Роль участковой медицинской сестры

Особенности деятельности участковой медицинской сестры при работе со взрослым населением

Роль участковой медицинской сестры

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Краснодарский краевой базовый медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

Цикловая комиссия «Сестринское дело»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: «ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ РАБОТЕ СО ВЗРОСЛЫМ НАСЕЛЕНИЕМ»

студентки Шафоростова Юлия Андреевна

специальность «Сестринское дело» группа Г – 41

Руководитель дипломной работы И.О. Панина преподаватель

Рецензент Н.Н.Барышникова, главная медицинская сестра муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 3» г. Краснодара.

Краснодар 2015

fСодержание

Аннотация

Введение

Глава 1. Основные направления деятельности участковой медицинской сестры

1.1 Организационная деятельность участковой медсестры

1.2 Лечебно-диагностический вид деятельности участковой медсестры

1.2.1 Проведение диспансеризации

1.2.2.Критерии диспансеризации

1.2.3Медицинский осмотр

1.3 Противоэпидемический вид деятельности медицинской сестры

Выводы по главе 1

Глава 2. Исследование деятельности участковой медицинской сестры

2.1 Особенности сестринского процесса в условиях поликлиники

2.1.1 Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой

2.1.2 Обучение пациентов приемам самопомощи

2.1.2.1 Обучение измерению артериального давления

2.1.2.2 Оказание доврачебной помощи при обмороке

2.2 Анализ контроля качества работы медицинской сестры поликлиники

2.2.1 Анализ результатов анкетирования пациентов

2.3 Пропаганда санитарно-гигиенических знаний и принципов здорового образа жизни

2.3.1 «Школа здоровья»

2.3.2 Беседа для подростков о вреде курения

2.4 Рекомендации пациентам по профилактики заболеваний и ведении здорового образа жизни

Выводы по главе 2

Общий вывод

Заключение

Список литературы

Приложение

fАннотация

Дипломная работа изложена на 62 страницах машинописного текста, иллюстрирована 4 таблицами, 3 анкеты и приложений 7 страницах. Список литературы состоит из 36 источников

Дипломная работа в структурном отношении состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и содержит приложение.

Во введении обосновывается актуальность темы дипломной работы, формируются цель и задачи исследования.

В первой главе рассматривается основные направления деятельности участковой медицинской сестры.

Во второй главе представлены особенности сестринского процесса в условиях поликлиники.

В выводах и заключении подведены итоги медицинской сестры со взрослым населением

участковый медсестра поликлиника доврачебный

fВведение

Актуальность темы.

Качество жизни населения в целом и каждого человека в частности в первую очередь определяется состоянием здоровья, зависящим от очень многих факторов: наследственности, экологии внешней среды, образа жизни, материальных возможностей, объема и содержания доступной медицинской помощи.

Повышение качества медицинской помощи способно привести к повышению качества жизни населения в целом, как пациентов, так и медицинского персонала.

Огромная роль в реализации мероприятий по оздоровлению нации принадлежит медицинским сестрам, образование и опыт которых, позволяет оказывать высококачественные сестринские услуги.

Основной задачей медицинских работников является формирование культуры здорового образа жизни населения, а также профилактики заболеваний.

Поэтому, от того как будет организованна работа медицинской сестры на участке будет зависеть жизнь пациентов.

Основной задачей медицинских работников является формирование культуры здорового образа жизни населения, а также профилактики заболеваний.

Поэтому, от того как будет организованна работа медицинской сестры на участке будет зависеть жизнь пациентов.

Важная роль отводится системе здравоохранения, которая использует диспансерный метод, синтезирующий профилактику и лечение, направленный на выявление заболеваний в наиболее ранних стадиях и их предупреждение путем систематического медицинского наблюдения за здоровьем населения.

Во введении обосновывается актуальность темы дипломной работы, формируются цель и задачи исследования. В первой главе дан критический анализ литературных данных о теоретических основах участка.

Во второй главе исследована роль медицинской сестры в организации сестринской помощи взрослому населению .

Имеются общие выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу.

В структурном отношении дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В заключении приводятся итоги исследования, практические рекомендации по профилактике заболеваний и уходу за пациентами.

В приложении представлены результаты исследования, сравнительные таблицы, графики.

Область исследования: медицинское обслуживание взрослого населения.

Объект исследования: деятельность участковой медсестры при работе со взрослым населением.

Предмет исследования: амбулаторные карты, результатыанкетирования, этапы сестринского процесса со взрослым населением, статистические данные.

Целью исследования: исследование особенностей деятельности участковой медсестры при работе со взрослым населением.

Задачи исследования:

1.Выполнить анализ литературы по теме исследования.

2.Проанализировать виды деятельности участковой медсестры при работе со взрослым населением.

3.Разработать анкету по определению качества обслуживания населения медицинской сестрой.

4.Провести анкетирование, выполнить анализ анкетирования

5.Анализ контроля качества работы медицинской сестры.

6.Разработать рекомендации для медицинской сестры по повышению эффективности пропаганды здорового образа жизни среди населения.

Гипотеза:исследование различных аспектов деятельностиучастковой медицинской сестры со взрослым населением способствует формированию культуры здорового образа жизни населения, а также профилактики заболеваний.

Методыисследования:

-научно-теоретический анализ медицинской литературы по данной теме.

