Признаки медицинского права

Медицинское право как комплексная отрасль права

Признаки медицинского права

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. Медицинское право как комплексная  отрасль права……………………4
2. Международное медицинское право…………………………………….8
3. Понятие и принципы охраны  здоровья граждан…………………………11
4. Организация и финансирование здравоохранения………………………14
5. Управление здравоохранением…………………………………………..18
6. Обеспечение доступности медицинской  помощи для населения………19
Задача 1……………………………………………………………………….22
Задача 2……………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы несомненна.

Обеспечение здоровья нации в целом и каждого человека в отдельности является неотъемлемой составной частью общей задачи создания достойных условий и качества жизни, возможности реализации гражданами своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей. При этом особая роль отводится государственному регулированию медицинского обслуживания населения.

В здравоохранении, как и в любой другой сфере, имеется значительное число нормативных правовых актов, принимаемых различными правотворческими органами. Изменяющаяся правовая действительность постоянно выдвигает новые требования к развитию и совершенствованию юридических институтов.

Она предполагает непрерывную работу по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, отмену устаревших норм.

 В связи с этим необходим анализ отрасли права, системы правового регулирования отношений в сфере здравоохранения, медицинского страхования, всех отношений, возникающих по поводу организации, оплаты и оказания медицинской помощи.

Цель настоящей работы – дать общую характеристику медицинского права и организации здравоохранения  в РФ.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Охарактеризовать медицинское право как комплексную отрасль права.

2. Изучить международное медицинское право.

3. Проанализировать понятие и принципы охраны здоровья граждан.

4. Определить порядок организации и финансирования здравоохранения.

5. Проанализировать порядок управления здравоохранением.

6. Охарактеризовать порядок обеспечения доступности медицинской помощи для населения.

1. Медицинское право как комплексная отрасль права

   В настоящее время медицинское право находится в активной стадии своего развития. Многие общественные отношения в сфере медицинских услуг и здравоохранения еще не урегулированы правом. При этом многие аспекты правового регулирования в системе медицины нуждаются в уточнении, конкретизации.

Так, например, органы и ткани  человека, предназначенные для пересадки в условиях рыночных отношений фактически имеют правовой режим вещей, ограниченных в обороте, право собственности на них принадлежит гражданину, у которого они изъяты,  или его наследникам.

Признание самостоятельности медицинского права  в большей степени отражает социальные потребности.

В научной литературе существуют различные точки зрения относительно понятия «медицинское право».

Так, И.А.

Иванников отметил, что «медицинское право представляет собой совокупность юридических норм, установленных или санкционированных государством, международными организациями, регулирующих общественные отношения  в сфере медицинской деятельности (в системе медицинского обеспечения,  прав на жизнь, здоровья, физической и психической неприкосновенности, по оказанию медицинских услуг, а также действия или деятельность медицинских работников по сохранению, представлению последним достоверной информации о  диагнозе, динамике заболевания, методах и предполагаемых конечных результатах лечения, обязанностях пациента и т.д.)»1.

           По мнению Н.А. Рубановой, в настоящее время «медицинское право» постепенно перерастает в «здравоохранительное», направленное на должное урегулирование комплекса общественных отношений, возникающих в связи с охраной и обеспечением здоровья человека»2.            

В юридической литературе встречаются попытки отнести медицинское право к социальному праву, которое, по  мнению их сторонников, является «отраслью, регулирующей обеспечение социальных потребностей населения»3.            

В современной медицинской и юридической литературе все большее распространение получает концепция медицинского права как самостоятельной отрасли российской системы права и законодательства.            

Медицинское право является комплексной отраслью, так как отношения, возникающие в сфере здравоохранения, регулируются многими отраслями.

Конституционное право закрепляет право на охрану здоровья, нормы административного права предусматривают порядок допуска к медицинской деятельности, устанавливают административную ответственность за нарушения санитарно-гигиенических норм, за незаконный оборот наркотиков и др.

