которые являются не органами, а обособленными подразделениями юридического лица.

“Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту” (п. 1 ст. 55 ГК).

“Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства” (п. 2 ст. 55 ГК).

Как следует из определений, представительство и филиал имеют много общих черт. И филиал, и представительство:

создаются самим юридическим лицом;

должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, в связи с чем так же, как юридическое лицо, они приобретают и утрачивают свой статус с момента внесения соответствующих сведений в государственный реестр юридических лиц;

наделяются создавшим их юридическим лицом имуществом, которое учитывается как на их отдельных балансах, так и на балансе юридического лица;

действуют на основании утвержденных юридическим лицом положений;

руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности;

ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их юридическое лицо.

И филиалы, и представительства следует отличать от представителей. Поскольку первые не являются субъектами гражданского права, они не могут выступать от имени других лиц.

От имени юридического лица в качестве его представителя выступают руководитель филиала, руководитель представительства, полномочия которых оформляются выдаваемой юридическим лицом доверенностью и (или) фиксируются в положении об этом обособленном подразделении.

Юридические лица прекращают свою деятельность в порядке, установленном законом.

Различают распорядительное и добровольное основания прекращения деятельности юридических лиц.

Добровольным основанием является решение органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61, п. 1 ст. 68 ГК). К распорядительным основаниям относятся: решение учредителей (участников) (п.

1 ст. 57, п. 2 ст. 61 ГК), решение уполномоченных государственных органов (п. 2 ст. 57 ГК), решение суда (п. 2 ст. 57, п. 2 ст. 61, ст. 65 ГК). К ним примыкает реорганизация юридического лица с согласия уполномоченных государственных органов.

Государственные и муниципальные предприятия и финансируемые собственником учреждения прекращают деятельность только в распорядительном (принудительном) порядке. К остальным организационно-правовым формам применимы оба вида оснований.

С точки зрения последствий прекращения юридических лиц различают реорганизацию, при которой обязанности реорганизуемого юридического лица в порядке правопреемства переходят к другим лицам, и ликвидацию – с прекращением юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Реорганизация может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования юридических лиц.

Отличительной особенностью ликвидации (помимо ее сути) является создание специального образования – ликвидационной комиссии (ликвидатора), которая действует от имени ликвидируемого юридического лица по аналогии с его органами и к которой переходят полномочия по управлению делами этого юридического лица (п. 3 ст. 62, п. п. 1, 3, 4 ст. 63 ГК). Ликвидация оформляется путем составления промежуточного и итогового ликвидационного баланса. По общему правилу, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица:

1) передается собственнику или лицам, имеющим иные вещные права на это имущество, если учредители имеют право собственности или иное вещное право на имущество ликвидируемого юридического лица (унитарные предприятия и учреждения; п. 7 ст. 63 ГК);

2) распределяется между учредителями (участниками) юридического лица, имеющими обязательственные права в отношении этого юридического лица и его имущества (хозяйственные общества и товарищества, кооперативы; п. 7 ст. 63 ГК);

3) направляется в соответствии с учредительными документами юридического лица, в отношении которого его учредители (участники) не имеют имущественных прав, на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели, или в доход государства (общественные и религиозные организации (объединения), фонды, объединения юридических лиц.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а оно само – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, публикует сведения о ликвидации юридического лица в официальном печатном органе.

В случае неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей применяются процедуры банкротства.

Лекция 4. ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 2ч

1. Понятие и виды объектов гражданских прав

2. Вещи как объекты гражданских правоотношений

Источник: https://studopedia.su/1_43693_priobretenie-i-prekrashchenie-pravosposobnosti-yuridicheskogo-litsa.html

1. Возникновение, прекращение и виды правоспособности юридических лиц

Прекращение правоспособности юридического лица

  АВЕНЮ “Авеню” >> Электронная библиотека

                          >> Нотариат

Федеральная нотариальная палата России

Центр нотариальных исследований

В двух томах Том I

Учебно-методическое пособие Издание 2-е, исправленное и дополненное

Раздел I. Организация нотариата

Глава 1. Организация нотариального дела

Глава 2. Финансовое обеспечение деятельности нотариуса

Глава 3. Контроль за деятельностью нотариусов

Глава 4. Общие правила нотариального производства

Глава 5. Правила нотариального делопроизводства и совершения удостоверительных надписей нотариусом