-социалогический( анкетирование).

-организационный (сравнительный, комплексный) метод.

– статистический (вычисление процентных соотношений).

Практическая значимость: Подробное раскрытие материала по данной теме позволит повысить качество сестринской помощи при работе со взрослым населением. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе колледжа при изучении студентами специальности «Сестринское дело» ПМ.01. « Проведение профилактических мероприятий».

МДК 01.03 «Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП)».

Структура дипломнойработы:состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

fГлава 1. Основныенаправлениядеятельностиучастковой медицинской сестры

роль в проведении диспансеризации населения принадлежит амбулаторно-поликлиническим учреждениям.

Важное значение имеет оценка эффективности диспансеризации , которая должна осуществляться как в отношении каждого пациента на основе изучения динамики его состояния, результатов исследований, сведений о частоте обострений, наличии случаев утраты трудоспособности и других, так и в отношении диспансерных контингентов в целом, прежде всего с учетом изменения группы диспансерного наблюдения, а также по показателям заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидизации, смертности.

1.1 Организационная деятельность участковой медсестры

1.Два раза в год на обслуживаемой территории медсестра проводят перепись населения, для этого делаю подворные обходы и после сверки данных заполняю журнал переписи участка.

Работу на участке осуществляют согласно Приказа № 490 «Об организации деятельности медицинской сестры участковой» от 21.06.2006. , а также вышеуказанным законодательным и нормативными документами РФ.

В своей работе подчиняются распоряжениям и указаниям вышестоящих органов и должностных лиц: приказам главного врача поликлиники, распоряжениям заведующего, главной и старшей медсестры, участкового врача-терапевта.

1. В своей работе используют инновационные технологии.

2. Ежемесячно составляют план работы совместно с врачом. 3. Аккуратно ведут документацию:

а) Тетрадь учета работы на дому Ф-116;

б) Дневник учета работы медицинской сестры участковой Ф-039;

в) Журнал учета санитарно-просветительской работы Ф-038;

г) Журнал учета процедур Ф-029;

д) Контрольную карту диспансерного больного Ф-030;

е) Карту профилактических прививок Ф-063.

4.Слежу за правильным и эстетическим оформлением документации участка (Ф-112, Ф-113, Ф-063, Ф-030).

5.Веду учет движения пациентов на участке.

6.Подготавливают перед началом врачебного приема медицинские амбулаторные карты больных, результаты анализов и диагностических исследований.

Следят за своевременным получением результатов лабораторных и других исследований и подклеиваю их в амбулаторные карты, обеспечиваю врача необходимым количеством справок, бланков рецептов, направлениями на госпитализацию и другими необходимыми документами, согласно учетной форме.

7.Подготавливают кабинет к приему: проветриваю кабинет, меняют дезинфицирующие растворы и обрабатывают кабинет.

8.По указанию врача медсестры измеряют больным артериальное давление, провожу термометрию и другие медицинские манипуляции;

9.Регулируют прием больных в зависимости от очередности и состояния больного;

10.

Заполняют статистические талоны, карты экстренного извещения, бланки направлений на лечебно-диагностические исследования, вношу в медицинскую карту данные флюорографического и других исследований, помогаю заполнять посыльные листы на МСЭ , санаторно-курортные карты, выписки из медицинских карт и другое, при соответствующих условиях под диктовку врача пишу рецепты и заполняю соответствующие графы листка нетрудоспособности, медицинские карты амбулаторного больного

11.Оказывают лечебную помощь населению, выполняют назначения врача как в поликлинике, так и на дому;

12.Составляют годовой план по профилактическим прививкам и проводят иммунизацию населения.

13.Проводят диспансерное наблюдение больных имеющих право на получение набора социальных услуг (один раз в квартал).

14.При проведении патронажа на дому ведут «Листы сестринской оценки состояния пациента – инвалида».

15.При необходимости медсестры выполняют работу на другом участке (на период болезни, отпуска).

1.2 Лечебно-диагностический вид деятельности участковой медсестры

Организационный вид деятельности участковой медицинской сестры включает:

-подготовку амбулаторного приема врача-терапевта участкового (подготовка рабочего места, приборов, инструментария,

-индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков рецептов, своевременное получение результатов лабораторных и других исследований и расклейка их по картам.);

-заполнение под контролем врача статистических талонов, карт экстренного извещения, бланков направлений на лечебно-диагностические исследования, внесение в индивидуальную карту амбулаторного больного данные флюорографического и других исследований;

– помощь в заполнении посыльных листов на МСЭК, санаторно-курортных карт, выписок из индивидуальных карт амбулаторного больного;

– при соответствующих условиях под диктовку врача выписывание рецептов и заполнение граф листков нетрудоспособности, индивидуальной карты амбулаторного больного;

– выдачу очередных талонов для повторных посещений;

комплектование необходимыми инструментами и медикаментами сумки врача-терапевта участкового для оказания медицинской помощи на дому;

– заполнение под контролем и руководством врача контрольной карты диспансерного наблюдения на вновь выявленных больных, приглашение диспансерных больных на прием к врачу;

– подготовку предварительных материалов для составления отчета по диспансеризации населения участка.