 Рабочее время, время отдыха, охрану труда обеспечивает трудовое право. Гражданское право определяет порядок предоставления  платных медицинских услуг, нормы о возмещении вреда, причиненного здоровью. Уголовный кодекс содержит нормы, устанавливающие ответственность за преступления против жизни и здоровья.

Семейное право направлено на охрану  репродуктивного здоровья, обеспечение генетической  безопасности.  Жилищное право предусматривает  предоставление дополнительной жилой площади лицам, страдающими определенными заболеваниями.            

Определяя предмет медицинского права,  А.А. Мохов исходит из того, что его составляют «общественные отношения, возникающие по поводу охраны здоровья граждан»4.

Ю.Д. Сергеев, А.А. Мохов предлагают классификацию предмета медицинского права по нескольким основным блокам:            

– первый блок регулирует отношения «по горизонтали» (преимущественно – гражданско-правовые отношения);            

– второй блок регулирует отношения  «по вертикали» (преимущественно административно-правовые отношения);            

–  третий блок регулирует внутренние отношения хозяйствующего субъекта; порядок учреждения, функционирования, реорганизации, ликвидации, организации труда и тому подобные гражданско-правовые, административно-правовые, трудовые, служебные и др.);

– четвертый блок регулирует отношения «по диагонали», в частности, с другими хозяйствующими субъектами, занятыми в данной сфере, некоторыми контролирующими органами. Наиболее значимыми для медицинского права являются горизонтальные и вертикальные правоотношения5.

К признакам, обосновывающим медицинское право как самостоятельную отрасль права, отнесены статусные характеристики субъектов медицинского права, которыми являются пациент и врач, либо медицинская организация.

Другим признаком является юридическая особенность деятельности, основанная на специальных медицинских познаниях. Следующим признаком является ценность объекта воздействия, т.

е социальная и правовая ценность жизни и здоровья.

В юридической  литературе любая отрасль права употребляется в трех значениях: как отрасль права, отрасль юридической науки и учебная дисциплина.

  Применительно к медицинскому праву это можно выразить так: медицинское право как отрасль права – это «совокупность  норм, установленных или санкционированных государством или международными организациями, регулирующих общественные отношения в сфере здравоохранения  и медицинской деятельности»6.

Медицинское право как отрасль науки – это «наука о правовом регулировании здравоохранения, медицинской деятельности, предметом которой является медицинское право как отрасль права. Она разрабатывает цель, задачи, понятия, принципы, изучает нормы»7.

Медицинское право как учебная дисциплина –  это «совокупность правовых знаний о медицинском праве как отрасли права и как науки»8.

«В пределах отрасли определяется также своеобразный юридический режим, регламентирующий правовое положение субъектов права, устанавливающий законные способы реализации прав и исполнения юридических обязанностей, государственно-правовые меры, направленные на неукоснительную реализацию правовых норм в конкретных отношениях»9. В медицинском праве есть свои институты, специальные субъекты.

Говоря о предмете медицинского права нельзя  не сказать  о методах медицинского права. Под методом правового регулирования понимаются «приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения»10. В юридической литературе выделено два основных метода регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивное регулирование – это «детальное регулирование поведения общественных отношений на основе предписания по принципу: что предписано, то и следует делать, все остальное – за пределами закона»11. Он характеризуется неравноправием сторон.

Диспозитивное регулирование – это «регулирование основных субъектов права, предоставляющих значительные свободы по принципу «все незапрещенное разрешено»12. Кроме этого, выделяют поощрительный и рекомендательный, альтернативный метод и рекомендательный, метод поощрений и наказаний.

Медицинское право активно использует эти методы правового регулирования.

Таким образом, в настоящее время в РФ сложилась окончательно новая  комплексная отрасль права – медицинское право. Медицинское право – отрасль права, система правового регулирования отношений в сфере здравоохранения, медицинского страхования; иными словами – всеми отношениями, возникающими по поводу организации, оплаты и оказания медицинской помощи.

2. Международное медицинское право

Международное медицинское право – это часть международного права, которая регулирует межгосударственные отношения по вопросам здравоохранения и медицины.

В настоящее время нормы медицинского права становятся неотъемлемой частью международного и внутригосударственного законодательства.