Раздел II. Правила совершения отдельных видов нотариальных действий

Глава 6. Общие условия удостоверения сделок

§ 1. Требования к форме сделок

§ 2. Разъяснение сторонам смысла и значения проекта сделки

§ 3. Правоспособность и дееспособность граждан, участвующих в сделке

1. Правоспособность граждан, участвующих в сделке

2. Дееспособность граждан – участников сделки

3. Ограниченная дееспособность и недееспособность граждан. Патронаж

§ 4. Правоспособность юридических лиц

1. Возникновение, прекращение и виды правоспособности юридических лиц

2. Общества с ограниченной ответственностью

3. Акционерные общества

4. Полное товарищество

5. Товарищество на вере

6. Производственный кооператив

7. Государственное и муниципальное унитарное предприятие

8. Некоммерческие организации

§ 5. Оформление сделок от имени лиц, признанных банкротами

1. Условия банкротства

2. Наблюдение

3. Внешнее управление (судебная санация)

4. Конкурсное производство

§ 6. Оформление сделок от имени юридических лиц в стадии их ликвидации

§ 7. Документы, истребуемые нотариусами при удостоверении сделок

§ 8. Изменение и расторжение договора

§ 9. Количество экземпляров документов, в которых излагается содержание сделки

Глава 7. Удостоверение договоров об отчуждении недвижимого имущества

§ 1. Понятие недвижимости. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество

1. Понятие недвижимого имущества

2. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество

§ 2. Общие сведения, которые должны содержаться в тексте сделки

1. Сведения об участниках сделки (правообладателях)

2. Описание объекта недвижимости

3. Сведения о праве собственности и об иных вещных правах

4. Сведения об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество

§ 3. Основные правила оформления договоров об отчуждении недвижимого имущества

1. Определение предмета в договоре об отчуждении недвижимости

2. Требования к правоустанавливающим документам

3. Отчуждение недвижимости, находящейся в общей совместной собственности супругов

4. Отчуждение доли в праве общей собственности на недвижимое имущество

5. Защита прав несовершеннолетних собственников и третьих лиц

6. Цена договора об отчуждении недвижимого имущества

7. Права на земельный участок при отчуждении находящегося на нем недвижимого имущества

8. Прочие условия договоров об отчуждении недвижимого имущества

9. Место совершения сделки по отчуждению недвижимого имущества

§ 4. Исполнение договоров об отчуждении недвижимого имущества

Примерные образцы договоров отчуждения недвижимого имущества

Договор купли-продажи квартиры

Договор купли-продажи доли в праве общей собственности на квартиру

Договор купли-продажи квартиры с участием несовершеннолетнего

Договор дарения квартиры

Договор мены

Предварительный договор купли-продажи квартиры

Примерный образец передаточного акта

Примерные образцы согласия супруга на отчуждение недвижимого имущества

Примерные образцы заявлений, связанных с правом преимущественного приобретения доли в праве общей долевой собственности

Глава 8. Земельное право в нотариальной практике

§ 1. Общие вопросы регулирования земельных правоотношений

1. Земельное законодательство

2. Участники земельных отношений

3. Состав земель в Российской Федерации

§ 2. Формы собственности на землю

1. Частная собственность на землю

2. Государственная и муниципальная собственность на землю

§ 3. Иные вещные права на землю

1. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

2. Пожизненное наследуемое владение земельными участками

3. Аренда земельных участков

4. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

5. Безвозмездное срочное пользование земельными участками

§ 4. Особенности совершения сделок с земельными участками

1. Форма и место совершения сделок с землей

2. Объект договора отчуждения

3. Документы о правах на земельные участки

4. Основные требования договора об отчуждении земельных участков

5. Отчуждение земельного участка с находящимися на нем строениями

§ 5. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения

1. Понятие земель сельскохозяйственного назначения и основные принципы их оборота

