Роль медсестры в хирургии

Хирургическая деятельность медицинской сестры в учреждениях ПМП

Роль медсестры в хирургии

Хирургическая помощь пациентам может оказываться амбулаторно (в хирургических кабинетах и врачами станций скорой и неотложной помощи) и стационарно (в хирургических отделениях).

Неотложная доврачебная помощь и выполнение назначений врача и лечении больных хирургического профиля оказывается на фельдшерско-акушерском пункте.

В поликлинике проводится консервативное лечение ряда заболеваний, перевязки и даже небольшие операции (вскрытие поверхностного абсцесса, удаление доброкачественной опухоли и прочее).

В последнее время при поликлиниках организуются центры амбулаторной хирургии, где выполняются и более сложные операции ( при варикозном расширении вен, грыжах и др.). В более сложных случаях больные направляются в стационар.

Хирургическое отделение поликлиники включает кабинет врача (прием больных), перевязочную (лучше две – «чистая» и «гнойная»), операционную.

Участие медицинской сестры в лечении хирургического больного имеет не менее важное значение, чем работа хирурга.

Успех операции зависит от качества подготовки больного к операции, помощи хирургу во время операции, ухода за пациентом в послеоперационном периоде вплоть до восстановления трудоспособности.

В период реабилитации важная роль отводится хирургической медицинской сестре поликлиники. На всех этапах лечения медицинская сестра контактирует с пациентом, выявляет и решает его проблемы, осуществляет сестринский уход.

Характер деятельности медицинской сестры разнообразен. Отличительной особенностью хирургической медицинской сестры является строжайшее соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, так как асептика защищает от инфицирования не только больного, но и медицинский персонал.

Перед началом работы медицинская сестра обязана одеть спецодежду (пижаму, халат), колпак, сменную обувь, иметь маску.

Особенности работы медицинской сестры хирургического кабинета.

Организационная деятельность:

Ø медицинская сестра готовит амбулаторный прием врача: подготовка рабочего места, приборов, инструментария, индивидуальных карт амбула­торного больного, бланков рецептов и других статистических медицинских бланков, своевременно получает результаты лабо­раторных и других исследований и расклеивает их по амбулатор­ным картам;

Ø готовит больного к амбулаторному приему врача: изме­рят артериальное давление, проводит термометрию и другие медицинские исследования и манипуляции в пределах своей компетенции или по поручению врача;

Ø сортирует больных на первичных и повторных, «чистых» и «гнойных»;

Ø заполняет карты экстренного извещения, бланки направления на лечебно-диагностические исследования, помогает в заполне­нии посыльных листков во МСЭК, санаторно-курортных карт, выписки из индивидуальных карт амбулаторного больного.

Ø Вно­сит в индивидуальную карту амбулаторного больного данные флюорографического и других исследований;

Ø объясняет пациенту способы и порядок подготовки к лабора­торным, инструментальным и функциональным исследованиям;

Ø проводит отбор материала для бактериологических исследо­ваний в соответствии с назначением врача;

Ø проводит под руководством и контролем врача профилакти­ческие прививки, вводит противостолбнячную сыворотку по Безредке;

Ø обучает членов семьи пациента организации безопасной среды для больного;

Ø осуществляет обучение уходу членов семьи в период болезни и реабилитации пациента;

Ø строго соблюдает асептику и антисептику;

Ø систематически проводит тщательную влажную уборку и кварцевание помещений (большое количество больных, приходящих в верхней одежде);

Ø проводит перевязки. При наличии одной операционной вначале проводит «чистые», а затем «гнойные» перевязки; перевязки проводит в положении больного лежа;

Ø ассистирует врачу при проведении операций.

Работа в перевязочной

Перевязочная предназначена для осмотра ран, прове­дения перевязок и небольших операций (ПХО, пункции и др.).

Алгоритм действий медицинской сестры:

Ø Надеть спецодежду, освободить руки от колец, брас­летов, часов.

Ø Подготовить и заполнить дезинфицирующими раство­рами емкости для дезинфекции перевязочного мате­риала, инструментария.

Ø Протереть горизонтальные поверхности от пыли влажной тряпкой, смоченной дезинфицирующим раст­вором.

Ø Сдать накануне подготовленные биксы с материалом в ЦСО.

Ø Доставить стерильные биксы из ЦСО.

Ø Провести гигиеническое мытье рук.

Ø Подготовить стерильные биксы к работе:

ü Поставить дату и время вскрытия;

ü Установить бикс на подставку и вскрыть его;

ü Проверить индикатор стерильности,

Ø Надеть маску, провести хирургическую асептику рук, надеть стерильные халат и перчатки.

Ø Накрыть стерильный стол согласно алгоритму:

ü разложить на нем стерильные инструменты;

ü закрыть стол, поставить дату и время накрытия стола.

Ø Приступить к перевязкам.

Ø Отработанный перевязочный материал, инструменты, перчатки сбрасывать в соответствующие емкости.

Ø После завершения перевязок провести:

ü дезинфекцию использованного материала;

ü дезинфекцию одноразового инструментария;

ü дезинфекцию, предстерилизационную очистку, осуществить контроль на скрытую кровь и остатки моющего средства.

ü заложить хирургический инструмент, перчатки, подготовленный перевязочный материал в биксы и отправить в ЦСО на стерилизацию.

Ø Перчатки меняются после каждой инструментальной перевязки.

Ø Работу, не связанную с проведением перевязок, накрытием стерильного стола, выполняют в другом медицинском халате.

Ø Уборка перевязочной проводится согласно ОСТу.