«Сегодня международное медицинское право объединяет социальные права человека, охватывая значительный круг вопросов, чем медицинское законодательство конкретного государства»13.

Право на здоровье, как одно из основных прав человека впервые нашло свое юридическое закрепление в международно-правовых актах по окончанию Второй Мировой Войны. В Уставе (Конституции 1946 г.

) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) было определено, что целью данной организации является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья (ст.1). При этом под здоровьем понималось «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Всемирной Организацией Здравоохранения (далее – ВОЗ) особо подчеркивается глубокая взаимосвязь между здравоохранением и правами человека.

Международные правовые документы ООН, защищая гарантированное право на здоровье и равный доступ к медицинским услугам, посвящены защите отдельных субъектов права, например, «Декларация о правах умственно отсталых лиц» (1971 г.), «Декларация о правах инвалидов» (1975 г.), «Декларация прав ребенка» (1989 г.).

ВОЗ считает, что «для достижения положительных результатов в области охраны здоровья требуется создать на правовой основе целенаправленное управление всех уровней системы здравоохранения»14.

Разработанная ВОЗ стратегия предполагает наличие у государства должной системы здравоохранения, включающей надлежащую и общедоступную государственную систему охраны здоровья, а также ее правовое обеспечение, позволяющее четко разграничить предметы ведения и полномочия центральных и региональных органов государственной власти.

задача – «создать систему здравоохранения, регулируемую основным законодательством и другими правовыми актами, позволяющую оказывать необходимую медицинскую помощь всему населению и обеспечивающую профилактику и диагностику болезней, специальные меры по защите здоровья матерей, детей и лиц пожилого возраста, а также общие меры, направленные на предотвращение загрязнения воздуха и воды, защиту от радиации и шума, контроль качества продуктов питания и состояния окружающей среды и борьбу с алкоголизмом и наркоманией (причем все эти меры, по мнению европейского сообщества должны финансироваться главным образом государством)»15.

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D1%8C_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0/485824_3518619_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Понятие и система медицинского права

Признаки медицинского права

Предмет и метод медицинского права. Одной из тенденций развития и совершенствования системы российского права является ее дальнейшая структуризация, выделение новых межотраслевых институтов, подотраслей и отраслей, таких как муниципальное, банковское, бюджетное, налоговое, информационное.

Серьезные основания имеются для того, чтобы уже сейчас включить в число межотраслевых институтов и медицинское право.

В будущем не исключается постепенное формирование самостоятельной отрасли медицинского права, поскольку объективная необходимость в регулировании фактически существующих общественных отношений предопределяет выделение соответствующей отрасли права.

Для формирования самостоятельной отрасли права особо значимы четыре критерия — своеобразие и качественная однородность тех или иных общественных отношений (иными словами, наличие предмета правового регулирования), распространенность общественных отношений данного типа, необходимость использования специальных правовых средств (методов) их регулирования и наличие правовых норм (достаточно обширного законодательства).

Применительно к медицинскому праву можно утверждать, что оно имеет свой предмет регулирования.

В последнее время общественные отношения, связанные с обеспечением охраны здоровья населения и отдельных граждан, реализацией и защитой прав и свобод человека в сфере здравоохранения и медицинской деятельности превратили здоровье человека в важнейший объект социального и даже политического регулирования.

Реформа российского законодательства, прогресс науки, изменение этических представлений делают необходимым правовое регулирование общественных отношений, связанных с трансплантацией органов, использованием метода искусственного оплодотворения и имплантацией эмбриона, исследованиями фетальных тканей.

Несомненно, нуждаются в правовом регулировании проблемы массовой вакцинации населения, определения правового и социального статуса ВИЧ-инфицированных и лиц, употребляющих наркотики. В обществе не решена проблема защиты человека от дискриминации по признаку наличия заболевания (психическое расстройство, ВИЧ-инфицированность и др.).

Развитие в России рынка потребительских услуг остро поставило вопросы защиты прав пациентов и врачей. Безусловно, требуют правовой оценки факты причинения вреда законным интересам пациента в результате ненадлежащего лечения, но не менее злободневна проблема правовой защиты врача от необоснованных (а иногда и некомпетентных) притязаний пациента и его представителя. Это далеко не полный перечень вопросов, находящихся на стыке медицины и права.