2. Субъекты отношений оборота земель сельскохозяйственного назначения

3. Общие требования к обороту земель сельскохозяйственного назначения

4. Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

5. Особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

Примерные образцы договоров отчуждения земельных участков

Договор дарения земельного участка

                Договор купли-продажи земельного участка

                Договор купли-продажи земельного участка и находящегося на нем жилого дома 

Глава 9. Удостоверение договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением

§ 1. Удостоверение договоров ренты

1. Понятие договора ренты. Виды ренты

2. Предмет договора ренты

3. Стороны договора ренты

4. Форма договора ренты

5. Размер рентных платежей и сроки их выплаты

6. Право плательщика ренты на выкуп ренты

7. Право получателя ренты на выкуп ренты

8. Выкупная цена ренты

9. Обеспечение выплаты ренты

10. Обременение рентой недвижимого имущества

11. Переход прав и обязанностей участников договора ренты

12. Иные условия договора ренты

13. Отличия постоянной и пожизненной ренты

§ 2. Договор пожизненного содержания с иждивением

§ 3. Документы, необходимые для нотариального удостоверения договора ренты и пожизненного содержания с иждивением

Примерные образцы договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением

Договор постоянной ренты

Договор пожизненной ренты

Договор пожизненного содержания с иждивением

Глава 10. Удостоверение договоров залога

§ 1. Общие положения о залоге

§ 2. Основание возникновения права залога

§ 3. Участники залогового правоотношения

§ 4. Предмет залога

§ 5. Виды залога

§ 6. Существенные условия договора залога

§ 7. Форма договора о залоге

§ 8. Пределы обеспечения залогом основного обязательства

§ 9. Права и обязанности участников залогового правоотношения

§ 10. Обращение взыскания на заложенное имущество

§ 11. Залог товаров в обороте

§ 12. Залог вещей в ломбарде

§ 13. Залог прав

Глава 11. Удостоверение договоров об ипотеке

§ 1. Общие положения об ипотеке

§ 2. Особенности ипотеки

§ 3. Закладная

§ 4. Ипотека имущества, которое залогодатель приобретет в будущем. Залог не завершенного строительством недвижимого имущества

§ 5. Ипотека жилых домов и квартир

Глава 12. Удостоверение сделок с автотранспортными средствами

  Глава 13. Удостоверение завещаний

Примерные образцы завещаний

Глава 14. Удостоверение доверенностей

§ 1. Доверенность как гражданско-правовая сделка

1. Понятие доверенности

2. Форма доверенности

3. Виды и содержание доверенностей

4. Представляемый и представитель

5. Срок действия доверенности

6. Передоверие

7. Основные реквизиты доверенности. Количество экземпляров доверенности

8. Прекращение доверенности

Примерные образцы некоторых видов доверенностей

Доверенность на продажу квартиры

Глава 15. Удостоверение договора поручительства

§ 1. Договор поручительства

1. Понятие и форма договора поручительства

2. Стороны договора поручительства

3. Основные условия договора поручительства

4. Прекращение поручительства

Примерный образец договора поручительства

Глава 16. Удостоверение договоров доверительного управления имуществом

§ 1. Договор доверительного управления имуществом

1. Понятие и форма договора доверительного управления имуществом

2. Основания учреждения доверительного управления. Стороны договора

3. Объект доверительного управления

4. Основные условия договора доверительного управления имуществом

5. Прекращение договора доверительного управления

6. Документы, необходимые для нотариального удостоверения договора доверительного управления имуществом

Примерный образец договора доверительного управления имуществом

Глава 17. Удостоверение договоров хранения

§ 1. Договор хранения

1. Понятие и форма договора хранения

2. Предмет договора хранения

3. Срок договора хранения

4. Основные обязанности участников договора

5. Вознаграждение за хранение и возмещение расходов на хранение

6. Ответственность сторон договора хранения

Примерные образцы договоров хранения вещей

——-

Источник: http://av-ue.ru/nnn-0.php?d=nnn-6-4-1.htm

4.2 Правосубъектность, возникновение и прекращение правоспособности юридического лица, органы юридического лица

Прекращение правоспособности юридического лица

Как всякий участникгражданского оборота, юридическое лицообладает правоспособностью идееспособностью. Эти его качестваотличаются от аналогичных качеств,признаваемых законом за физическимилицами (гражданами).