Лечебно-диагностический вид деятельности участковой медицинской сестры включает:

– по указанию врача-терапевта участкового измерение пациентам артериального давления, проведение термометрии и других медицинских манипуляций;

-объяснение пациентам способов и порядка подготовки к лабораторным, инструментальным и аппаратным исследованиям;

выполнение медицинских манипуляций и забор материала для бактериологических исследований в соответствии с назначением врача с последующим информированием его о выполнении диагностических и лечебных процедур, а также обо всех случаях нарушения режима пациентами, невыполнения противоэпидемических требований инфекционными больными, оставляемыми для лечения на дому;

– оказание неотложной доврачебной помощи.

Основные виды деятельности медицинской сестры за последнее десятилетие изменились незначительно, однако профилактическому направлению с 90-х годов уделялось недостаточно внимания, что было связано с возможностью необязательного исполнения приложения 9 приказа от 30.05.1986 № 770 “О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения” и введением страховой медицины, где оценка и оплата работы проводились по качеству оказания медицинской услуги при заболевании.

Источник: https://revolution.allbest.ru/medicine/00606383_0.html

Особенности работы участковой мед. сестры в поликлинике

Роль участковой медицинской сестры

[8, с. 40]

Под профессиональным общением медсестры понимается процесс установления и развития контактов между медсестрой и субъектами общения (клиенты, пациенты, их родственники, коллеги, студенты и т. д.

), порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя передачу информации, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнерами друг друга.

Выделяют коммуникативное, интерактивное, перцептивное общение.

Медсестра всегда производит на больного впечатление, которое и становится основой дальнейшего взаимодействия. Медсестра, которая считает, что ей психотерапия не нужна, все равно воздействует на психику своих пациентов, только это воздействие с отрицательным знаком: оно вредит и больному, и медсестре. [4, с. 72−74]

Одним из основных лекарств, которым пользуются в ежедневной лечебной практике, является сам медработник. Другими словами, важны не только коробочка с таблетками или внутривенная инъекция, но и те слова, мимика, жесты, атмосфера в целом, в которой происходит действо.

Добросовестная медсестра всю жизнь совершенствуется в манипуляционных навыках, заканчивает не одни курсы повышения квалификации, но гораздо меньше внимания уделяет владению таким могущественным орудием, как слово, которое постоянно находится в ее руках.

Таким образом, специфика профессионального труда медсестры, обеспечивающей сестринскую помощь, состоит в том, что:

1) труд ориентирован на больного человека, чрезвычайная сложность которого определяется особенностями функционирования его физиологических систем в период заболевания, а также нарушением социальных связей. В отличие от здорового человека, личность больного изменяется и дополняется теми особенностями, которые привносит в нее болезнь;

2) характер поведения медсестры может влиять на течение болезни и состояние больного, тем самым ее профессиональное общение примыкает к таким факторам профессиональной деятельности, влияющим на пациента, как санитарно-противоэпидемический режим, лечебные и диагностические процедуры;

3) отсутствие у медсестры знаний, умений и навыков профессионального общения делает ее абсолютно профессионально непригодной. [12, с. 121]

В нашей стране медсестре-руководителю, медсестре-менеджеру приходится действовать в сложных условиях нестабильности, дефицита ресурсов и ограниченных возможностей персонала. Очевидно, что для успешного выполнения этих ролей медсестре недостаточно только знаний по уходу за пациентами.

Профессор менеджмента Макгильского университета в Монреале Генри Минцберг в своей работе «Природа управленческого труда» выделил и описал 10 управленческих ролей, которые в различной степени, по его мнению, принимают на себя руководители в разные периоды своего труда. Все роли он разделил на 3 большие группы. [8, с. 40−42]

Первая группа — межличностные роли, или роли при работе с людьми. Первая роль — лицо организации, ее глава (figurehead).

Выполняя ее, менеджер представляет организацию в официальных сферах, служит своеобразным символом организации. Вторая роль — связной (liaison).

Менеджер выступает как информационно-коммуникационный центр при осуществлении внутренних и внешних контактов. Третья роль — лидер (leader), осуществляющий руководство внутри организации.

Вторая группа — информационные роли, или роли при работе с информацией. Здесь руководитель бывает в роли получателя информации (приемник) для контроля за деятельностью организации (as monitor); в роли передатчика информации (disseminator) внутри организации; в роли представителя (spokesman), передающего информацию за пределы организации.

Третья группа — роли, связанные с принятием решений.

Это роль предпринимателя (improver/ changer) — человека, принимающего решения, направленные на развитие организации; роль стабилизатора (disturbance handler) — умение предотвращать проблемы; роль распределителя ресурсов (resource allocator) — временных, финансовых, кадровых; роль человека, принимающего важнейшие решения во время переговоров с другими организациями (negotiator).

Для результативного исполнения этих ролей медсестре желательно обладать определенными личностными качествами, ей необходимы знания, умения, навыки. Успешный руководитель должен обладать концептуальными умениями, умениями взаимодействовать с людьми, техническими умениями.

Концептуальные умения — умения работать с идеями: стратегически определять цели организации, выявлять и создавать условия для ее развития.

Умения взаимодействовать с людьми предполагают умения создавать и поддерживать команду, предотвращать и регулировать конфликты, проводить совещания, собеседования, обучать, консультировать, советовать, аттестовывать своих сотрудников и в целом способствовать развитию персонала.