Лечебно-диагностическая деятельность хирургической медицинской сестры:

Ø По указанию врача-хирурга проводит термометрию, измеряет АД, проводит другие сестринские манипуляции;

Ø Проводит перевязки. При наличии одной операционной вначале проводит «чистые», а затем «гнойные» перевязки; перевязки проводит в положении больного лежа;

Ø Ассистирует врачу при проведении операций;

Ø Объясняет больному способы и порядок подготовки к лабораторным, инструментальным и аппаратным исследованиям;

Ø Проводит забор материала для бактериологических исследований в соответствии с назначением врача;

Обеспечение инфекционной безопасности:

При работе на участке медицинская сестра:

– соблюдает правила санитарно-гигиенического и противоэпидеми­ческого режима, асептики, личной гигиены;

– готовит дезинфицирующие растворы;

– дезинфицирует и стерилизует изделия медицинского назначения, обеспечивает их правильное хранение;

– контролирует проведение младшим медицинским персоналом профилактической (по типу текущих и генеральных уборок) де­зинфекции кабинета врача и оборудования;

– информирует руководителей и сотрудников здравпунктов учреж­дений, где работают лица из декретированных категорий (занятые приготовлением пищи и реализацией пищевых продуктов, уходом за больными в ЛПУ, воспитанием и обслуживанием детей, обслуживанием взрослого населения) о зарегистрированных случаях инфекционных заболеваний по месту их проживания и необходи­мости обеспечения медицинского наблюдения;

– осуществляет забор, доставку, хранение собранного материала для
бактериологического исследования.

Повышение профессиональной квалификации

Порядок аттестации регламентируется приказом Минздрава РФ от : 3.2001 г.

№ 314 «О порядке получения квалификационных категорий», соответствии с данным приказом аттестации подлежат средние меди-линские работники всех специальностей, получившие подготовку в сред­них специальных учебных заведениях и допущенные в установленном по-эядке к медицинской деятельности на занимаемых ими должностях, со :тажем работы по специальности не менее 3 лет, в том числе последний ~од в одном учреждении по аттестуемой специальности. Настоящим при­казом утверждено Положение о порядке получения квалификационных ' атегорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Рос-лшской Федерации, которое определяет порядок получения ими квалифи-ационных категорий.

При получении квалификационной категории оцениваются профес-. юнальная квалификация, компетентность, а также способность выпол­оть служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью.

Специалист может получить квалификационную категорию по специ-_:ьностям, соответствующим как основной, так и совмещаемой должно-

Квалификация специалиста определяется по трем квалификационным .тегориям – второй, первой и высшей, и действительна в течение пяти лет дня издания приказа о ее присвоении.

Предыдущая14151617181920212223242526272829Следующая

Дата добавления: 2014-12-14; просмотров: 17920; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/1-66039.html

Обязанности медицинской сестры в хирургическом отделении

Роль медсестры в хирургии

Обязанности палатной медсестры хирургического отделения

I. Организовать и поддерживать лечебно-охранительный режим в отделении.

II. Вежливо, доброжелательно принять вновь поступившего больного и проводить его в палату. Обеспечить больного чистыми постельными принадлежностями, познакомить его с распорядком дня и устройством отделения.

III. Строго следить за чистотой в палатах и подсобных помещениях, за выполнением всеми больными распорядка дня и режима работы отделения.

IV. Систематически пополнять пост необходимыми медикаментами, шприцами, инъекционными иглами, термометрами.

V. Вести строгий учёт расхода наркотических и сильнодействующих лекарственных веществ и хранения их в сейфах.

VI. Строго и пунктуально выполнять все назначения врача больному: процедуры и манипуляции, в том числе инъекции подкожные, внутримышечные, внутривенные; брать кровь из вены (для биохимических анализов); определять группу крови и резус-фактор; определять совместимость по группе и по резусу.

VII. Измерять температуру тела больным и отмечать её в истории болезни.

VIII. Контролировать артериальное давление и пульс тяжелобольным.

IX. Знать в полном объёме методики подготовки больных к операции (экстренной, срочной и плановой) и осуществлять уход за больными после операции.

X. Уметь оказывать первую медицинскую помощь больному при неотложных состояниях до прихода врача (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, остановка кровотечения и др.).

XI. Владеть техникой наложения типичных бинтовых повязок, гипсовых лонгет, приготовления шины Беллера.

XII. Уметь приготовить постель больному с переломами бедра, таза, позвоночника.

XIII. Уметь произвести инструментальную перевязку раны.

XIV. Владеть техникой промывания желудка, сифонной и очистительной клизмы, катетеризации мочевого пузыря, постановки газоотводной трубки.

XV. Собирать анализы от больных и организовывать их доставку в лабораторию.

XVI. Осуществлять уход за тяжёлыми больными.

XVII. Транспортировать больных.

XVIII. Вести соответствующую документацию.

XIX. Руководить работой младшего медицинского персонала.

Обязанности перевязочной медсестры

I. Организовать и поддерживать лечебно-охранительный режим в перевязочной.

II. Готовить перевязочный материал, складывать в биксы и относить для стерилизации его в автоклав.

III. Обрабатывать использованные хирургические инструменты и стерилизовать их в сухожаровом шкафу.

IV. Накрывать стерильный стол с перевязочным материалом и инструментами.

V. Помогать врачу во время перевязки больных.

VI. Накладывать бинтовые и другие повязки больным.

VII. Руководить работой санитарки.

VIII. Обеспечивать инфекционную безопасность больных.


Подготовка больных к хирургическим операциям

Операцией называется механическое воздействие на ткани и органы с лечебной или диагностической целью.

https://www.youtube.com/watch?v=7H-ee6nB4vo

В оперативном лечении различают:

1. Предоперационный период.

2. Операцию.

3. Послеоперационный период.

Каждый из этих периодов одинаково важен и является звеном единой цепи лечебных мероприятий, в которых участвуют врачи, медицинские сёстры и младший медицинский персонал.

Медицинские сёстры во всех периодах лечения больных играют важную роль.

