Психологическая помощь инвалидам и их семьям

Психологическая помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья

Психологическая помощь инвалидам и их семьям

Как обнаружилось по итогам теоретического анализа, родители детей с ограниченными возможностями здоровья в большинстве своем находятся в крайне неблагоприятном психологическом состоянии.

Следовательно, первоочередное направление психологической помощи – оптимизация психологического состояния родителей детей-инвалидов.

Лишь по достижении адекватного психологического состояния родителей детей с нарушениями здоровья можно предпринимать остальные меры психологической помощи.

Второе направление – ликвидация ведущей причины неконструктивного родительского отношения к детям с нарушениями здоровья, действующей на сознательном уровне, – устранение психолого-педагогической безграмотности родителей.

И, наконец, третье направление психологической помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – непосредственно оптимизация родительско-детских отношений, гармонизация психологического климата в семье.

Е.Г. Силяева [44] считает, что психологическая помощь семье, имеющей ребенка с нарушениями здоровья, должна осуществляться одновременно в нескольких направлениях, к которым она относит:

  1. Создание родительских клубов, обществ родите­лей детей с ограниченными возможностями. Здесь они могут рас­ширить круг общения, узнать о жизни других семей с аналогич­ными проблемами, найти не жалость, а поддержку и понимание.
  2. Информационное обеспечение подобных семей: вы­пуск специализированных журналов или отдельных статей в уже зарекомендовавших себя медицинских или образовательных изда­ниях. Родителям нужны практические советы по уходу за больны­ми детьми, объяснения и рекомендации специалистов по реше­нию повседневных проблем, связанных с процессом воспитания ребенка, знакомство с опытом тех, кто смог преодолеть трудно­сти и создать доброжелательные отношения в семье.
  3. Помощь в поиске источников поддержки семьи (мате­риальной, социальной, медицинской, образовательной, духов­ной).
  4. Определение своего стиля «борьбы» как первого шага к пониманию своих скрытых резервов. Осознать используемый семьей способ реагирования, коррекции или выбрать другой, бо­лее подходящий, часто помогает только специалист. Возможны переоценка проблемы с целью уменьшения стресса; сравнение с жизнью других семей и нахождение каких-то преимуществ в сво­ем положении; духовные поиски высшего смысла в сложившейся ситуации; поиск поддержки среди друзей и знакомых, консульта­ции специалистов – врачей, юристов, социальных работников и т.д.
  5. Психолого-педагогическая поддержка. Она должна быть строго дифференцированной и максимально приближенной к ре­альности, в которой живет семья больного ребенка. В процессе консультаций необходимо сообщать родителям, какие трудности могут возникать на разных этапах его жизни. Нужно развивать у ребенка навыки самообслуживания, включать его в жизнедеятель­ность семьи, воспитывать «бытовую самостоятельность» с учетом физической или интеллектуальной состоятельности. По мере взрос­ления ребенка родителям необходимо проявлять чуткость и гиб­кость в предоставлении простора для детской инициативы. Поэто­му психологические консультации должны проводиться регулярно с целью обсуждения отдельных случаев и выработки стратегии и тактики поведения родителей в трудных ситуациях.
  6. Решение проблемы восприятия физического дефекта ребенка родителями и окружающими людьми. Часто родители концентри­руют внимание именно на дефекте, поврежденном органе и стре­мятся все свои усилия направить на его компенсацию или воз­можное лечение. При этом теряется целый пласт социальных от­ношений, который мог бы сыграть значительную роль в интеграции ребенка в общество. Родители должны расставить приоритеты в стратегии воспитания ребенка: либо погрузиться в борьбу с забо­леванием, чтобы лишь потом, когда-нибудь, в будущем сын или дочь могли войти в общество, либо помогать ребенку уже сегодня жить в нем, развивать чувство собственного достоинства, мужество. Необходимо научить родителей воспринимать собственного ребенка с ограниченными возможностями как человека со скрытыми возможностями. Специалисты должны помочь родителям составить адекватное представление о потенциальных возможностях больного ребенка, раскрыть его перспективы.

По мнению В.В. Ткачевой [50], основные цели работы психолога с семьей ребенка с нарушениями здоровья – это:

  1. Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
  2. Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности аномального ребенка;
  3. Коррекция внутреннего психологического состояния матери;
  4. Коррекция взаимоотношений между матерью и ее ребенком.