Технические умения — умения работать с оргтехникой, с планами, графиками, отчетами, документацией, ресурсами, знание технологических процессов, осуществляемых на подведомственном участке. [5, с. 101]

В новой концепции сестринского дела медсестре отводится роль не только исполнителя, но и педагога-воспитателя.

Последняя функция определяется как обучение пациентов и их родственников, персонала лечебно-профилактических учреждений, студентов и школьников.

Эта роль так же, как и описанные выше, подразумевает знания основ психологии личности, психологии общения, педагогической психологии, возрастной психологии, андрогогики.

Педагогические усилия медсестры направляются на:

пациента и его ближайшее окружение. Очень важно научить пациента и/или его родственников частично или полностью самостоятельно удовлетворять нарушенные потребности путем формирования адекватной окружающей среды;

коллег медсестры, особенно если у нее есть подчиненные. Медсестра оказывает помощь в профессиональной деятельности, организует контроль знаний и умений, побуждает к личностному и профессиональному саморазвитию;

студентов и школьников. Медсестра всегда оказывает педагогическое воздействие на практикантов, даже не вступая с ними в непосредственный контакт. Она должна осознавать, что своим поведением формирует у студентов восприятие будущей профессии;

родственников, друзей, знакомых, соседей медсестры. С одной стороны, эти люди всегда стремятся получить информацию о проблемах, связанных со здоровьем. С другой стороны, поведение медсестры способствует формированию определенного отношения к собственному здоровью и образу жизни. [5, с. 102−104]

По отношению ко всем перечисленным категориям можно выделить следующие составляющие педагогического труда медсестры:

информационную. Это сообщаемые медсестрой сведения о правах и обязанностях индивида, о методиках лечения и оздоровления, о распорядке дня в отделении, о назначаемых процедурах и подготовке к ним, о правилах приема лекарственных препаратов и т. д.;

мотивационную. Это действия медсестры, направленные на формирование личности пациента на выздоровление; личности коллег — на профессиональный рост и развитие и т. д.;

воспитательную. Это действия медсестры, направленные на формирование у людей ответственности за свое здоровье и необходимости пересмотреть свой образ жизни. Перед проведением этой работы медсестра должна критически оценить свой образ жизни (соответствует ли ее внешний вид и поведение предлагаемым рекомендациям);

операциональную.

Такой педагогический труд медсестры в совокупности со всеми другими его видами (управленческий, исследовательский, по уходу) формирует у населения правильное отношение к здоровью, к медицине в целом и к медицинским работникам в частности.

Заключение

В заключении следует отметить все большим числом организаторов здравоохранения и специалистов высказывается важность развития организации помощи на участке населению, как необходимого условия в реализации комплекса государственных мероприятий по охране нового общественного здоровья и повышения эффективности действующей системы общественного здравоохранения. Основными стратегическими элементами организации помощи на участке взрослому населению, сформулированными являются:

разработка государственной политики в области здравоохранения на основе межсекторального подхода и установления критериев уровня жизни населения и состояния окружающей среды;

участие как всего общества, так и отдельных индивидов в процессе принятия решений в области здравоохранения и повышение ответственности каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья;

необходимость переориентации услуг здравоохранения из секторов вторичной и третичной медицинской помощи, выполняющих вспомогательные консультативные функции, в сектор первичной медико-санитарной помощи — основной компонент системы общественного здравоохранения;

разработка соответствующих организационных и медицинских технологий и экономное использование ресурсов, в том числе их эффективное размещение и перераспределение из больниц в сектор организации помощи на участке взрослому населению.

Необходимым условием практической реализации теоретических принципов организации помощи на участке населению является создание новой культуры здравоохранения, выходящей за рамки узкого биомедицинского детерминизма.

Ее развитие, прежде всего, предполагает разработку и внедрение стратегии по улучшению состояния здоровья в целом путем повышения уровня жизни населения и оздоровления состояния среды обитания человека.

Важное значение придается профилактическим программам, направленным на повышение осведомленности населения о риске, который представляют для здоровья современный образ жизни и неблагоприятная окружающая среда.

По результатам изучения особенностей работы участковой медсестры в поликлинике можно сформулировать следующие выводы:

1) Роль участковой медицинской сестры в поликлинике особенно значительна. Она является непосредственной помощницей участкового врача-терапевта во всей проводимой им лечебной и санитарно-профилактической работе среди населения участка.

Участковая медицинская сестра подготавливает кабинет к врачебному приему, следит за своевременной доставкой из регистратуры историй болезни записанных на прием больных; за получением из лаборатории, рентгеновского и других кабинетов анализов и заключений; в необходимых случаях измеряет температуру у больных (21, https://referat.bookap.info).

2) Посещая больных на дому, участковая сестра знакомится с санитарным состоянием дома, квартиры больного, проводит с больным и окружающими его лицами беседы на санитарные темы, дает советы по уходу за больными, гигиеническому содержанию жилища, по личной гигиене, объясняет значение соблюдения больным предписанного ему врачом режима.

3) Участковая медсестра проводит в необходимых случаях на участке противоэпидемические мероприятия для профилактики и ликвидации эпидемических очагов; прививки, термометрию лиц, бывших в контакте с заболевшим, и др.