Палатная медсестра готовит больного к операции и осуществляет уход за ним после неё.

Процедурная медсестра проводит манипуляции и процедуры больному до и после операции.

Медсестра-анестезист вместе с анестезиологом осуществляет обезболивание и уход за больным во время операции.

Операционная медсестра помогает хирургу во время операции.

Даже блестяще технически проведённая операция не может обеспечить успеха, если больной плохо подготовлен к операции или уход за ним после неё будет недостаточным.

Предоперационный период – это время с момента установления диагноза больному и показаний к операции до операции.

задача предоперационного периода – свести до минимума риск операционных и послеоперационных осложнений.

Длительность предоперационного периода различна и зависит от характера болезни, состояния больного и других факторов. В связи с этим операции могут быть:

1. Плановые (предоперационный период от 1-2 дней до нескольких недель) – выполняются в любое время, после всестороннего обследования по плану.

2. Срочные (выполняются в первые дни) – не могут быть отложены, так как болезнь может прогрессировать и привести к необратимым последствиям (злокачественные опухоли, врождённые пороки сердца).

3. Экстренные (выполняются в первые 2 ч) – не допускают никакого промедления, так как оно может быть роковым (прободная язва, ущемлённая грыжа, острое кровотечение и т.д.).

Предоперационная подготовка – это система мероприятий, направленных на профилактику интра – и послеоперационных осложнений.

Подготовка больного к плановой операции заключается не только в проведении профилактических мероприятий, но и в коррекции деятельности изменённых органов с целью повышения их функциональных резервов и как следствие снижения риска операции.

Общие мероприятия проводятся всем больным независимо от характера операции и заболевания.

Специальные мероприятия проводятся в зависимости от характера болезни и от вида вмешательства.

Подготовка больного к плановой операции

После всестороннего обследования больного (данные врачебного осмотра, данные биохимических анализов крови, общего анализа крови и мочи, группы крови, резус-фактора, флюорографии, ЭКГ, необходимых диагностических тестов) ему проводятся:

Общие мероприятия

Психологическая подготовка больного: – беседа врача с больным перед операцией (убедить в необходимости операции, получить его письменное согласие, вселить надежду в благополучном исходе операции); – внимательное, доброе, ласковое отношение младшего и среднего медицинского персонала к больному.

Важную роль в предоперационном периоде играет борьба с бессонницей и болью (применяют снотворные, транквилизаторы, болеутоляющие, гипноз).

Накануне операции

1. Больному назначается диета (может быть лёгкий ужин или голод).

2. Вечером ему делают очистительную клизму.

3. Больной принимает гигиеническую ванну или душ.

4. Меняет нательное и постельное бельё.

5. Больного осматривает анестезиолог и назначает средства премедикации.

6. Больному делают премедикацию (снотворные, транквилизаторы).

7. Ему рекомендуют не применять макияж и снять лак с ногтей (при его наличии). Макияж и лак для ногтей не позволяют оценить истинный цвет кожи, что может затруднить оценку газообмена.

В день операции

1. Утром больному делают очистительную клизму.

2. Ему бреют операционное поле.

3. Снимают у него зубные протезы, линзы, протезы конечностей, слуховой аппарат, кольца, часы (отдают на хранение старшей медсестре).

4. Ему не дают пить и не кормят.

5. За 30 мин до операции предлагают помочиться.

6. Проводят премедикацию и объясняют, что он может почувствовать сонливость и сухость слизистых.

7. В полудрёмном состоянии больного бережно (где имеется подушка, одеяло и простынь) транспортируют на каталке в операционную (в сопровождении медсестры) и бережно перекладывают на операционный стол.

Подготовка больного к экстренной операции

При подготовке к экстренной операции больному в кратчайший срок на фоне лекарственной терапии проводят:

1. Минимум лабораторных исследований (общий анализ крови и мочи, группа крови и резус-фактор).

2. Частичную санитарную обработку (обтирание загрязнённых участков тела).

3. Больному снимают зубные протезы, кольца, часы.

4. Снимают весь макияж и лак с ногтей. Макияж не позволяет оценить истинный цвет кожи, что может затруднить оценку газообмена.

5. Откачивание содержимого желудка (если больной недавно принимал пищу и операция будет проводиться под наркозом).

6. Бритьё операционного поля.

7. Больному самому предлагают помочиться (в тяжёлом и бессознательном состоянии больному проводят катетеризацию мочевого пузыря).

8. Премедикацию.

9. Транспортировку больного в операционную в полудрёмном состоянии на каталке.

Специальные мероприятия по предоперационной подготовке больного состоят в проведении целого ряда мероприятий связанных с операцией на определённом органе.


Выводы

Медицинская сестра играет важную роль при лечении пациентов хирургического профиля, а именно:

1. В предоперационном периоде медицинская сестра выполняет действия, от которых во многом зависит дальнейшее лечение пациента.

2. В послеоперационный период медицинская сестра определяет план и стратегию, направленную на удовлетворение нужд пациента с учетом его хирургической патологии.

3. От действий медицинской сестры за весь период лечения в хирургическом стационаре зависит эффективность проведенной хирургической работы и во многом профессионализм хирургического вмешательства.

4. От того как сестринский персонал хирургического отделения выполняет свои обязанности зависит качество лечения и ухода за каждым пациентом.


Заключение

В заключение необходимо отметить, что ведущая роль в разработке основных положений, внедрении и мониторинге инновационной деятельности среднего медицинского персонала принадлежит руководителям сестринских служб во главе с главной медицинской сестрой ЛПУ. На основе изученного материала можно отметить, что медицинская сестра в хирургическом отделении играет наиважнейшую роль в лечении и уходе за пациентом.