Для реализации перечисленных целей психологу необходимо решить следующие задачи [50]:

  • Коррекция неконструктивных форм поведения матери, таких как агрес­сивность, необъективная оценка поведения ребенка, негативные жела­ния, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связан­ная со сниженной самооценкой, и формирование продуктивных форм взаимоотношений в социуме;
  • Формирование понимания матерью проблем ее ребенка, а именно: по­степенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем, и позиции противопоставления себя социуму и пе­реход в позицию взаимодействия;
  • Постепенное исключение гиперболизации проблем ребенка, представле­ния о бесперспективности развития ребенка;
  • Постепенное исключение ожидания чуда, которое внезапно сделало бы ребенка совершенно здоровым, переориентировка матери с позиции без­действия и ожидания чуда на позицию деятельности с ребенком;
  • Коррекция взаимоотношений с ребенком;
  • Коррекция внутреннего психологического состояния матери: состояние переживания неуспеха, связанное с психофизической недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребен­ка, в радость его «маленьких» успехов;
  • Переконструирование иерархии жизненных ценностей матери больного ребенка (ценно только то, что он есть, а не то, каков он; ценно также то, что он любит мать, а мать любит его);
  • Осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания ею с помощью психолога; переход матери из позиции переживания за его недуг в пози­цию творческого поиска реализации возможностей ребенка;
  • Повышение самооценки матери в связи с возможностью уви­деть результаты своего труда в успехах ребенка;
  • Трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемо­го матерью по отношению к ребенку, в психотерапевтический процесс по отношению к себе самой; созидательная деятельность матери, направлен­ная на ее ребенка, помогает ей самой, излечивая ее от негативного воз­действия психологического стресса.

С точки зрения Т.Н. Волковской [7], формы работы психолога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья определяются степенью их готов­ности к сотрудничеству. Для родителей с низким уровнем мотивации на первоначальном этапе сотрудничества целесообразным является индивидуальное консультирование, проводимое в несколько этапов:

  1. Индивидуальные беседы, цель которых – создать доверительные, откровенные отношения с ро­дителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. «В ходе краткой первичной беседы исключаются прямая или косвенная крити­ка действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности. Это уме­стно лишь после анализа всей совокупности сведений о ребенке, включая резуль­таты его обследования, но и тогда требует облечения в особую форму. При первых же встречах любой намек на неодобрение действий родителей может спровоци­ровать у них сильные защитные реакции и закроет путь для откровенного обсуж­дения всех сторон проблемы их ребенка» [7, с.113].
  2. По итогам всестороннего обследования ребенка – подробное обсуждение общего состояния психического развития ребен­ка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей, услов­но-вариативного прогноза; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его де­фекта и объяснение необходимости участия родителей в общей системе коррекционной работы; обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка; планирование последующих встреч с целью обсуждения хода динамики продвижения ребенка в условиях всестороннего коррекционного воздей­ствия.
  3. Этап собственно коррекционной работы.

Для осуществления коррекционной работы психологу, работающему с семьями детей-инвалидов, целесообразно использовать методическое пособие И.Ю.Левченко, В.В.

Ткачевой «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» [23].

В данном пособии подробнейшим образом описаны направления, цели, задачи, этапы, формы и методы работы психолога с данной категорией семей, разработаны рекомендации по специфике взаимодействия с различными типами матерей, и т.п.

Американским Центром раннего вмешательства предоставлены следующие рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов [11]:

  • Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
  • Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  • Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
  • Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
  • Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
  • Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  • Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  • Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  • Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
  • Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Осуществляя психологическую помощь семье ребенка с ограниченными возможностями, необходимо быть готовым к нелегкому труду. А. Васильева пишет: «Психологию ребенка-инвалида определяют, прежде всего, его родители, поэтому так важна психологическая работа именно с родителями.

Это необходимо для воспитания неущербного, самодостаточного члена общества. И главная … задача – изменить позицию родителей детей-инвалидов по отношению к собственному ребенку. Надо хорошо понимать психологию этих людей, быть готовым к длительной и кропотливой работе.

Здесь не стоит ждать быстрых результатов» [6].

Однако в случае успеха результат более чем компенсирует все затраченные усилия: «Сплоченность всех членов семьи, уважительное отношение друг к другу, наличие общих целей и единой системы ценностей, желание максимально проявить и реализовать собственные возможности, помочь в этом своим близким – все это позволяет прогнозировать наиболее оптимальный и эффективный путь построения активной жизненной позиции больного ребенка» [13].

Резюме. Таким образом, родители детей-инвалидов испытывают выраженный психологический стресс, находятся в состоянии психологической и социальной дезадаптации.