Медсестра помогает врачу в проведении санитарно-просветительской работы по профилактике инфекционных заболеваний. На селе медицинская сестра иногда выполняет роль помощника эпидемиолога и проводит противоэпидемическую работу.

В противотуберкулезных, кожно-венерологических, психоневрологических диспансерах, а также в женских и детских консультациях работают патронажные сестры.

4) Принципиально новые условия оказания первичной медико-социальной помощи населению медицинской сестрой, сложившиеся в нашей стране в связи с реформой здравоохранения, принятие ряда законов кардинальным образом изменили требования к качеству работы участковой медсестры.

Расширение функций медицинской сестры, внедрение современных технологий в ее работу потребовало пересмотра как содержания, так и методов оказания первичной медико-социальной помощи. Назрела необходимость четко определить виды деятельности и функции медицинской сестры.

Важное значение в будущем процессе развития организации помощи на участке населению придается изменению традиционных представлений о формировании взаимоотношений между врачами общей практики и медицинскими сестрами, которым в настоящее время отводится особая роль в предоставлении населению участковой помощи. В системе организации помощи на участке взрослому населению деятельность медицинских сестер основывается на их квалификации и качестве медицинского обслуживания и включает как глубокие специальные знания, так и знание социального контекста жизни пациентов. При этом эффективное выполнение ими координирующих и обучающих функций предусматривает заботу не только о больных, но и о тех, кто в настоящее время здоров, а также особую ответственность за незащищенные и уязвимые слои общества.

Список используемой литературы Авдиенко И. В., Доронин В. С. и др. Большая энциклопедия фельдшера и медсестры. М.: Эксмо, 2009. — 720 с.

Двойников С. И. Менеджмент в сестринском деле. Ростов/н/Дону: Феникс, 2006. — 511 с.

Канина И. Р. Оценка личностных качеств медсестер.// медицинская сестра, № 9- 2009.

Лакосина Н.Д., Сергеев И. И., Панкова О. Ф. Клиническая психология. М.: МЕДпресс-информ, 2007. — 416 с.

Матвейчик Т. В. Иванова В.И. Организация сестринского дела. Минск: Вышейшая школа, 2006. — 301 с.

Островская И. В. Психология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 400 с.

Мухина С.А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 368 с.

Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 560 с.

Сестринское дело: профессиональные дисциплины. Под редакцией Котельникова Г. П. Ростов на Дону: Феникс, 2007. — 698 с.

Спринц А.М., Михайлова Н. Ф., Шатова Е. П. Медицинская психология. СПб.: Спец

Лит, 2005. — 447 с.

Светличная Т. Г. Развитие функций сестринского персонала общественного здравоохранения // Сестринской дело, № 7, 2007. с. 9−12.

Черносвитов Е. В. Прикладная социальная медицина. М.: Академический проект, 2004 — 480 с.

Источник: https://referat.bookap.info/work/285291/Osobennosti-raboty-uchastkovoj-med

Роль участковой медсестры в профилактике заболеваний

Роль участковой медицинской сестры

Важнейшей частью работы участковой медицинской сестры является санитарно-просветительская и разъяснительная работа среди пациентов вверенного ей вместе с врачом участка. В обязанности участковой медсестры входит оценка гигиенического состояния наблюдаемых на дому пациентов, обучение их самих и их родственников грамотному уходу и самоуходу.

Роль патронажной медсестры в профилактике заболеваний.

Патронируются беременные женщины, новорожденные дети с мамами-родильницами, дети в возрасте до 1 года. Медицинская сестра (фельдшер, акушерка) разъясняет правила подготовки к родам и встрече новорожденного в домашних условиях (что нужно купить, какие условия соблюдать в квартире).

Беременной разъясняются некоторые основы законодательства по охране прав и здоровья женщины. Беременной составляется график явок в женскую консультацию (на ФАП). В случае неявки беременной акушерка посещает ее на дому, выясняет причину, при наличии патологии направляет в стационар.

Патронажная медсестра детской поликлиники посещает на дому беременную с 38 недель, выясняя условия быта, состояние здоровья беременной. Первые 3 дня после выписки из родильного дома маму-родильницу с новорожденным посещают врач и медицинская сестра. При этом даются советы по вскармливанию, купанию, режиму сна и прогулок.

Роль медсестры детского дошкольного и школьного учреждения в профилактике заболеваний.

На плечи медицинских работников детских садов и школ ложится огромная ответственность за здоровье детей. Поэтому здесь работа медсестры должна быть гиперответственной. Профилактические мероприятия -это, практически, вся деятельность медицинской сестры.[4,c.43]

Основные обязанности медицинской сестры в профилактике ОКИ:

1. Изоляция больного.

2. Экстренное извещение в СЭС.

3. Карантин на 7 дней.

4. Обследование контактных.

5. Дезинфекция в очаге, текущая и заключительная.

Роль палатной медсестры в профилактике заболеваний.

Работа медицинской сестры в отделении не ограничивается процедурами, манипуляциями и заполнением документации. Одна из важнейших обязанностей медицинской сестры -ведение санитарно-просветительской и разъяснительной работы среди пациентов, находящихся на лечении в стационаре.[16,c.86] Таким образом, согласно профилю отделения, медицинская сестра имеет профессиональную квалификацию.

Поэтому на доступном пациенту языке должна пропагандировать все методы профилактики возникновения заболеваний острых и обострений хронических.