Список использованной литературы

1. Журнал “Медсестра” №2 – 2006

2. Журнал “Медсестра” №6 – 2008

3. Журнал “Медицинская помощь” №3 – 2009

4. Журнал “Медицинская помощь” №4 – 2009

5. Архангельский Г.В. О Гиппократовом Сборнике. / Архангельский Г.В. М.: Клиническая медицина, 2007

6. Бунятян А.А. Справочник по анестезиологии и реанимации. Под редакцией профессора М. Медицина 2008

7. Внутренние болезни Елисеев, 2009

8. Вернявский М. Н Латинский язык и основы терминологии. / Чернявский М. Н учебник – М.: Медицина, 2004

9. Заблудовский П. Е История медицины. / Заблудовский П. Е Методическое пособие – М.: Медицина, 2008

10. Зильбер А.П. Дыхательная недостаточность М. Медицина., 2006

11. Карпов В.П. Гиппократ. Медицина. М., 2009

12. Малышева О.Л. Интенсивная терапия. Реанимация. Первая помощь: Учебное пособие. – М.: Медицина. – 2010.

13. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела М. Исток 2008

14. Садиков Н.Б. “Современный справочник медсестры”. М “Современный литератор” – 2007

[attention type=red]
15. Справочник медицинской сестры / Под ред. Задворной О.Л., Турьянова М.Х. – М.: ООО “Издательство Новая Волна”, 2001
[/attention]

16. Тинтиналл Дж, Р.Л. Кроум, Э. Руиз Неотложная медицинская помощь: Пер. с англ. – М.: Медицина, 2010.

17. Шапошников Р.О. Стандарты практической деятельности медсестры Том 1 и 2 С. – СПб., 2007.

Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 4863;

Источник: https://studopedia.net/9_2943_obyazannosti-meditsinskoy-sestri-v-hirurgicheskom-otdelenii.html

Специфика профессиональной роли медицинской сестры в хирургическом отделении

Роль медсестры в хирургии

Введение 2

1. Сестринское дело как профессия 5

1. 1. Определение сестринского дела 5

1. 2. Сестринский процесс 12

1. 3. Миссия и функции медицинской сестры 15

2. Специфика профессиональной роли медицинской сестры в хирургическом отделении 19

2. 1. Основная документация в работе медицинской сестры хирургического отделения 19

2. 2. Организация работы в операционном блоке 24

2. 3.  Уход за послеоперационными больными 31

Заключение 33

Список использованной литературы 34

Введение

Актуальность исследования. Работа в операционной это большой и чрезвычайно важный комплекс мероприятий, направленных на лечение пациента. Он неотъемлем от других компонентов лечебного процесса, при этом значительный объём работ выполняют операционный медицинские сестры. От уровня их квалификации во многом зависят жизнь и здоровье больных1.

Требования к профессиональной подготовке операционных сестёр постоянно возрастают.

Это связано с тем, что в последние годы появились новые и значительно усовершенствованы старые операционные технологии, совершенствуются и усложняются способы проведения операций.

 Появились новые направления в хирургии: эндоскопическая хирургия, 

трансплантация органов и тканей, пластическая хирургия, кардиохирургия и др.

Знания хирургической технологии отличают операционных медсестер от медицинских сестёр других специальностей. Большую часть своего рабочего времени они проводит в операционном зале, устройство, оборудование и правила поведения, в котором обусловливают специфику их профессиональной деятельности.

Сегодня операционные сестры должны участвовать и в подготовке к операции, и в её материально-техническом обеспечении, и в профилактике послеоперационных осложнений. Чётко понимать значение оперативных 
методов лечения, безукоризненно выполнять свои профессиональные обязанности.

Работа медицинских сестёр операционного блока отличается сложностью и тщательным исполнением технологических приёмов во время 
операции, внимательным отношением к дезинфекционным мероприятиям.

Приоритетным направлением современного здравоохранения является обеспечение населения высокотехнологической медицинской помощью. Достижением современной хирургической техники является применение микро – и эндохирургических приборов.

Комплект эндохирургического оборудования включает в себя эндовидеосистему и набор специальных хирургических аппаратов и инструментов.

Операционные медсестры хорошо разбираются в устройстве оборудования, начиная с правил включения видео-системы и заканчивая совпадением номеров на деталях инструментов.

Таким образом, выполнение современных высокотехнологичных операций диктует необходимость высококвалифицированных действий бригады, в которой медицинская сестра играет очень важную роль,  является неотьемлемым помощником хирурга, обеспечивает безопасность и комфортность сложного многопланового вмешательства, несёт огромную ответственность за сохранность и исправность дорогостоящей медицинской аппаратуры2.

Хотелось бы подчеркнуть, что работа операционной сестры операционного блока (не умаляя другие области сестринской практики!) работа особая, необычная, очень трудная в теоретических, практических и психологических аспектах, резко отличающихся от всех других профессий. И к 
выполнению этой жизненно важной работы операционный блок больницы должен подходить ответственно и высокопрофессионально.

Предмет исследования. Сестринское дело в хирургии.

Объект исследования. Сестринское дело.

Цель исследования.

– рассмотреть специфику работы медицинской сестры в отделении хирургии.

Задачи исследования.

  1. Определение сестринского дела.
  2. Сестринский процесс.
  3. Миссия и функции медицинской сестры.
  4. Основная документация в работе медицинской сестры хирургического отделения.
  5. Организация работы в операционном блоке.
  6. Уход за послеоперационными больными.

Обзор литературы. В настоящем исследовании мы использовали работы таких авторов как Барыкина Н. В., Чернова О. В., Елисеев Ю. Ю. и др.