Состояние родителей детей-инвалидов с выраженным нарушением интеллекта усугубляется тем, что вероятность выздоровления ребенка, как правило, исключена, а его болезнь воспринимается обществом негативно, с насмешкой, и родители испытывают чувства безысходности, вины и стыда.

Все это сказывается на их отношении к детям, которое зачастую становится неадекватным, противоречивым.

А поскольку родительское отношение является одним из наиболее значимых факторов, влияющих на развитие ребенка и на его психологическое состояние, сами дети-инвалиды в результате оказываются в неблагоприятных для развития условиях. Поэтому родительское отношение к детям-инвалидам с нарушениями интеллекта в подавляющем большинстве случаев требует психологической коррекции.

Однако в современной науке родительское отношение к детям-инвалидам с выраженными нарушениями интеллекта изучено недостаточно. Для более подробного изучения данной проблемы необходимо эмпирическое исследование.

Далее: Программа эмпирического исследования

Источник: https://psy-diplom.ru/primery-i-obrazcy/roditelskoe-otnoshenie-k-detyam-oligofrenam/psihologicheskaya-pomosch-semyam/

Советы психотерапевта людям с ограниченными возможностями

Психологическая помощь инвалидам и их семьям

Предисловие:
Эти советы предназначены в первую очередь для людей, у которых, вследствие какого-либо физического или психического дефекта, ограничены возможности для нормальной жизнедеятельности, а также их родственников. Термин «инвалид» я считаю неудачным, т.к. он подразумевает какую-то неполноценность человека. По моему мнению, многое зависит от правильного отношения к себе, своему заболеванию и окружающему миру.

Надеюсь, остальные читатели тоже извлекут из этих советов, что-то полезное для себя. Ничего нового и необычного здесь вы не найдете. Все, или почти все, подробно и неоднократно описано в специальной и научно-популярной литературе, известно из житейской практики, но в жизни многие об этом почему-то забывают.

Моей задачей является, в простой и доступной форме, рассказать о том, как я помогаю своим пациентам решать их проблемы. Главное достоинство «советов» — практичность. Все нижеизложенное действительно эффективно работает и активно используется в работе врачей и психологов.

ВНИМАНИЕ: Я постоянно сталкиваюсь с одним и тем же заблуждением — человек беседует с психологом или читает книгу по психологии и ждет, что моментально решатся все его проблемы, начнется новая, счастливая жизнь.

Люди, так не бывает!!! Чтобы добиться результата — НУЖНО ПОСТОЯННО РАБОТАТЬ НАД СОБОЙ. Психолог (психотерапевт) поможет вам разобраться, в чем причина ваших трудностей, какими способами их преодолеть и как найти силы для этого.

Но НИКТО И НИКОГДА НЕ БУДЕТ РЕШАТЬ ЗА ВАС ВАШИ ПРОБЛЕМЫ!!! Пока вы этого не поймете, любые советы будут бесполезны!

Совет 1:
Не надо себя жалеть. Жалость отнимает у вас силы и время необходимые для других дел и не дает взамен ничего, кроме чувства собственной неполноценности и ущербности. Болезнь или несчастный случай, сделавшие вас инвалидом, уже произошли и ничего изменить нельзя.

Нужно жить в своем нынешнем состоянии, сегодняшним днем, т.е. ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Это не значит, что вы должны смириться со своим недугом. Наоборот, всю энергию и волю нужно направить на компенсацию дефекта, чтобы добиться успеха и осуществить свои желания.

Восточная мудрость гласит: «Я расстраивался из-за того, что у меня нет сапог, пока не увидел человека без ног&.

Не так уж важно, что в чем-то вы уступаете здоровым людям, главное — это желание жить и побеждать. Почему «инвалиды» способны писать книги и картины, ставить мировые рекорды, покорять горы, переплывать моря и т.д., а «здоровые» становятся попрошайками, бомжами и т.п.? Задумайтесь об этом, а лучше найдите таких «инвалидов» и спросите, как им это удается.

Совет 2:
Любите себя. Самый близкий и родной человек для вас — это вы сами. Любите в себе всё: свою внешность, тело, ум, чувства.

Проснувшись, посмотрите в зеркало, улыбнитесь себе, пожелайте доброго утра и хорошего дня своему отражению. Это придаст вам уверенность и силы, ведь ради любимого человека можно горы свернуть.

Самая эффективная жизненная установка: «Я ХОРОШИЙ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ХОРОШИЙ. Счастливые люди живут именно по этому принципу.

Любовь к себе не должна переходить в самовлюбленность, когда человек перестает замечать свои недостатки. Для этого периодически смотрите на себя с точки зрения окружающих.