Это и беседы непосредственно с пациентами в рамках своей компетенции и неразглашения медицинской тайны, с соблюдением этики и деонтологии, и советы родственникам, и выпуск санитарных бюллетеней, информационных листков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кишечная инфекция у детей – группа инфекционных заболеваний различной этиологии, протекающих с преимущественным поражением пищеварительного тракта, токсической реакцией и обезвоживанием организма. У детей кишечная инфекция проявляется повышением температуры тела, вялостью, отсутствием аппетита, болями в животе, рвотой, диареей.

Диагностика кишечной инфекции у детей основана на клинико-лабораторных данных (анамнезе, симптоматике, выделении возбудителя в испражнениях, обнаружении специфических антител в крови).

При кишечной инфекции у детей назначаются антимикробные препараты, бактериофаги, энтеросорбенты; в период лечения важно соблюдение диеты и проведение регидратации.

Кишечная инфекция у детей – острые бактериальные и вирусные инфекционные заболевания, сопровождающиеся кишечным синдромом, интоксикацией и дегидратацией. В структуре инфекционной заболеваемости в педиатрии кишечные инфекции у детей занимают второе место после ОРВИ. Восприимчивость к кишечной инфекции у детей в 2,5-3 раза выше, чем у взрослых.

Около половины случаев кишечной инфекции у детей приходится на ранний возраст (до 3 лет). Кишечная инфекция у ребенка раннего возраста протекает тяжелее, может сопровождаться гипотрофией, развитием дисбактериоза и ферментативной недостаточности, снижением иммунитета.

Частое повторение эпизодов инфекции вызывает нарушение физического и нервно-психического развития детей.

Решающим фактором профилактики являются аспекты воспитания ребенка, направленные на формирование устойчивых гигиенических навыков.

Личный пример и последовательное соблюдение санитарных правил взрослыми членами семьи становятся необходимой базой для формирования полезных стереотипов поведения ребенка.

А повышение знаний взрослых об этих санитарных правилах – обязанность медицинских работников, в частности медицинских сестер.

Профилактические беседы медицинской сестры с матерями повышают уровень знаний родителей о гигиене, правильном питании детей и повышении иммунитета у детей первого года жизни. Эти знания помогают снизить риск заражения детей острыми кишечными инфекциями.

Проводя профилактические беседы с родителями, объясняя им правила гигиены и способы повышения иммунитета у детей, можно предотвратить возникновение многих острых кишечных инфекций у детей.

Санитарное просвещение родителей, а также профилактические беседы, проводимые медицинскими сестрами при патронажах, при посещении детских поликлиник и коллективов играют важную роль для предупреждения заболеваний и повторного заражения, в том числе и кишечными инфекциями. Кроме того, при снижении процента заболевших, уменьшаются и затраты государства на лечение.

Медицинским сестрам необходимо постоянно напоминать родителям о том, что Ограниченность пространства, личный контакт и несоблюдение гигиенических правил создают благоприятные условия для распространения возбудителей кишечных инфекций в группах детского сада. Заболеваемость ОКИ высока и регистрируется в течение всего года с подъемом в летне-осенний период. Болеют взрослые и дети, наиболее часто – дети в возрасте от 1 года до 7 лет.

Источник: https://cyberpedia.su/7x621a.html

Функции участковой медицинской сестры

Роль участковой медицинской сестры

Деятельность участковой медицинской сестры – обеспечение оказания медицинской помощи на прикрепленном врачебном (терапевтическом) участке.

На должность медицинской сестры участковой назначаются специалисты, имеющие среднее медицинское образование по специальностям “Лечебное дело”, “Акушерское дело”, “Сестринское дело” и сертификат по специальности “Сестринское дело”.

Медицинская сестра участковая осуществляет свою деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению в лечебно-профилактических учреждениях преимущественно муниципальной системы здравоохранения:

– поликлиниках; амбулаториях; стационарно-поликлинических учреждениях муниципальной системы здравоохранения;

– других лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению.

Медицинская сестра участковая, обеспечивает оказание медицинской помощи на прикрепленном врачебном (терапевтическом) участке, в рамках своей компетенции:

– формирует совместно с врачом-терапевтом участковым врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения, ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения, участвует в формировании групп диспансерных больных;

– организует амбулаторный прием врача-терапевта участкового, подготавливает к работе приборы, инструменты, обеспечивает бланками рецептов, направлений;

– проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому воспитанию и образованию обслуживаемого населения, консультирует по вопросам формирования здорового образа жизни;

– осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска, организует и ведет занятия в школах здоровья;

– изучает потребности обслуживаемого населения в оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу проведения этих мероприятий;

– осуществляет диспансерное наблюдение больных, в том числе имеющих право на получение набора социальных услуг, в установленном порядке;

– организует проведение диагностики и лечения заболеваний и состояний, в том числе восстановительного лечения больных в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;

– проводит доврачебные осмотры, в том числе профилактические, с записью в медицинской карте амбулаторного больного;

– оказывает неотложную доврачебную медицинскую помощь больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;

– оформляет направление больных на консультации к врачам-специалистам, в том числе для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям;

– проводит мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний, организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке;

– оформляет документацию по экспертизе временной нетрудоспособности в установленном порядке и документы для направления на медико-социальную экспертизу;

– оформляет заключение о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение;

– взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями;

– организует совместно с органами социальной защиты населения медико-социальную помощь отдельным категориям граждан: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе;

– руководит деятельностью младшего медицинского персонала, осуществляющего первичную медико-санитарную помощь;

– обеспечивает врача-терапевта участкового необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, спецодеждой;

– ведет медицинскую документацию в установленном порядке, анализирует состояние здоровья прикрепленного населения и деятельность врачебного (терапевтического) участка.