Отношения, связанные со здоровьем человека во многом специфичны, ибо обусловлены его физическим, нередко и психическим состоянием в различных ситуациях общественной, политической, профессиональной, семейной, бытовой жизнедеятельности.

Удельный вес общественных отношений, обуславливаемых состоянием здоровья человека, необходимостью мер по его защите и поддержанию в надлежащем состоянии и восстановлению (лечению) постоянно увеличивается.

Здоровье отдельных людей, особенно руководителей государства, народа в целом, становится положительным или отрицательным фактором внутриполитической и международной стабильности, развития и прогресса в экономике и социальной жизни.

Последнее десятилетие характеризуется крупными сдвигами в медицинской науке и биологии, предопределяющими качество и продолжительность человеческой жизни, возможности излечения наследственных заболеваний, разнообразной трансплантологии, биотехнологии и клонировании. Это одновременно порождает не только чисто медицинские, но и этические, и иные социальные проблемы, требующие правового решения и регулирования.

Совершенствование правового регулирования невозможно без разработки ряда теоретических проблем. Это касается, прежде всего, обоснования предмета и выбора методов правового регулирования, установления соотношения и взаимодействия различных правовых актов, решения вопросов юридической ответственности в сфере охраны здоровья граждан.

Переход к платным лечебно-профилактическим, санитарным и фармацевтическим услугам неизбежно приведет к созданию нового хозяйственного механизма здравоохранения.

Его основой становятся экономические и юридические категории, базирующиеся на расчете стоимости медицинской услуги и процедуры, договорных отношений между сторонами/юридической (в том числе имущественной) ответственности за негативные результаты лечения (его неблагоприятные исходы), а также за вред, причиненный здоровью застрахованных больных ненадлежащим лечением.

В условиях страховой медицины имущественная ответственность возлагается на лечебно-профилактические учреждения и медицинских работников, особенно в случаях, когда здоровью пациента причиняется вред в результате их деятельности.

Изучение материалов уголовных дел экспертными комиссиями в связи с неблагоприятными исходами лечения показали, что в 27,9% случаев они были вызваны врачебными ошибками, в 8,5% — отсутствием надлежащих условий для медицинской деятельности и в 7,4% обусловлены недобросовестностью работников лечебно-профилактических учреждений.

Метод правового регулирования отношений в сфере медицинской деятельности. В соответствии со ст.

18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, Деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Какие права и свободы человека и гражданина реализуются либо затрагиваются в процессе медицинской деятельности? Какими методами (в том числе, методами каких отраслей права) эти права и свободы могут быть эффективно реализованы либо защищены?

К сфере медицины имеют непосредственное отношение закрепленные Конституцией Российской Федерации и другими правовыми актами право на жизнь, право на здоровье и его охрану, право на личную неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

Поскольку сохранение и улучшение здоровья являются первейшими жизненными потребностями человека, то их удовлетворение всеми незапрещенными способами относится, прежде всего, к сфере частной жизни граждан.

Существует также публичный интерес в обеспечении общественного здоровья, который воплощается в государственной профилактике болезней, оказании медицинской помощи лицам в беспомощном состоянии и отдельным категориям граждан (военнослужащим, детям и т.д.

), оказание помощи в пределах установленного минимального стандарта, в рамках государственных или иных программ за счет средств государства; муниципальных образований.

Такие отношения включают элементы частно-правового регулирования, проявляющиеся в праве граждан на дачу согласия и отказ от медицинского вмешательства, на выбор лечащего врача, на участие в выборе способа лечения. Существует третий тип отношений. В соответствии с ч. 3 ст.

55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Реализация данной нормы допускает принудительное лечение, медицинское освидетельствование (диагностику), принудительные профилактические мероприятия и т.п.