Попытайтесь мысленно превратиться в другого человека и представьте, каким он вас воспринимает, как выглядят со стороны ваше выражение лица, голос, поведение. Почему этот человек отнесся к вам в конкретной ситуации именно так, а не по другому.

Прежде чем начинать бороться с выявленным недостатком, подумайте: может в других ситуациях он является наоборот, вашим достоинством, и приносит больше пользы, чем вреда.

Совет 3:
Не замыкайтесь в себе. Многие люди с ограниченными возможностями замыкаются в себе, озлобляются на весь мир, считают, что они никому не интересны и не нужны, что окружающие не понимают их и смеются над ними.

Это опасное заблуждение! Люди вокруг вас не виноваты в том, что с вами произошло. Ваши проблемы, переживания не такие уж неповторимые и неразрешимые. Поверьте, есть масса людей, которые сталкиваются с точно такими же проблемами и успешно их решают.

Таких людей нужно искать всеми возможными способами: через врачей, социальных работников, СМИ, Интернет и т.д. Вместе можно справиться с любой бедой.

Подумайте: «А чем я интересен? Если вы что-то знаете, умеете, делаете и к чему-то стремитесь, то обязательно найдутся единомышленники, с которыми вам будет интересно общаться. Когда человек интересен, то его начинают уважать и перестают обращать внимание на дефекты и недостатки.

Конечно, вам в жизни не раз встретятся хамы и подонки, которые вас оскорбят или жестоко отнесутся. Таким нужно давать отпор сразу и жестко, несмотря на их возраст, должность и физическую силу, другого языка они не понимают.

А для этого нужно быть сильным, прежде всего морально, и опять же — иметь друзей.

Не надо копить в себе обиды: если случайно наступил в дерьмо, нужно вытереться и идти дальше по своим делам, забыв о случившемся, но внимательно смотря под ноги.

Совет 4:
Как относиться к своим близким. К сожалению, некоторые инвалиды, с течением времени становятся вечно ноющими паразитами, особенно по отношению к своим близким.

Чтобы этого не происходило, нужно придерживаться принципа: БУДЬ БЛАГОДАРЕН ЗА ТО, ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ ДЕЛАЮТ, НЕ НРАВИТСЯ — ДЕЛАЙ САМ. Конечно, нужно и должно заботиться о человеке с ограниченными возможностями, но это не значит выполнять все его прихоти и сносить грубость с его стороны.

Окружающие не обязаны угадывать ваши желания и настроение, догадываться чего вы сейчас хотите. ТЫ — ЭТО ТЫ, ОНИ — ЭТО ОНИ, ЕСЛИ ЧЕГО-ТО ХОЧЕШЬ — СКАЖИ ОБ ЭТОМ.

Особенно актуально это для семьи, где растет ребенок с ограниченными возможностями.

Естественно и понятно желание родителей хоть как-то компенсировать ребенку его недостаток, но папа и мама не вечны, а у него впереди взрослая жестокая жизнь и как он в ней приспособится, во многом зависит от полученного воспитания.

С другой стороны, нельзя лишать ребенка детства, превращая его жизнь в сплошную муштру, иначе вы получите «оловянного солдатика», не способного на любовь и сопереживание. Поэтому, необходимо искать ту самую — «золотую середину.

Совет 5:
Определитесь, чего Вы хотите. Беда многих людей в том, что они не знают, чего хотят. Мне часто приходится слышать — «Я несчастен&. Но один несчастен потому, что ему нечего поесть, а другой оттого, что его «Мерседес» хуже, чем у соседа.

«Несчастье» проистекает от какой-то нереализованной потребности, поэтому хорошо подумайте над тем, что именно и почему вас беспокоит, и чего вы хотите на самом деле. Это не так просто, как кажется на первый взгляд.

Бывает, что истинная проблема, осознанно или неосознанно, скрывается за другими проблемами.

У меня была пациентка, которую беспокоили головные боли, раздражительность, быстрая утомляемость. Она считала это связанным с тем, что она много курит. Традиционные методы лечения эффекта не давали.

Когда мы начали над этим работать, неожиданно выяснилось, что основной причиной чрезмерного курения является неосознанное желание избежать половой близости с нелюбимым мужем.

В результате: женщина развелась с мужем, сменила работу, у неё нормализовалось самочувствие, она стала значительно меньше курить, и самое главное — почувствовала себя счастливой.

Определившись со своими желаниями и стремлениями, не бросайтесь их тут же реализовывать, а снова хорошенько подумайте — «А действительно ли мне это нужно?& Представьте во всех подробностях то состояние, когда цель уже достигнута. Что Вы при этом ощутите? Как к вам станут относиться ваши родственники и окружающие люди? Не появятся ли от этого новые, более серьезные проблемы?