Работа врачей специалистов

Врач – специалист:

– оказываетлечебно – диагностическую и консультативную помощь больным соответствующего профиля, проводит по своему профилю профилактические мероприятия, в том числе профилактические осмотры населения и работников прикрепленных предприятий, учреждений и организаций, обеспечивает диспансерное наблюдение больных и здоровых.

в своей работе непосредственно подчиняется заведующему отделением, заместителю главного врача по медицинской части или руководителю учреждения.

в своей работе руководствуется приказами и инструкциями Министерства здравоохранения РФ, указаниями и распоряжениями заведующего отделением, заместителей главного врача поликлиники, руководителя учреждения, вышестоящих организаций и действующим законодательством.

Для выполнения основных задач врач – специалист обеспечивает:

– проведение профилактических мероприятий;

– раннее выявление заболеваний, квалифицированное и своевременное обследование и лечение больных своего профиля;

– проведение экспертизы временной нетрудоспособности, своевременное направление больных с хроническими формами заболеваний на ВКК и ВТЭК;

– преемственность между стационаром и поликлиникой в лечении больных;

– своевременную госпитализацию больных в соответствии с показаниями;

– диспансерное наблюдение за больными своего профиля, за инвалидами и участниками Отечественной войны, персональными пенсионерами;

– систематическое повышение своего теоретического уровня и профессиональной квалификации. Обеспечивает систематическое проведение мероприятий по повышению квалификации среднего медицинского персонала;

– активно участвует в проведении санитарно – просветительной работы и гигиенического воспитания населения;

– своевременное и качественное ведение медицинской документации, установленных учетных и отчетных форм и отчетов о своей деятельности.

Просмотров 2358 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/5-27753.html

Сестра медицинская

Роль участковой медицинской сестры

Роль участковой медицинской сестры в поликлинике особенно значительна. Она является непосредственной помощницей участкового врача-терапевта во всей проводимой им лечебной и санитарно-профилактической работе среди населения участка.

Участковая медицинская сестра подготавливает кабинет к врачебному приему, следит за своевременной доставкой из регистратуры историй болезни записанных на прием больных; за получением из лаборатории, рентгеновского и других кабинетов анализов и заключений; в необходимых случаях измеряет температуру у больных.

Сестра помогает врачу во время приема, заполняет и выдает очередной талон на прием, направления на анализы и исследования в различные кабинеты и т. п.

На участке медсестра посещает больных на дому, выполняет предписанные врачом различные лечебные процедуры (инъекции, перевязки, ставит клизмы, горчичники, банки, пиявки и др.), вызывает взятых на диспансеризацию больных на очередной прием к врачу.

Велика роль участковой медсестры в санитарно-профилактической работе. Совместно с участковым врачом сестра знакомится с санитарным состоянием участка, заболеваемостью населения, принимает активное участие в работе с общественностью, в организации лекций и бесед врача для населения, в подготовке и проведении занятий с санитарным активом.

Посещая больных на дому, участковая сестра знакомится с санитарным состоянием дома, квартиры больного, проводит с больным и окружающими его лицами беседы на санитарные темы, дает советы по уходу за больными, гигиеническому содержанию жилища, по личной гигиене, объясняет значение соблюдения больным предписанного ему врачом режима.

Участковая медсестра проводит в необходимых случаях на участке противоэпидемические мероприятия для профилактики и ликвидации эпидемических очагов: прививки, термометрию лиц, бывших в контакте с заболевшим, и др.

Медсестра помогает врачу в проведении санитарно-просветительской работы по профилактике инфекционных заболеваний.

На селе медицинская сестра иногда выполняет роль помощника эпидемиолога и проводит противоэпидемическую работу.

В противотуберкулезных, кожно-венерологических, психоневрологических диспансерах, а также в женских и детских консультациях работают патронажные сестры (см. Консультация, Патронаж).

Большое значение имеет поведение сестры у постели больного. Сестра должна быть всегда приветлива, спокойна, выдержанна, опрятно одета. Поведение ее должно внушать больным полное доверие к проводимому лечению (см. Этика медицинская).

Сестра должна уметь убедить больного в необходимости выполнения врачебных назначений, соблюдения предписанного ему режима, в нужных случаях утешить, ободрить больного, внушить ему уверенность в выздоровлении.

Для этого она должна знать сущность заболевания каждого больного, понимать значение проводимого лечения и назначенного режима, постоянно повышать свою квалификацию.

Палатная медсестра отвечает за правильное хранение медикаментов, медицинского имущества и истории болезни.

Она должна тщательно следить за состоянием историй болезни вверенных ей больных (записи назначений врача, вклейки листков с результатами анализов, вычерчивание температурной кривой и т. д.).