1. 1. Определение сестринского дела

Существует множество определений сестринского дела, на формулировку которых повлияли различные факторы, включая особенности исторической эпохи, уровень социально-экономического развития общества, географическое положение страны, уровень развития системы здравоохранения, особенности обязанностей сестринского персонала, отношение медицинского персонала и общества к сестринскому делу, особенности национальной культуры, демографические ситуации, потребности населения в медицинской помощи, а также представления и личное мировоззрение человека, дающего определение сестринской науке. Но несмотря на перечисленные факторы, 
сестринское дело должно соответствовать современным профессиональным стандартам и иметь законодательную основу.

На Конгрессе специалистов сестринского дела Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), прошедшем в 1944 г.

в Ганновере, было дано следующее определение: сестринское дело — это искусство и наука; оно целиком охватывает тело, разум и духовную сферу пациента, поддерживает духовное, умственное и физическое здоровье посредством обучения и примера, акцентирует внимание на сохранении здоровья, а также на оказании помощи 
больным, включает в себя заботу о социальной и духовной сфере пациента так же, как и о физической, и осуществляет медицинское обслуживание семьи, общества и индивида.

Одно из «нестареющих» определений сестринского дела, получившее позже международное признание, дала в 1961 г. американская медицинская сестра В. Хендерсон, выдающийся преподаватель, просветитель, исследователь и лектор.

Она писала, что уникальная функция медицинской сестры заключается в оказании помощи человеку, бальному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению 
или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей.

И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость.

Первое определение сестринского дела дала легендарная Ф. Найтингейл в «Записках об уходе*, изданных в 1859 г., определив его как действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению.

При этом задача заключалась в создании для больного таких условий, при которых природа оказала бы свое целительное воздействие. Ф. Найтингейл считала, что уход за больными и здоровыми — это две важные сферы сестринского дела.

При этом уход за здоровыми — это поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает, а уход за больными — это помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение. Путем наблюдения и сбора информации о бальном Ф.

Найтингейл устанавливала связь между состоянием здоровья пациента и факторами окружающей среды. Разработанная Ф.

Найтингейл концепция окружающей среды как основного компонента сестринского ухода, а также призывы избавить медицинских сестер от необходимости все знать о том, как протекает болезнь, можно рассматривать как попытку провести различия между сестринским делом и врачебной практикой.

Она первая отметила, что сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний, организации, практической и научной подготовки. Теории Ф. Найтингейл 
позволили многим медицинским сестрам понять суть сестринского дела и использовать основные принципы на практике, в исследованиях и профессиональной подготовке. Ее идеи, взгляды, убеждения, получили широкое признание и распространение во многих странах мира. Современные исследователи рассматривают работы Ф. Найтингейл в качестве первой теории концептуальной модели сестринского дела3.

В 1907 г. в США впервые в мире медицинская сестра Колумбийского университета А. Нуттинг получила ученое звание профессора сестринского дела. Именно с этого события при активном участии кафедр университета начался новый период развития и научного обоснования сестринского дела. В своей работе А.

Нуттинг отмечала, что сестринское дело связано с избавлением от страданий, уходом за больными и защитой здоровья людей. У большинства людей нет возможности получать лечение в больнице, поэтому им необходимо обеспечить помощь на дому.

И каждой медицинской сестре нужно помнить, что не существует двух абсолютно одинаковых пациентов или абсолютно одинаковых потребностей у разных пациентов. Следовательно, не может быть и одинакового ухода за двумя разными людьми.

Постепенно сестринская практика трансформировалась в самостоятельную профессиональную деятельность, базирующуюся на теоретических знаниях, практическом опыте, научных суждениях и клиническом мышлении.

Сестринское дело не конкурировало с врачебной деятельностью, оно преимущественно занимало те ниши, которые не представляли области интересов врачей, но требовали профессионального сестринского участия.

К ним, в первую очередь, относились дома сестринского ухода, где велось наблюдение и осуществлялся уход за стариками, больными с хроническими заболеваниями и инвалидами. Медицинские сестры взяли на себя ответственность за предоставление этой категории пациентов необходимого уровня помощи и поддержание оптимального качества их жизни и благополучия.

Организация домов и отделений сестринского ухода, а также помощь на дому и создание служб консультативной помощи матерям и детям из числа малоимущих слоев населения обеспечили большую доступность медицинской помощи для населения, чем и заслужили признание со стороны правительственных кругов и общественности.

По мнению Д. Орэм, сестринское дело — это забота о другом ради его блага.

Однако что в нем особенного по сравнению с врачебной деятельностью, которая также согласуется с принципами благорасположенности к больному? Врач стремится принести пользу больному путем активного воздействия на его болезнь.

Эти воздействия чаще всего заключаются в назначении лечебных средств или ограничиваются во времени определенной технологией, процедурами и т. п.

В промежутках между этими эпизодами 
или после них у пациента может возникнуть ощущение неблагополучия, дискомфорта, но врач этими проблемами, как правило, не занимается. В связи с тем, что проблемы пациента возникают независимо от того, какой характер носит его заболевание (хирургическое, терапевтическое, онкологическое и т.д.), возникают специализации сестринского дела в хирургии, педиатрии, реабилитации, геронтологии и т. п.

По мере изменения роли медицинской сестры ведущие специалисты в этой области стремились закрепить статус сестринского дела как профессии. В 1945 г. группа экспертов разработала критерии ухода за больными, используя критерии Д. Флекснера для определения профессии, подготовленные комиссией по стандартизации в медицинских учебных заведениях в 1915 г.

Эти критерии включали не только применение специальных знаний, приобретенных в учебных заведениях, но и автономность в выработке политики и контроля профессиональной деятельности.

Американская ассоциация медицинских сестер занималась вопросами становления сестринского дела как профессии, разрабатывая и уточняя политику, стандарты и нормы, регулирующие профессиональную деятельность. В «Кодексе медсестер» (1950, 1976 и 1985 гг.) представлены нормы профессиональной этики. В работе «Уход за 
больными» изложена социальная политика (1981 и 1995 гг.