Типичный пример — история Остапа Бендера. Он поставил перед собой ясную и конкретную цель («миллион для полного счастья»), приложил массу усилий и вполне закономерно добился своего. При этом он особо не задумывался над тем — а что же будет потом? Отсюда и печальный конец.

Совет 6:
Ставьте перед собой конкретные цели. Поставленная перед собой цель должна быть предельно конкретной. Например, у вас ограничена подвижность, поэтому сужен круг общения и трудно найти подходящую работу на дому.

Вы решаете приобрести компьютер для работы и выхода в Интернет, для чего, в свою очередь, необходимо раздобыть 300-500 долларов. Итак, перед вами конкретная сумма, теперь думайте, как её получить: заработать, накопить, занять, что-то продать и т.д. Выбираете наиболее подходящий вариант (или несколько вариантов одновременно) и начинаете действовать! Т.е.

главную (стратегическую) задачу нужно разделить на более мелкие подзадачи, которые решить значительно проще.

В дальнейшем, необходимо ежедневно анализировать, что конкретно сделано по каждому направлению, в чем причины неудач и задержек. При необходимости корректируйте решаемые в данный момент подзадачи или свои действия. Не отчаивайтесь, если что-то не получается. Конкретная цель + упорство обязательно дадут ожидаемый результат!

Совет 7:
Ищите неиспользованные силы и возможности. «Все ресурсы необходимые для достижения успеха присутствуют в каждом человеке» — это один из основных постулатов психологии. Проблема в том, чтобы суметь воспользоваться этими ресурсами. Например, вам не хватает уверенности в себе, напористости, спокойствия в конфликтных ситуациях.

Вспомните ситуацию из своего прошлого, когда вы чувствовали себя комфортно, уверенно, когда у вас все получалось. Т.е. найдите такого себя в прошлом, каким бы вы хотели быть в настоящем.

Необходимо снова пережить ту прошлую ситуацию во всех подробностях: внешность и голоса ваших собеседников, окружающую обстановку, запахи, вкус еды, как вы были одеты, что ощущали в тот момент и т.д., и т.п.

ВНИМАНИЕ: нужную ситуацию и ощущения нужно именно пережить, т.е. снова стать участником, а не сторонним зрителем. Запомните искомое состояние и вернитесь в настоящее. Теперь надо закрепить найденное состояние: сложите пальцы руки в какой-нибудь особый жест, сожмите монету в кулаке и т.п.

Теперь в трудные моменты, достаточно повторить это движение, чтобы «запустить» необходимое состояние. Эта техника, поначалу кажется сложной, но после некоторой тренировки, на поиск, закрепление и вызов необходимого ресурса уходит меньше времени, чем на чтение этих строк. Доказательством эффективности этой методики служит то, что с древнейших времен люди пользуются различными талисманами.

Талисман — это тот самый «якорь», который вызывает чувства необходимые для достижения успеха.

Очень редко встречается ситуация, когда человек не может найти в своем прошлом необходимое «ресурсное» состояние. В этом случае, необходимо представить искомое состояние в вашем будущем, а дальше действовать точно так же.

В трудных жизненных ситуациях хорошо помогает метод «Робинзона Крузо. Помните, оказавшись на необитаемом острове, герой на одной половине листа написал то, чего он был лишен, а на другой половине — то, чем располагал.

В итоге оказалось, что в его распоряжении имеется все необходимое чтобы выжить, хотя поначалу ситуация казалась безвыходной. В жизни, этот метод помогает реально оценить возникшие трудности, найти возможные решения проблемы и силы для их реализации.

Главное здесь — проводить оценку максимально объективно, как будто вы оцениваете трудности и возможности постороннего человека.

Врач психиатр-психотерапевт
Кияшко Андрей Иванович

Источник: https://AmpGirl.su/2009/05/30/sovety-psixoterapevta-lyudyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami/

Психологическая помощь инвалидам

Психологическая помощь инвалидам и их семьям

Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им психологической, социально-медицинской, материальной, социальной  и другой помощи.

Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии.

В их число входят такие большие мегаполисы как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и ряд других.

Люди, имеющие инвалидность, помимо общих проблем, аналогичным нуждам всех граждан, имеют ещё особые потребности.

К особым потребностям относятся: восстановление (компенсация) нарушенных способностей к различным видам деятельности; в переживании; в общении; в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и другой сферы; возможности получать знания; трудоустройстве; комфортных бытовых условиях; социально-психологической адаптации; материальной поддержке и многом другом.