В качестве примера можно указать на меры, предусмотренные в ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», Законе Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Все эти медицинские отношения лежат в сфере публичного (административного) права. Их участниками являются наделенные компетенцией уполномоченные органы и учреждения, на граждан возлагается обязанность выполнять предписанные законом мероприятия, им представляются специальные гарантии прав и свобод.

Сложились три подхода к правовому регулированию медицинских отношений: на основе административно-правового, гражданско-правового методов и смешанный — социально-правовой. Однако это обстоятельство не должно препятствовать созданию Медицинского кодекса.

Действующие кодексы содержат нормы различных отраслей права. Даже в таком «чистокровном» кодексе, как Гражданский кодекс, имеются нормы административного, гражданско-процессуального права.

Медицинский кодекс должен закрепить указанное многообразие методов правового регулирования, установить регулятивные начала (дозволения и запреты), границы их действия.

На данный момент административно-правовой; метод правового регулирования в области здравоохранения продолжает играть весьма важную роль, так как многие отношения здесь регламентируются административными актами: положениями, инструкциями, правилами и т.д. Такими актами определяются служебные права и обязанности работников здравоохранения, «технология»лечения, санитарно-профилактической деятельности, медицинской реабилитации, правонарушения в области охраны здоровья.

Учитывая растущую социальную и экономическую значимость медицины, не уменьшающееся число врачебных ошибок и других нарушений требований медицинской этики и деонтологии, вплоть до преступлений, высокую ответственность врачей и других представителей медицинской профессии перед людьми и обществом в целом, было признано необходимым разработать специальный раздел права — медицинское право. Такое предложение было рассмотрено в 1977 г. на IV Международной медико-правовой конференции в Праге. Сегодня медицинское право — это 16-я отрасль права, признанная наряду с другими отраслями, такими как уголовное, гражданское, трудовое, семейное и пр. Проблема правовой регламентации медицинской деятельности и защиты прав и законных интересов граждан России в области охраны здоровья имеет исключительное значение. Главные причины тому — несовершенство медицинской законодательной базы, отсутствие реальных (а не декларативных) правовых механизмов обеспечения охраны здоровья, правовой нигилизм медицинского персонала и юридическая неграмотность населения, социально-правовая незащищенность как пациента, так и медицинского работника.

Среди основных направлений качественного улучшения ситуации в отечественном здравоохранении наряду с другими следует назвать:

  • совершенствование нормативно-правовой базы сферы охраны здоровья (законодательный уровень);
  • признание медицинского права как самостоятельной отрасли права (научно-теоретический уровень).

Становление новой отрасли права — процесс в достаточной степени длительный, зависящий от множества факторов и составляющих. Вот некоторые причины, свидетельствующие о возможности рассмотрения медицинского права в качестве «претендента» на самостоятельность:

  • действующий классификатор правовых актов предусматривает наличие отрасли законодательства, регулирующей вопросы здравоохранения;
  • учебные программы юридических и медицинских вузов все чаще содержат специальные разделы по медицинскому праву, а в самих учебных заведениях организуются самостоятельные кафедры для преподавания медицинского права;
  • диссертационные исследования, выполняемые по отраслям юридической науки, нередко посвящены актуальным проблемам юридического обеспечения медицинской деятельности;
  • научно-практические конференции всероссийского и международного уровня организуются и проводятся для обсуждения и решения значимых вопросов медицинского права;
  • в системе Российской академии медицинских наук, имеющей государственный статус, в 2004 г. открыто новое научное направление — «медицинское право»; издание журналов, сборников, монографий по медико-правовому направлению.

Источник: http://be5.biz/pravo/m004/1.html

Медицинское право: понятие, источники, принципы, нормы | Суворов

Признаки медицинского права

Прежде сфера организации и осуществления практической медицинской деятельности была изолированной, самодостаточной и саморегулирующейся системой. С изменением социально-экономических условий и правовой доктрины в России перестали существовать ниши, недоступные правовому воздействию. Не исключение — и сфера охраны здоровья.

Значительное отставание фактической действительности в здравоохранении от правовой вызвало бурный рост медицинских споров и обращений в суд. С этого началось практическое формирование современного отечественного медицинского права.