), определяются социальный контекст ухода за больными, характер и рамки этой деятельности, а также практическая специализация. В «Стандартах ухода за больными» (1973 и 1991 гг.) описаны функции, которые должна выполнять медицинская сестра.

В 1960-е гг. Сестринская школа Йельского университета выдвинула новое толкование сестринского дела. Предлагалось рассматривать сестринское дело как процесс, а не конечный результат, как взаимодействие, а не содержание, как взаимоотношения между двумя конкретными индивидами, а не связи между абстрактными медицинской сестрой и пациентом.

В основу процесса был положен системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента. Тогда же Комитет экспертов ВОЗ определил сестринское дело как практику человеческих взаимоотношений.

Медицинская сестра согласно этому определению должна уметь распознать потребности больных, возникающие в связи с болезнью, рассматривая больных как индивидуальные личности.

В России до недавнего времени не предпринималось попыток дать четкое определение сестринского дела.

Традиционно сформировавшееся в прошлом представление о медицинской сестре лишь как о вспомогательном техническом помощнике врача, работающем по его указаниям и под его наблюдением, не претерпело значительных изменений, что привело к значительному отставанию сферы сестринской деятельности общественного здравоохранения от уровня развития науки, современных медицинских технологий и негативно сказалось на качестве сестринской помощи населению, статусе медицинской сестры и престиже профессии.

Понятие «сестринское дело» сравнительно недавно вошло в профессиональный язык российских медиков. Впервые это понятие было официально введено в 1988 г.

В номенклатуре образования специальностей в сфере здравоохранения место специальности «Медицинская сестра» заняла специальность «Сестринское дело».

В связи с этим в базовую подготовку медицинских сестер вошла новая учебная дисциплина «Основы сестринского дела».

Источник: https://student.zoomru.ru/med/specifika-professionalnoj-roli-medicinskoj-sestry/262894.2369826.s1.html

Особености работы медсестры хирургического отделения

Роль медсестры в хирургии

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Глава 1. Особенности сестринского ухода
  • 1.1 Сестринский процесс в хирургии
  • Глава 2. Особенности работы сестринского персонала в хирургическом отделении
  • 2.1 Организация хирургической помощи
  • 2.2 Организация работы хирургического отделения
  • 2.3 Организация работы хирургического отделения поликлиники
  • Функциональные обязанности медицинской сестры хирургического отделения поликлиники
  • 2.4 Обязанности медицинской сестры в хирургическом отделении
  • 2.4.1 Обязанности палатной медсестры хирургического отделения
  • 2.4.2 Обязанности перевязочной медсестры
  • 2.5 Подготовка больных к хирургическим операциям
  • Выводы
  • Заключение
  • Список использованной литературы

fВведение

медсестра хирургическое отделение операция

· обследование пациента для выявления факторов способных повлиять на течение операции;

· психологическая и физиологическая подготовка пациента.

1этапСП. (сбор информации о пациенте – сестринское обследование)

Входесбораинформациимедицинскаясестра:

1. определяет ожидание пациента от хирургического лечения;

2. знакомит пациента с ходом предстоящего лечебного процесса, для того, чтобы получить согласие;

3. формирует у пациента адекватную самооценку своего состояния;

4. вступает в контакт с другими коллегами, осуществляющими сестринский процесс на госпитальном этапе;

5. устанавливает и выясняет отношение семьи к болезни пациента.

Физикальноеобследование (объективное) преследует2цели:

1. определение объективного статуса у пациента;

2. сбор базы данных для сравнения послеоперационного и операционного периода.

Приобследованиихирургическогопациентаследуетобратитьвниманиена:

1. показатели гемодинамики (пульс, АД), т.к. будут применяться анестетики;

2. данные ЭКГ и других методов исследования;

3. определить показатели свертываемости крови, групповой и резус принадлежности;

4. термометрию;

5. оценку дыхания;

6. оценку периферического пульса, периферической и центральной венозной системы;

7. исследование неврологического статуса (сознание, ориентация, память, парезы, параличи), при предполагаемой спинно-мозговой анестезии тщательное исследование моторной и чувствительной функции конечностей;

8. обследование слизистой оболочки рта и состояния зубов;

9. форму, размер, симметрию живота, перистальтику (для оценки развития пареза кишечника);

10. исследование мочевыделительной способности;

11. исследование кожных покровов (цвет, тургор, влажность);

12. оценку веса, для дозировки применяемых медикаментов.

Психологическоеобследование.

Психоэмоциональный статус пациента очень важен для успеха хирургического лечения. Депрессия, гнев или замкнутость имеют неблагоприятное значения в плане прогноза. А хорошее настроение является важным критерием успешного хирургического лечения.

Наиболеечастовстречающиесяпроблемы:

· боязнь умереть во время операции;

· боязнь потерять контроль над операцией;

· боязнь неэффективной анестезии;

· боязнь потерять контроль над своими поступками и высказываниями;

· незнание исхода хирургического вмешательства;

· тревога по поводу ожидаемой и существующей боли;

· боязнь осложнений вследствие некачественно выполненного оперативного вмешательства.

Профессиональныйанамнез.

1. наличие профессиональных вредностей может потребовать изменений проведения сестринского процесса;

2. в послеоперационном периоде наличие физических ограничений может повлечь необходимые изменения в профессиональной деятельности;

Вредныепривычки.

Курение является важным фактором риска для развития послеоперационных осложнений со стороны дыхательной системы (риск развития пневмонии), а злоупотребление алкоголем приводит к извращенной реакции организма на введение анестетиков и анальгетиков.

Информированиепациентаобоперации.

Объяснение хода предстоящей операции должно проводится на доступном пациенту языке, без использования специальных терминов. После объяснения нужно спросить как понял пациент, т.е. попросить его описать своими словами. Это необходимо в послеоперационном периоде при обучении пациента.