Вследствие этого инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У многих инвалидов низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования и социальной помощи.

Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, ведь немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы.

У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью.

В результате всех этих факторов у такого человека могут возникнуть различные психологические проблемы, связанные с отклонением в эмоционально-волевой сфере, поведении, интеллекте. Эмоционально-волевые нарушения выявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности, беспокойстве (или вялости), суетливости (или пассивности), излишней расторможенности (или безынициативности).

Помимо взрослых, существует множество семей, у которых есть дети с различными нарушениями. Например, особенности поведения ребенка с нарушенным слухом разнообразны. Обычно они зависят от причин нарушения.

У детей с ранним     ограниченным  повреждением мозга, дефект слуха сочетается с повышенной     психической истощаемостью    и    раздражительностью.  Среди глухих встречаются замкнутые, «странные», как бы «пребывающие в своем мире дети.

У оглохших детей, наоборот,  наблюдается импульсивность, двигательная расторможенность, иногда даже агрессивность.

Наличие барьеров между инвалидами и обществом обусловлено тем, что современное     общество стремится к тому, чтобы, откупившись от инвалида с одной стороны, ограничить его социально и воспитать в нем потребительское отношение к здоровым людям и обществу.

Многие семьи, являясь частью общества,  не готовы к тому,  чтобы воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка–инвалида к реальным    жизненным условиям. Боясь инвалидов, с другой стороны, их начинают усиленно опекать.

  На самом деле, решая физиологические и  минимальные социальные проблемы     инвалидов 3-17 лет, их развращают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности       и неспособности  к самостоятельным действиям.

Когда  же наступает время прекращения      социальных программ, инвалиды оказываются неспособными к реальной жизни и уходят    в себя.

В данной статье нам бы хотелось описать некоторые психологические проблемы людей, имеющие нарушения.

В настоящее время, люди с заболеванием внутренних органов занимают лидирующее    положение в структуре инвалидности, что вызвано переходом заболеваний в хроническую    форму с тяжелыми функциональными нарушениями. Часто это связано с поздней выявляемостью нарушений и недостаточными мерами реабилитации.

В эту группу    заболеваний входят различные заболевания, патологические состояния и пороки развития  органов дыхания (в том числе и хронический туберкулез легких), почек и органов мочевыделения, желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей    (циррозы печени, хронический агрессивный гепатит, непрерывно-рецидивирующий    язвенный процесс и т.п. ), сердечно-сосудистой системы  (в    том    числе    пороки     сердца    и    крупных     сосудов), системы  кроветворения ( лейкозы, болезнь Верьегофа, лимфогранулематоз и т.п.), опорно-двигательного аппарата (полиартриты и т.п.). Часто в силу своих заболеваний такие люди не могут  вести активный образ жизни. Если это ребёнок, то сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществление нормальной жизнедеятельности человека и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания человека в специальных стационарах, санаториях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми. Следствием этого является задержка  развития социальных и коммуникативных навыков, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире у больного человека (особенно у детей). Таким людям необходима своевременная психологическая помощь, т.к. уровень возникновения депрессии и других психологических проблем очень велик.

Так же существует множество детей, имеющие инвалидность, в результате сильного нарушение зрения.

Психическое  развитие    детей  с  дефектами зрения  в  значительной    степени    зависит    от    времени возникновения    патологии   и  от    времени    начала    специальной    коррекционной работы, а это (психического  развития) дефекты могут     быть компенсированы за счет раннего и широкого использования функций сохранных    анализаторов.

Психологи характеризуют такого ребенка как боязливого, малоконтактного. Поэтому они предлагают обогащать чувственный и практический опыт этих детей, постепенно включая его в круг здоровых сверстников. В работе с данной категорией детей рекомендуется так  же    использовать их особую чувствительность к  музыке.

В детстве чаще возникают сдвиги в области эмоций или поведения. Симптомам    болезней могут предшествовать воспитательные,  социальные или личные трудности.

  Душевные болезни могут принимать форму острых, хронических или протекающих    толчками заболеваний,  в  зависимости  от нее и от специфики проявления болезни    назначается лечение. При этом обязательно вмешательство специалистов из области    медицины и психиатрии.

Однако, бывает сочетание умственной отсталости с психической недостаточностью и другими осложнениями. Осложнения могут появиться при рождении или позже.

Можно выделить следующие причины их появления: плохой уход за детьми с умственной отсталостью, восприимчивость такого ребенка к нагрузкам, стрессам,  невниманию со стороны лиц, к которым  они особенно привязаны и т.п.