Правоспособность идееспособность юридического лицавозникают одновременно, в момент егогосударственной регистрации – п.3 ст.49,п.2 ст.51 ГК.

У граждан же дееспособностьвозникает лишь с достижением определенноговозраста, а иногда зависит и от состоянияздоровья человека. Поэтому для юридическихлиц различие данных категорий обычноне имеет значения.

Прекращаются онитакже одновременно – в момент завершенияликвидации юридического лица путемвнесения соответствующей записи обэтом в государственный реестр юридическихлиц – п.8 ст.63 ГК.

Правоспособность юридическихлиц может быть как универсальной (общей),дающей им возможность участвовать влюбых гражданских правоотношениях, таки специальной (ограниченной), предполагающейих участие лишь в определенном,ограниченном круге таких правоотношений.

Правоспособность юридическихлиц предполагается ограниченной(целевой), ибо юридических лицо по общемуправилу может иметь только такиегражданские права, которые соответствуютопределенным законом или учредительнымидокументами целям его деятельности, исоответственно может нести лишь связанныес этой деятельностью обязанности – п.1ст.49 ГК.

Такие ограничения вызванытем, что сами юридического лица обычносоздаются для достижения вполнеконкретных целей, определенных ихучредителями, а потому не могутиспользовать свою самостоятельнуюправосубъектность в противоречии сэтими целями.

ГК РФ, следуя общим современнымтенденциям развития гражданскогозаконодательства, закрепил почти завсеми коммерческими организациямиспособность иметь гражданские права иисполнять гражданские обязанности,необходимые для осуществления любых,не запрещенных законом видов деятельности,т.е. общую правоспособность – абз.2 п.1ст.49 ГК.

Приобретение и, отчасти,осуществление прав и обязанностей –прерогатива так называемого органаюридического лица.

Органюридического лица – это правовой термин,обозначающий лицо (единоличный орган)или группу лиц (коллегиальный орган),представляющих интересы юридическоголица в отношениях с другими субъектамиправа без специального на то уполномочия(без доверенности). В соответствии сост.53 ГК именно через свои органыюридическое лицо приобретает гражданскиеправа и принимает на себя гражданскиеобязанности. Поэтому действия органарассматриваются как действия самогоюридических лица.

4.3 Способы образования и государственная регистрация юридических лиц

В зависимости от характераучастия государственных органов врегистрации юридического лица наукагражданского права традиционно выделяетследующие способы образования юридическихлиц:

1. Распорядительный порядок– юридическое лицо возникает на основеодного лишь распоряжения учредителя,а специальной государственной регистрацииорганизации не требуется. В таком порядкев СССР возникало большинство госпредприятийи учреждений.

  1. Разрешительный порядок – предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности – ч.2 п.1 ст.51 ГК.

  2. Нормативно-явочный порядок – для образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется.

    Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствует ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридических лицо.

    Такой порядок образования юридических лиц наиболее распространен в России и за рубежом

Правовой основой деятельностилюбого юридического лица нарядус законодательством являются егоучредительные документы.Именно в них учредители конкретизируютобщие нормы права применительно к своиминтересам.

Состав учредительныхдокументов для разных видов юридическихлиц различен. Общества с ограниченнойили дополнительной ответственностью,ассоциации и союзы действуют на основеучредительного договора и устава.

Хозяйственные товарищества (полные ина вере) – учредительный договор. Дляостальных юридических лиц единственнымучредительным документом считаетсяустав. учредительныхдокументов в общем виде определяетсяст.52 ГК.

Государственная регистрация юридическихлиц.

Государственная регистрацияявляется завершающим этапом образованияюридического лица, на котором компетентныйорган проверяет соблюдение условий,необходимых для создания нового субъектаправа, и принимает решение о признанииорганизации юридических лицом. Послеэтого основные данные об организациивключаются в единый государственныйреестр юридических лиц и становятсядоступными для всеобщего ознакомления.