Что такое Медицинское право

Медицинское право это отрасль права, система правового регулирования отношений в сфере здравоохранения, медицинского страхования; иными словами — всеми отношениями, возникающими по поводу организации, оплаты и оказания медицинской помощи, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности. (Что такое Право)

Выяснилось, что действующее общее и специальное законодательство не способно учитывать особенности отношений в сфере охраны здоровья, не сложился необходимый категориальный (понятийный) аппарат, консолидирующий фактические и юридические представления участников отношений в сфере охраны здоровья. Неосведомленность юристов общей практики в медицине обычно сводит на нет значение их опыта и познаний в области юриспруденции в «медицинских» делах.

Возникла необходимость осмысления накапливающегося опыта. Обнажились насущные проблемы, выявились направления приложения сил, обозначились концептуальные подходы – это потребовало начального, пилотного анализа. Так стала формироваться теория современного отечественного медицинского права.

Сформировалось два основных подхода к проблеме

  1. Первый основан на ведомственно-отраслевой модели, здравоохраненческой, медицинской версии медицинского права, согласно которой правотворчество отправляется от практики организации и осуществления медицинской деятельности в подведомственности отраслевого ведомства, Министерства здравоохранения РФ — источник правотворчества в этом случае находится в области охраны здоровья, а медицинское право обслуживает те потребности, для которых прежде создавался регламент актами отраслевого ведомства. При таком подходе закон и иные правовые акты рассматриваются как средство придания общеобязательной силы и легальной формы ведомственным нормативам, как способ распространения ведомственных нормативов в неподведомственной среде.
  2. Второй подход отправляется от существующей правовой доктрины, в соответствии с которой расстановка приоритетов правового регулирования осуществляется актами объективного права в их иерархическом соотношении в единой системе, а источник правотворчества, в том числе в области охраны здоровья, находится в юридической сфере. Тем самым медицинское право не состоит на службе ведомства, а имеет вневедомственный и – более того – надведомственный характер. Задачей медицинского права является создание механизма регулирования, одинаково обязательного как для ведомства, так и для вневедомственной сферы, как для представителей медицины, так и для пациентов, а правоприменение осуществляется не в ведомственных рамках и не по ведомственным правилам, а судом по правилам юридическим.

Теория и практика медицинского права находят воплощение в деятельности заинтересованных специалистов разного профиля: врачей, юристов, организаторов здравоохранения. К медицинскому праву проявляют интерес как должностные лица, так и негосударственные организации.

Составляется институт специалистов в области медицинского права

Таковыми являются не все заинтересованные, но лишь сведущие в вопросах правового обеспечения сферы охраны здоровья.

В числе последних состоят те, для которых юридическая деятельность является профессией, и те, которые ориентированы в проблематике медицинского права, не будучи профессиональными юристами.

Среди юристов выделяются обладатели сопутствующей медицинской профессии – с опытом предшествующей практической деятельности по ней или без такового. Предметом деятельности юристов в этой сфере является анализ разнородной информации по юридическим критериям.

Отдельно отстоит корпус медицинских (в том числе судебных) экспертов, предметом деятельности которых является анализ однородной информации по медицинским критериям.

Экспертная деятельность примыкает к юридической деятельности в сфере охраны здоровья, но не подменяет ее и не тождественна ей.

В любом случае круг заинтересованных специалистов обозначился, и по мере того, как он будет шириться, произойдет их корпоративное объединение на основе консолидации не формальных, но вполне объективированных интересов.

Медико-юридическая деятельность имеет богатый потенциал и серьезную перспективу.

Правовые институты медицинского права

Правовые нормы формируют отрасль посредством правовых институтов.Правовой институт это обособленный комплекс норм права, которые являются специфической частью правовой отрасли, и регулируют конкретную разновидность отношений в обществе.

В медицинском праве выделяют следующие институты права:

  1. Информированное добровольное согласие на вмешательство медицинского характера.
  2. Отказ от медицинского вмешательства.
  3. Оказание медицинской помощи без получения согласия гражданина.
  4. Регулирование репродуктивной человеческой функции.
  5. Использование новых медицинских технологий и проведение биомедицинских исследований.
  6. Врачебная тайна.
  7. Профессиональная ошибка.