Таким образом, можно было убедиться, что существует довольно большой перечень    заболеваний, приводящих к инвалидности. Эти болезни, несомненно «оставляют свой    след» на  поведении взрослого инвалида и ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути человека-инвалида и его семьи к нормальной жизни, к их интеграции  в общество.

В настоящее время, существует множество инвалидов, имеющих проблемы с получением психологической помощи на дому. К ним относятся пенсионеры с травмами; люди, передвигающиеся на колясках, дети с параличом и многие другие. У таких  людей просто нет возможности получить качественную психологическую помощь.

Институт Профилактики предлагает всем инвалидам получить качественную психологическую консультацию, не только в нашей организации, но и на дому. Тяжелые депрессии, проблемы одиночества и сенсорная депривация негативно отпечатываются на психике человека, особенно ребенка. Наши специалисты помогут Вам преодолеть все эти трудности и получить поддержку.

Источник: http://www.psychognosis.ru/psyho-help/psy-help-for-invalids

Психологическая помощь родителям детей-инвалидов: основные направления и возможности

Психологическая помощь инвалидам и их семьям


В статье рассматриваются возможности оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов.

Ключевые слова: родители, ребенок-инвалид, психолог, психолого-педагогическая помощь родителям детей-инвалидов.

Семья — это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные истории человеческих судеб. Рождение в семье ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья это проблема, затрагивающая все стороны ее жизни.

Это событие воспринимается его родителями как трагедия и является причиной сильного стресса, имеющего пролонгированный характер. Зачастую многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными, отношения между членами семьи деформируются.

В связи с появлением на свет ребенка-инвалида, надежды и ожидания, которые родители возлагали на будущее своего ребенка, обрушиваются в один миг. А поиск новых жизненных ценностей может растягиваться на длительный период.

Семья с ребенком-инвалидом — это семья, особенности и проблемы которой определяются не только характером взаимоотношений ее членов, но и решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, а главное — специфическим положением в семье ребенка-инвалида.

Для ребенка, имеющего особенности в развитии, семья — это эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, которая должна стать коррекционно-развивающей средой. Именно в такой среде ребенок-инвалид может компенсировать свои недостатки.

Однако, следует отметить, что родители детей с особенностями развития зачастую сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, способствующих его адаптации и развития.

Именно поэтому деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной

Основной целью психолого-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка-инвалида является организация помощи семье в воспитании, способствовать ее оптимальному функционированию, а также мобилизовать возможности семьи для решения задач реабилитационного процесса.

Психологическую помощь родителям детей-инвалидов необходимо рассматривать, как сложную систему психологических воздействий, направленных на повышение социальной активности, гармонизацию внутреннего психологического состояния родителей и формирование адекватных механизмов психологической защиты, а также укрепление семейных связей.

Психологическая помощь родителям этой категории включает в себя следующие составляющие: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое сопровождение, психологическая поддержка.

С целью изучения индивидуально-психологических особенностей, эмоциональных состояния, а также межличностных особенностей в семье ребенка-инвалида специалистами применяются методы психологической диагностики.

Психодиагностические методы предполагают обязательное сравнение, сопоставление получаемых данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение о выраженности психологических или психофизиологических особенностей одного испытуемого или групп.

Диагностический инструментарий включает в себя малоформализованные и формализованные методики. Следует отметить, что данные виды методик дополняют друг друга и должны использоваться в комплексе.

Проблемы, которые могут быть выявлены у родителей и членов семей, воспитывающие ребенка-инвалида, могут быть самыми различными: межличностные и внутриличностные конфликты, экзистенциальные кризисы, нарушения во взаимодействии с социальными институтами.

После обследования и выявления психологических особенностей и состояний клиента психологами организуется психологическое консультирование. Своей целью психологическое консультирование ставит снижения степени выраженности фрустрирующего воздействия эмоционального стресса, в котором находятся родители с момента рождения ребенка-инвалида, а также структурирование иерархии жизненных ценностей

А. Л. Пушкарев [2] выделяет в психотерапии дидактический (или образовательный) аспект. По нашему мнению, представляется целесообразным выделение образовательного направления в отдельный вид психологической помощи в работе с родителями детей-инвалидов.

Приобщение матери к коррекционной работе со своим ребенком дает ей возможность личного участия в формировании его будущего и позволяет проявить свой духовный потенциал. В данном направлении с родителями детей-инвалидов можно выделить три этапа:

– привлечение родителей к учебно-образовательному процессу ребенка;

– увлечение родителей процессом развития ребенка и демонстрация «маленьких», но очень важных для ее ребенка достижений;

– раскрытие перед родителями возможности поиска творческих подходов к обучению ребенка, своего участия в изучении его возможностей.