Палатная сестра наблюдает за гигиеническим состоянием, уборкой и проветриванием палат, следит за соблюдением санитарками правил уборки помещения.

Младшие медицинские сестры (сестры по уходу за больными) помогают палатным сестрам в уходе за больными, особенно за тяжелыми, лежачими (умывание, кормление, смена нательного и постельного белья, подача суден, постановка клизм и т. п.). Готовят младших медицинских сестер на краткосрочных курсах при больницах или на курсах Общества Красного Креста.

В больницах, имеющих хирургические отделения, работают операционные сестры (перевязочные сестры).

Операционная сестра ведает хозяйством операционно-перевязочного блока и отвечает за постоянную готовность операционной и перевязочной к приему больных (подготовка инструментария, приборов), обеспечивает стерилизацию инструментария, белья и перевязочного материала.

Операционная сестра участвует в операциях, подает хирургу во время операции инструменты и перевязочный материал; в перевязочной по указанию врача делает перевязки оперированным больным.

Она должна знать технику наркоза и особенности ухода за оперированными больными, следить за соблюдением правил асептики в операционной (перевязочной). В хирургических отделениях, имеющих по штату   несколько операционных сестер, одна из них назначается старшей.

В обязанности диетсестры больницы (санатория) входит составление меню лечебного питания на основе врачебных назначений.

Диетсестры вычисляют калораж блюд, следят на кухне за технологией кулинарной обработки пищи, за санитарным состоянием кухни, столовой для ходячих больных, за раздачей пищи в палатах; за соблюдением правил гигиены персоналом кухни и буфетчицами в отделениях больницы.

В поликлиниках медицинские сестры работают помощниками врачей в гинекологических, хирургических, глазных, ушных, физиотерапевтических, зубоврачебных и других кабинетах, выполняют по указанию врача различные лечебные процедуры (промывания, перевязки, инъекции, физиотерапевтические процедуры, ассистируют врачу при операциях, производимых амбулаторно). Они же готовят кабинеты к приему врача. При наличии в поликлинике специального процедурного кабинета (кабинета врачебных назначений) работающие в нем сестры отпускают больным предписанные врачом лечебные процедуры (банки, инъекции и пр.).

Старшая медсестра поликлиники руководит работой всех медсестер, наблюдает за санитарным состоянием помещения, несет ответственность за хозяйственное и медицинское снабжение кабинетов поликлиники, за стерилизацию инструментов и перевязочного материала, содержание и сохранность медицинского инструментария и аппаратов.

Page 3

В яслях, детских садах работают ясельные сестры, или медсестры детских учреждений (см. Детский сад; Ясли, ясли-сад).

Сестра должна посетить семью ребенка, помещаемого в ясли (детский сад), для исключения инфекционных заболеваний как среди членов семьи ребенка, так и среди проживающих с ним в одной квартире.

Ежедневно по утрам при приеме детей в ясли (детский сад) сестра тщательно осматривает слизистые оболочки рта и зева, кожу ребенка, измеряет температуру. Опрашивает мать, нет ли инфекционных заболеваний в семье, квартире.

При подозрении на инфекционное заболевание ребенка сразу отправляют домой или же изолируют до прихода врача.

В обязанности ясельной медсестры или медсестры детского сада входит непосредственный уход за детьми, их туалет, обеспечение соблюдения правильного режима детей применительно к каждой возрастной группе.

Ясельная сестра кормит младших детей и наблюдает за питанием старших, укладывает их спать, играет, гуляет с ними; ведет повседневное наблюдение за детьми, регулярно взвешивает их, измеряет рост, по назначению врача проводит фагирование, прививки против оспы, дифтерии, кори и др. Во время посещения яслей (детского сада) врачом сестра докладывает ему о состоянии детей.

Все данные о состоянии здоровья ребенка (вес, физическое, нервно-психическое развитие, питание, проведенные прививки, лечебные процедуры) записываются в историю развития ребенка.

Вместе с врачом и поваром сестра составляет меню применительно к детям различных возрастных групп, проверяет качество продуктов, определяет калорийность питания, наблюдает за санитарным состоянием яслей, детского сада.

Медсестра  яслей или детсада следит за тем, чтобы физическое воспитание детей соответствовало их возрасту и режиму для каждой возрастной группы.

В обязанности сестры входят организация занятий гимнастикой, проведение закаливающих процедур.

Специализация медсестра — подготовка диетсестер, операционных сестер и т. д. — проводится на курсах усовершенствования и специализации, организуемых на базе областных, краевых, а в отдельных случаях и центральных районных больниц, с длительностью обучения 2—4 мес.

Медсестры  должны повседневно работать над повышением своей квалификации, овладением смежными специальностями, новыми лечебными и диагностическими методами. Большую помощь медсестрам в этом оказывает Совет медицинских сестер (см.), а также журналы «Медицинская сестра», «.Фельдшер и акушерка» (СМ.).

В связи с ростом числа медицинских учреждений количество медсестер в СССР неуклонно увеличивается. В 1940 г. имелось 227,7 тыс. медсестер, в 1960 г.— 623,5 тыс., в 1965 г.— 784,9 тыс., в 1968 г.— 944,4 тыс., в 1970 г.— 1 млн. 33,8 тыс.

Источник: http://www.medical-enc.ru/17/medsestra-3.shtml

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.