Отказ в регистрации можетпоследовать лишь в случае несоответствияучредительных документов организациизакону или несоблюдения установленногопорядка образования юридических лица.Отказ в регистрации, уклонениекомпетентного органа от регистрацииможет быть обжаловано в суде.

Источник: https://studfile.net/preview/5853072/page:17/

Возникновение и прекращение правоспособности и дееспособности юридического лица

Прекращение правоспособности юридического лица

По мнению исследователей, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент возникновения самого юридического лица. Поскольку правоспособность и дееспособность юридического лица неразрывно связаны, возникают и прекращаются одновременно, то различие между ними лишается смысла.

Действительно, по российскому гражданскому праву юридические лица приобретают свою правоспособность и дееспособность одновременно, в момент государственной регистрации. Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п. 2 ст.

51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Это означает, что юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст.

51 ГК РФ) и прекращает свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

С точки зрения цивилистической теории все не так однозначно. По законодательству ФРГ, Финляндии момент возникновения правоспособности и момент возникновения дееспособности юридического лица могут не совпадать во времени.

В ФРГ общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества признаются ограниченно правоспособными с момента государственной регистрации предварительного общества и становятся дееспособными с момента их регистрации в качестве юридических лиц.

Аналогичная ситуация наблюдается в Финляндии.

дееспособности юридического лица, как и дееспособности гражданина, включает в себя три основных элемента:

1) сделкоспособность, т.е. возможность своими действиями приобретать гражданские права и создавать гражданские обязанности;

2) способность самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять обязанности;

3) деликтоспособность, т.е. способность нести ответственность за гражданские правонарушения (ст. 56 ГК РФ).

Иногда в качестве элемента содержания дееспособности указывают на возможность защиты данного субъективного права от нарушений.

Как пишет Я.Р. Веберс, дееспособность означает способность к осуществлению правоспособности собственными действиями в широком смысле слова, т.е. способность не только к приобретению конкретных субъективных прав и обязанностей, но также к их осуществлению. Поскольку право на защиту является одним из правомочий материального права, дееспособность охватывает и способность к защите права.

https://www.youtube.com/watch?v=pCejm5E6muM

По мнению С.М. Корнеева, возможность защиты от нарушений характерна для любого субъективного права и не может индивидуализировать содержание дееспособности.

В отличие от граждан, дееспособность которых зависит от возраста, состояния здоровья и других факторов (ст. ст. 26, 28, 30 ГК РФ), все юридические лица, невзирая на различия в характере и объеме их правоспособности, по общему правилу имеют равную дееспособность.

Ограничение дееспособности юридического лица. Некоторые авторы полагают, что юридическое лицо не может иметь неполную дееспособность, его нельзя ограничить в дееспособности или признать недееспособным.

В настоящее время дееспособность юридического лица может быть ограничена в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 49 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 64 Федерального закона от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (с последующ. изм. и доп.

) (далее – Закон о банкротстве) на стадии наблюдения сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника, органы управления юридического лица – должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Нет сомнений, что нормы п. 2 ст. 295, ст. ст. 296, 297 ГК РФ, а также Закона о государственных предприятиях, ограничивающие право государственных (муниципальных) унитарных предприятий и федеральных (муниципальных) казенных предприятий распоряжаться имуществом, находящимся у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, есть не что иное, как ограничение их дееспособности.

Достаточно указать, что согласно п. 2 ст.

18 Закона о государственных предприятиях государственное или муниципальное предприятие, обладающее имуществом на праве хозяйственного ведения, не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными (п. 3 ст. 18 Закона о государственных предприятиях).

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Более того, уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия (п. 4 ст. 18 Закона о государственных предприятиях).

дееспособности федеральных (муниципальных) казенных предприятий, обладающих имуществом на праве оперативного управления, является еще более узким. В соответствии с п. 1 ст.

19 Закона о государственных предприятиях федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.

Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.

Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия (п. 2 ст. 19 Закона о государственных предприятиях).

Практически полное исключение правомочия распоряжения для учреждения, имеющего имущество на праве оперативного управления (ст. 298 ГК РФ), является существенным ограничением его дееспособности.