Самостоятельную правовую отрасль характеризуют свой предмет правового урегулирования и специфическая методика правового урегулирования.

Предмет и метод медицинского права

Предмет правового регулирования является тем, на что осуществляет воздействие право. Общеизвестно что право оказывает воздействие на отношения в обществе.

В связи с этим, предметом правового урегулирования является качественно однородная разновидность общественных отношений, на которые оказывают воздействие нормы конкретной правовой отрасли.

Метод правового регулирования общественных отношений является совокупностью средств, способов, приемов, при помощи которых право оказывает воздействие на отношения в обществе, на поведение организаций и граждан в таких отношениях.

Юридические методы заключены в том, что право оказывает воздействие на общественные отношения тройственным путем зависимо от того, каким является характер правил поведения, которые закреплены в диспозиции юридической нормы.

Субъектный состав медицинского права

Главные участники правовые отношений в сфере медицинского права это:

  1. пациенты;
  2. медицинский персонал;
  3. медицинские учреждения;
  4. страховые медицинские организации;
  5. страхователи;
  6. государственные органы урегулирования и управления в области здравоохранения.

Кроме этого, в медицинских правовых отношениях возможным является участие таких субъектов, как:

  1. органы, которые выдают медицинским учреждениям лицензии и сертификаты на ведение медицинской деятельности;
  2. ассоциации в медицинской сфере;
  3. контролирующие организации, такие как общества защиты прав потребителей, профсоюзы, антимонопольный комитет;
  4. суды.

Право на медицинскую помощь

Все российские граждане обладают определенными правами в сфере охраны здоровья. Большая часть таких прав закреплена в акте законодательства, именуемом Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Множество прав закрепляются в декларативной и общей форме, а механизм по их реализации нормативно-правовыми актами не урегулирован.

Тем не менее, факт того, что закон предоставляет некоторые права, является достаточным для того, чтобы потребовать их соблюдения всеми чиновниками, а так же медицинскими работниками.

Заметим, что список прав, которые предоставляет Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», является далеко не исчерпывающий.

Существуют также права, которые закреплены в иных актах законодательства Российской Федерации.

Базисные права в сфере медицинского права закрепляются 4-ой главой Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», так же этой главой закрепляются обязанности в сфере здравоохранения.

Любой пациент обладает правом:

  1. уважительного и гуманного отношения со стороны обслуживающего и медицинского персонала;
  2. выбора врача, лечащего врача при учете его согласия, выбора лечебно-профилактического учреждения при учете договора добровольного и обязательного медицинского страхования;
  3. обследования, лечения и содержания в условиях, которые соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям; требовать проведения консилиума, консультации у иных специалистов;
  4. облегчения болей, связанных с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными средствами и способами; сохранения в тайне информации по факту обращения за помощью медицинского характера, по состоянию здоровья, диагнозам и иных сведениях, которые были получены в процессе его обследования и лечения(здесь реализуется «врачебная тайна»);
  5. получения информационных данных о собственных правах и обязанностях, а так же по состоянию собственного здоровья, а также на избрание лиц, которым в интересах пациента может передаваться информация по состоянию его здоровья;
  6. возмещения ущерба в случаях причинения вреда здоровью в процессе оказания медицинской помощи;
  7. допуска к нему адвоката или другого законного представителя с целью защиты его прав и законных интересов; .допуска к нему священнослужителей.

Ссылки по теме:

Медицинские споры

Прежде сфера организации и осуществления практической медицинской деятельности была изолированной, с…

Источник: https://malina-group.com/meditsinskoe-pravo/

Понятие медицинского права. Источники медицинского права

Признаки медицинского права

Медицинское право —отрасль права, система правового регулирования отношений в сфере здравоохранения, медицинского страхования; иными словами — всеми отношениями, возникающими по поводу организации, оплаты и оказания медицинской помощи.