Необходимо выяснить у пациента предыдущие заболевания, прошлые хирургические заболевания, т.к. тревога вследствие негативного опыта может потребовать дополнительной поддержки.

Пониманиепациентомиегоблизкимисущностиоперативноговмешательства.

Пациент и его семья должны понимать необходимость оперативного вмешательства.

Конечнымрезультатом1этапасестринскогопроцесса является документирование полученной информации и создание базы данных о пациенте. Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определенной форме.

Цельсестринскойисторииболезни – это контроль деятельности медицинской сестры, анализ качества оказания сестринской помощи.

2этапСП – это установление нарушенных потребностей и формулирование проблем пациента.

Проблемыпациентанастоящие (существующие) ипотенциальные (будущие).

Так как у пациента несколько проблем медицинская сестра рассматривает их с учетом приоритетов.

Приоритетыклассифицируются:

1. первичные – это те проблемы, которые оказывают непосредственное влияние на состояние пациента;

2. промежуточные – это проблемы, не связанные с опасными ситуациями для жизни;

3. вторичные – это проблемы, не имеющие отношения к заболеванию.

На основании приоритетных проблем медицинская сестра формулирует сестринскийдиагноз. До недавнего времени термин “диагноз” относился исключительно к профессии врача.

Медицинский (врачебный) диагноз – это определение состояния заболевания, основанное на специальной оценке анамнеза, симптомов, лабораторных исследований.

Сестринскийдиагноз – это формулировка действительной и потенциальной реакции пациента на заболевание (проблемы с состоянием здоровья), которую медицинская сестра компетентна решить.

В хирургической практике встречаются те же проблемы, что и в других областях медицины, но доминирующие проблемы связаны с тяжелым соматическим состоянием и психологические проблемы.

3этапСП. (планирование сестринской помощи).

Иногда этот этап носит название – определение целей сестринского вмешательства.

Припостановкецелеймедицинскаясестрадолжнаучитыватьследующиетребования:

· цели должны быть реальными и достижимыми;

· иметь конкретные сроки их достижения (краткосрочные – не более 1 недели и долгосрочные – несколько недель, месяцев, лет);

· находиться в пределах сестринской компетенции;

· содержать только положительный результат.

Планирование ухода обеспечивается преемственностью работы между медицинскими работниками, что особенно важно в предоперационном, операционном и послеоперационном периоде. План должен обязательно включать участие пациента и его семьи в процессе ухода.

4этапСП. (реализация плана сестринских вмешательств).

Цельэтапа – обеспечить соответствующий уход за пациентом, обучить пациента и членов его семьи. Для этого проводятся независимые, зависимые и взаимозависимые сестринские вмешательства.

Независимые сестринские вмешательства – действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, без прямого требования со стороны врача или указания другого специалиста.

Взаимозависимые сестринские вмешательства – действия, осуществляемые в сотрудничестве с врачом или другими специалистами в области здравоохранения, где знания и умения медсестры также ценны, как их знания и умения.

Зависимые сестринские вмешательства – действия, осуществляемые сестрой на основании письменного предписания врача или под его наблюдением.

Проводя 4 этап медицинская сестра осуществляет динамический контроль за реакцией пациента и обязательно фиксирует все полученные данные.

Ведение пациента в хирургической практике производится разными сестрами (операционного блока, отделения реанимации, хирургического отделения), поэтому важную роль играет координирование их работы.

5этапСП. (оценка эффективности предоставленной помощи).

Цельэтапа – определение реакции пациента (семьи) на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, подведение итогов.

Оценкаэффективностисестринскогопроцессапозволяет:

· определить достигнуты ли поставленные цели;

· оценить эффективность сестринского вмешательства при решении конкретной проблемы;

· дать информацию для переоценки проблем пациента и нового планирования ухода.

fГлава 2. Особенности работы сестринского персонала в хирургическом отделении

1. Журнал “Медсестра” №2 – 2006

2. Журнал “Медсестра” №6 – 2008

3. Журнал “Медицинская помощь” №3 – 2009

4. Журнал “Медицинская помощь” №4 – 2009

5. Архангельский Г.В. О Гиппократовом Сборнике. / Архангельский Г.В. М.: Клиническая медицина, 2007

6. Бунятян А.А. Справочник по анестезиологии и реанимации. Под редакцией профессора М. Медицина 2008

7. Внутренние болезни Елисеев, 2009

8. Вернявский М. Н Латинский язык и основы терминологии. / Чернявский М. Н учебник – М.: Медицина, 2004

9. Заблудовский П. Е История медицины. / Заблудовский П. Е Методическое пособие – М.: Медицина, 2008

10. Зильбер А.П. Дыхательная недостаточность М. Медицина., 2006

11. Карпов В.П. Гиппократ. Медицина. М., 2009

12. Малышева О.Л. Интенсивная терапия. Реанимация. Первая помощь: Учебное пособие. – М.: Медицина. – 2010.

13. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела М. Исток 2008

14. Садиков Н.Б. “Современный справочник медсестры”. М “Современный литератор” – 2007

[attention type=red]
15. Справочник медицинской сестры / Под ред. Задворной О.Л., Турьянова М.Х. – М.: ООО “Издательство Новая Волна”, 2001
[/attention]

16. Тинтиналл Дж, Р.Л. Кроум, Э. Руиз Неотложная медицинская помощь: Пер. с англ. – М.: Медицина, 2010.

17. Шапошников Р.О. Стандарты практической деятельности медсестры Том 1 и 2 С. – СПб., 2007

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/medicine/00554087_0.html

Роль медицинской сестры в оказании хирургической помощи

Роль медсестры в хирургии

Во многих случаях результат хирургического лечения зависит от своевременно и правильно оказанной первой помощи, которую чаще осуществляет средний медицинский персонал.