Прекращение дееспособности юридического лица. Юридическое лицо нельзя признать недееспособным, как это возможно в отношении гражданина (ст. 29 ГК РФ). Вместе с тем согласно норме п. 1 ст.

94 Закона о банкротстве с даты введения внешнего управления полномочия руководителя должника прекращаются.

Как отмечают некоторые авторы, это означает фактическое прекращение правоспособности юридического лица.

Представляется, что введение внешнего управления означает лишение юридического лица дееспособности. Правоспособность должника сохраняется, хотя и в усеченном виде, поскольку он по-прежнему может обладать гражданскими правами и обязанностями (право собственности и пр.

), однако не может приобретать и осуществлять их своими действиями. Думается, что правоспособность любого юридического лица прекращается, согласно п. 3 ст. 49, п. 8 ст. 63 ГК РФ, с момента внесения записи о его ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, на разных этапах существования юридического лица его правоспособность и дееспособность могут расширяться, сужаться, видоизменяться в соответствии с действующим законодательством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы.

Правосубъектность юридического лица носит прежде всего гражданский характер. Участником административных, налоговых, трудовых и иных правоотношений юридическое лицо может становиться лишь постольку, поскольку признается субъектом гражданского права.

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент его государственной регистрации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК РФ), хотя на разных этапах существования юридического лица его правоспособность и дееспособность могут расширяться, сужаться, видоизменяться в соответствии с действующим законодательством.

Пределы правосубъектности юридического лица обусловлены его искусственной природой. Будучи искусственным образованием, юридическое лицо может иметь любые права и обязанности, применимые к его природе.

Право на фирменное наименование (п. 4 ст. 54, п. 2 ст. 132 ГК РФ), равно как могущее возникнуть у юридического лица право на защиту его деловой репутации и компенсацию морального вреда (п. 7 ст.

152 ГК РФ), является исключительным правом имущественного характера.

Объем правосубъектности юридического лица отличается от объема правосубъектности физического лица и государства.

Юридическое лицо в отличие от физического лица не может завещать свое имущество, в отличие от государства – конфисковать имущество за правонарушение.

Но одновременно ни физическое лицо, ни государство не могут, например, открыть свой филиал в отличие от юридического лица. Специфика правосубъектности юридического лица определяется его сущностью как субъекта гражданских правоотношений.

ГК РФ закрепил за коммерческими организациями, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (например, банков, страховых организаций, фондовых бирж), способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Виды деятельности (способность иметь права для осуществления этих видов) должны соответствовать определенным целям и быть не запрещенными законом.

Правоспособность юридических лиц может быть как универсальной (общей), дающей им возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, так и специальной (ограниченной), предполагающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений.

В отличие от физических лиц, правоспособность которых одинакова (п. 1 ст. 17 ГК РФ), юридические лица не равны в своей правосубъектности. Это неравенство имеет несколько аспектов.

Физические лица могут иметь, приобретать и осуществлять любые не запрещенные законодательством гражданские права и создавать, нести и исполнять любые не запрещенные законом гражданские обязанности (ст. ст. 17, 21 ГК РФ).

Юридическое лицо может иметь гражданские права, только соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести гражданские обязанности, только связанные с этой деятельностью (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Такие ограничения вызваны тем, что сами юридические лица обычно создаются для достижения вполне конкретных целей, определенных их учредителями, а потому не могут использовать свою самостоятельную правосубъектность в противоречии с этими целями.

Юридическое лицо как субъект права есть социальная реальность, необходимый продукт развития общества. Однако жизнь общества и само право немыслимы вне волевой деятельности.

Цель, ради которой объединяется группа людей, или поставленная перед ними государством, является общественно необходимой и обособляется от других целей.

Будучи объективно обусловлена и воспринята сознанием людей, эта цель становится фактором, определяющим их деятельность, поскольку ее достижение требует волевых усилий. Поэтому не только воля данной группы людей или отдельного человека определяет цель юридического лица, но и сама существующая цель определяет, направляет деятельность этой воли.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно правовые акты:

Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 956;

Источник: https://studopedia.net/8_63842_vozniknovenie-i-prekrashchenie-pravosposobnosti-i-deesposobnosti-yuridicheskogo-litsa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.