Главными участниками рассматриваемых правоотношений являются: пациент; медицинский персонал (в частности — лечащий врач); медицинское учреждение ( медицинская организация, ЛПУ, НИИ, медицинские институты и иные субъекты); страховая медицинская организация; страхователи (страхователь); государственные органы регулирования и управления в сфере здравоохранения (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ).

Источники медицинского права– это система определенных внешних форм, содержащих нормы, регулирующие общественные отношения по поводу охраны здоровья граждан.Основной формой (источником) права являются нормативные акты, среди которых ключевые позиции занимают законы как акты высшей юридической силы.

Согласно Конституции РФ в качестве источников права выступают также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Определенную роль в качестве источника медицинского права может играть обычай и обусловлено это тем обстоятельством, что в медицине широко распространены так называемые «неписаные» правила, нормы, которыми руководствуются врачи и, которые, несомненно, следует учитывать при разрешении возникающих споров.

Постепенно, параллельно с урегулированием тех или иных аспектов медицинской деятельности посредством правовых норм, обычаи будут утрачивать значение источника медицинского права.

В некоторых зарубежных правовых системах роль источника права выполнит судебный прецедент, но в российской правовой системе судебный прецедент формально не считается источником права, хот значение судебной практики разрешения споров, возникающих по поводу некачественного оказания медицинской помощи, весьма велико.

Следует также учитывать и фактор сближения правовых систем современности, заимствовании, адаптации лучшего и именно поэтому необходимо науке медицинского права изучать как мировой, так и отечественный опыт разрешении такого рода дел. Следует также отметить, что нормы морали и нравственности не могут быть признаны в качестве источника права, хотя многие из них лежат в основе правовых норм, они могут иметь значение для уяснения отдельных положений, смысла правил, правовых норм путем их толкования.

Права и обязанности граждан в области здоровья. Права пациента.

Каждый человек имеет право на охрану здоровья.

Право на охрану здоровья обеспечивается не только охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, но и оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

При этом каждый человек имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой госу­дарственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, вт. ч.

в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с граж­данами России. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Постановлением Правительства РФ № 546 от 01.09.2005. «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражда­нам на территории РФ ».

Международная практика выработала следующие принципы подхода к правам пациентов и реализации этих прав:

· основополагающая ценность жизни (право на жизнь – основополагающее);

· тесная взаимосвязь физического и духовного здоровья;

· обеспечение безопасности жизни и здоровья;

· психическая и физическая целостность человека;

· уважение достоинства человека;

· неприкосновенность человека и его личной жизни;

· индивидуальность и выбор;

· признание пациента в качестве равноправного участника при принятии решения о медицинском вмешательстве;

· регулирование прав и обязанностей пациента, условий ограничения его прав в целях здоровья и интересов самого пациента и других лиц;

· регулирование прав пациента механизмами их обеспечения и защиты;

· утверждение принципа взаимного доверия во взаимоотношениях пациента и медицинского работника;

· оперативное и объективное рассмотрение фактов нарушения прав пациентов и ответственности за наруше­ние прав;

· контроль и независимая экспертиза качества медицинской и лекарственной помощи.

В России в настоящее время права пациентов реализуются самими пациентами, достигшими 15-летнего возраста (больные наркоманией – 16-летнего возраста), а в отношении лиц, не достигших 15-летнего возраста, или лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — их родителями или иными законными представителями. Ответственность за реализацию прав пациентов, не достигших 15-летнего возраста или признанных судом недееспособными и не имеющих законных представителей, возлагается на администрацию учреждения здравоохранения или социального обслуживания, где они находятся, или которое оказывает им помощь.

Пациент имеет право на:

· выбор врача и выбор медицинской организации. Это же положение находим в пунктах 4 и 5 ст. 16 Ф3№ 326 от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страхова­нии в РФ»;

· профилактику, диагностику, лече­ние, медицинскую реабилитацию;

· получение консультаций врачей-специалистов;

· облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

· получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

· получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

· защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

· отказ от медицинского вмешательства;

· возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

· допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

· допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 802;

Источник: https://studopedia.net/8_54860_ponyatie-meditsinskogo-prava-istochniki-meditsinskogo-prava.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.