Участие медицинской сестры в лечении хирургического пациента не менее важно, чем участие хирурга, так как конечный результат операции зависит от тщательной подготовки пациента к операции, пунктуального выполнения назначений врача и грамотного ухода за пациентом в послеоперационный период и в период реабилитации.

Характер деятельности медицинской сестры зависит от того, в каком медицинском подразделении она работает. Современная медицинская сестра — это не просто помощник врача. Ее профессионализм, организация и практическое осуществление своих обязанностей по обслуживанию пациентов согласно требованиямсестринского процесса проявляются в квалифицированной помощи пациенту хирургического отделения.

Уровень развития хирургии в настоящее время требует подготовки медицинской сестры, обладающей профессиональными сестринскими знаниями о реакции организма на травму, в том числе операционную, о жизненноважных потребностях пациента и способах их удовлетворения, о возникающих при этом проблемах, профилактике инфекций, в полной мере владеющей навыками по уходу за пациентом, по общению с ним и его родственниками.

Обследование пациента.

1 Паспортные данные: ФИО, возраст, пол, место проживания, профессия.

2 Субъективное обследование. Обследование называется субъективным потому что проверить истинность предоставляемой пациентом информации не всегда можно проверить. Реализуется субъективное обследование через РАССПРОС.

А) Сбор жалоб. Сбор жалоб бывает пассивный и активный.

– пассивный: последовательно задаются два вопроса на которые мы ждём самостоятельного ответа пациента. Первый: «На что вы жалуетесь?» После того как пациент ответил, задаем второй вопрос: «Что вас ещё беспокоит?» На этом этапе важно быть внимательным и терпеливым.

– активный: тщательным образом уточняются сведенья по каждому названному пациентом симптому.

Пример: практически более 90% заболеваний проявляются болью. Медсестра выясняет

– локализация

– иррадиация

– характер боли (колющая, режущая, жгучая, дёргающая)

– интенсивность (Острая, тупая, невыносимая)

– динамика боли во времени (постоянная, периодическая, приступообразная)

– причина вызывающая боль (движение, приём пищи, дыхание, нервное состояние)

– сопутствующие боли симптомы (тошнота, головокружение)

После этого еще необходимо дополнительно выяснить следующие сведенья:

– характер сна пациента

– аппетит

– физиологические отправления

Б) История настоящего заболевания. Тщательным образом собирается информация, касающаяся настоящего заболевания. Выясняются следующие данные:

– время начала заболевания (когда появились первые симптомы?)

– с чего началось заболевание (какие симптомы были первыми?)

– причина с которой пациент связывает начало заболевания

– как менялось состояние пациента с течением времени (какие симптомы появились потом? Как менялось общее состояние, работоспособность?)

– обращался ли пациент за медицинской помощью (если, да, то куда, когда, какие есть медицинские документы?)

– занимался ли пациент самолечением (какие лекарственные препараты применял с каким эффектом?)

– что послужило непосредственной причиной к настоящему обращению.

В) История жизни

У больного выясняют все особенности жизни, имеющие хоть какое-то значение для постановки диагноза и лечения больного. Схе­матично основные разделы anamnesisvitaeможно представить следую­щим образом.

1 Указываются краткие биографические сведения:

– место рождения с описанием изменения климатических факто­ров в течение жизни,

– образование с указанием особенностей физического и умственно­го развития.

2 Уточняется профессиональный анамнез:

– с какого возраста работает,

– основная профессия и ее изменения,

– условия работы,

– характеристика рабочего помещения (освещение, особенности воздуха),

– продолжительность рабочего дня,

– наличие неблагоприятных профессиональных факторов (физи­ческих, химических, вынужденного положения во время работы, чрезмерного умственного или физического напряжения).

3 Бытовой анамнез

– условия жизни (жилищные условия, гигиенический режим, осо­бенности отдыха)

– режим питания.

4 Вредные привычки

– характер злоупотребления (табак, алкоголь, наркотики),

– с какого возраста и как часто.

5 Перенесенные заболевания и травмы

– перенесенные хирургические вмешательства с указанием даты (года) их выполнения и особенностей течения послеоперационного периода,

– серьезные травмы, в том числе и нервно-психические,

– перенесенные тяжелые заболевания (инфаркт миокарда, наруше­ние мозгового кровообращения, пневмония и пр.),

– сопутствующие хронические заболевания (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, сахарный диабет и пр.), особен­ности их течения, характер применяемой терапии.

6 Эпидемиологический анамнез (эпиданамнез)

– четко указывается наличие или отсутствие в прошлом следующих инфекционных заболеваний: гепатит, туберкулез, малярия, ве­нерические болезни,

– гемотрансфузии, инъекции, инвазивные методы лечения, выез­ды за пределы постоянного места жительства и контакт с инфек­ционными больными за последние 6 месяцев.

7 Гинекологический анамнез (для женщин)

– начало менструаций, их характер, дата начала последних менст­руаций (для выбора времени выполнения планового оперативно­го вмешательства, производить которое на фоне менструации не­желательно из-за нарушений свертывающей системы в этот период),

– число беременностей, родов, абортов,

– при наличии климакса — его проявления.

8 Аллергологический анамнез

– непереносимость лекарственных препаратов,

– бытовая и пищевая аллергия,

– характер протекания аллергических реакций (сыпь, лихорадка, бронхоспазм, анафилактический шок и пр.).

9 Наследственность

– здоровье прямых родственников (родители, дети, братья, сестры),

– причина смерти прямых родственников,

– при наличии наследственной предрасположенности в отношении основного заболевания указать, страдают ли им прямые родствен­ники.

Источник: https://poisk-ru.ru/s23664t8.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.