Родители ребенка обучаются определенному набору специальных методических приемов, используемых в практике коррекционной педагогики. Приобщение родителей «особого» ребенка к такой форме деятельности направлено на переключение, а затем и вытеснение из их сознания тяжелых негативных переживаний, что способствует нейтрализации аффективных реакций и неконструктивных форм поведения.

Психологическая коррекция заключается в формировании нового жизненного стереотипа, коррекции взаимоотношений в диаде родитель — ребенок, коррекции нарушенного психологического состояния родителей детей-инвалидов.

В работе по данному направлению используется личностно-ориентированный подход, разработанный В. Н. Мясищевым [1]. Цель личностно-ориентированного подхода заключается в расширении сферы самосознания и самопонимания индивида. Результатом этого процесса является реконструирование поведения и приобретение новых форм.

В случае проведения коррекционных занятий с родителями «особых» детей процесс их самоосознания переосмысливается. Он направлен не столько на раскрытие внутреннего психологического конфликта, сколько на переориентировку матери больного ребенка с общепризнанных моделей ценностей. Происходит формирование нового жизненного стереотипа родителя больного ребенка.

Личностно-ориентированный подход различает индивидуальную и групповую формы. Индивидуальная форма работы проводится в виде бесед психолога с родителем больного ребенка.

В отличие от групповых занятий, индивидуальная психокоррекционная работа нацелена на исследование биографии родителя, его жизненного пути, особенностей личности, истории заболевания ребенка, отношений с окружающими.

В процессе беседы устанавливается или расширяется уже имевший место контакт.

На групповых занятиях инструментом воздействия является психокоррекционная группа. В качестве наиболее продуктивной и объективно реконструирующей формы работы выступает групповая дискуссия.

Материалом для дискуссий являются специально отобранные психологом темы, особо значимые для данной категории лиц.

Таковыми могут стать темы, освещающие внутренние, внутрисемейные, а также психологические особенностей родителей, а также проблемы, возникающие при взаимодействии таких семей с социумом.

Еще одна важная составляющая психологической помощи — это организация психологической поддержки родителей, воспитывающих детей- инвалидов. Психологическая поддержка — это комплексная система психологических воздействий, направленных на повышение улучшение процесса социально-психологической адаптации и укрепления адаптационных механизмов их личности.

Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей-инвалидов является важным фактором успешности их социальной адаптации. Оно заключается в активном взаимодействии психолога с другими организациями и учреждениями, которые так или иначе могут повлиять на улучшение психологического здоровья родителей особых детей (общественные организации, органы исполнительной власти, СМИ и др.).

Наряду с традиционными видами психологической помощи М. К. Тутушкина [3] выделяет такие типы помощи, как: советы, информирование, обучение, системные изменения и т. д.

Опираясь на вышесказанное, можно выделить основные позиции, в соответствии с которыми должен выстраиваться путь психологической помощи семье, воспитывающей ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

– информационная — подготовка и изложение информации, владение которой позволило бы повысить психолого-педагогическую компетентность родителей;

– диагностическая — исследование семейных отношений, а также уровня развития ребенка для формирования психокоррекционной программы;

– коррекционно-развивающая — гармонизация психологического климата в семье;

– обучение родителей и детей — знакомство родителей с психолого-педагогическим процессом работы с ребенком;

– поддерживающая — психологическая поддержка семейных отношений;

– развитие семьи как малой группы — помощь членам семьи в развитии основных социальных умений и навыков, способствует поиску ресурсов семьи.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что психолог играет важную роль в жизни ребенка-инвалида и его семьи. Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих ребенка особенностями в развитии — это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: его лечением, образованием, адаптацией и интеграцией в общество.

Литература:

  1. Мясищев, В. Н. Проблема отношения человека и ее место в психологии //Вопросы психологии. 1957. № 5. С.142–154.
  2. Пушкарев, А. Л. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия — Москва: Институт психотерапии, 2000. — 128 с.
  3. Тутушкина, М. К. Практическая психология — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб: Бизнес-Пресса, 2009. — 368 с.

Основные термины(генерируются автоматически): психологическая помощь, родитель детей-инвалидов, ребенок, родитель, семья ребенка-инвалида, больной ребенок, личностно-ориентированный подход, психологическая поддержка, психологическое консультирование, семья.

Источник: https://moluch.ru/archive/285/64123/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.