Санитарно профилактическая работа медсестры

Содержание

{Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний – SNTA}

Санитарно профилактическая работа медсестры

Уважаемые читатели! Получить актуальную информацию о аккредитации и сертификации медицинской сестры возможно в данном материале.

Значимость медицинской сестры в предупреждении разного рода заболеваний зависит в первую очередь от профиля этого сотрудника:

  • Участковая медицинская сестра.

Разъясняет пациентам вопросы поддержания здорового образа жизни, участвует в деятельности школ здоровья, согласно запросам и нуждам населения подготавливает оздоровительные мероприятия.

  • Палатная медицинская сестра.

Занимается санитарно-гигиеническим образованием пациентов и их близких, способствует формированию у больных правильного восприятия роли здорового образа жизни в быту человека.

  • Патронажная медицинская сестра.

Проводит по специализированным методикам одобренные врачом оздоровительные мероприятия, отвечает за санитарно-просветительскую работу.

Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний ЖКТ

Ухудшение качества пищи, постоянные стрессы, увеличение количества добавок и безостановочный рост потребления способствуют распространению заболеваний желудочно-кишечного тракта, что влечет за собой сбои в работе остальных органов, ведь организм человека – единая, взаимосвязанная система.

Профилактика и выявление заболеваний жкт на ранних этапах напрямую связаны с их успешным лечением.

Медицинские сестры освещают пациентам вопросы правильного питания при проблемах с желудочно-кишечным трактом, объясняют необходимость регулярных осмотров с использованием эндоскопических методов (особенно это актуально для старшего поколения), призывают больных отказаться от вредных привычек и соблюдать принципы здорового образа жизни.

Роль медицинской сестры в профилактике инфекционных заболеваний

Инфекционные заболевания имеют множественную симптоматику:

  • боль (головная, мышечная, в животе и т.д.);
  • тошнота, рвота;
  • лихорадка;
  • диарея;
  • кашель;
  • зуд;
  • обезвоживание.

Часто эти физиологические проявления болезни сопровождаются психологическими проблемами: страх осуждения, боязнь заразить близких, тревога о потере работы.

В непростых условиях эмоционального и физического напряжения медицинская сестра осуществляет гигиенический уход, кормление, проводит динамическое наблюдение (измерение давления, пульса, температуры тела), фиксирует наличие рвоты и качество стула. Также медсестра контролирует выполнение предписаний лечащего врача и проводит забор биологического материала.

Профилактика инфекционных заболеваний производится путем разъяснения пациенту и его родственникам причин, приведших к болезни, и правил санитарно-противоэпидемического режима, направленного на недопущение распространения инфекции.

Роль медицинской сестры в профилактике неинфекционных заболеваний

За профилактику неинфекционных заболеваний отвечают главным образом Центры здоровья и кабинеты профилактики. Функциями медицинской сестры в этих подразделениях являются:

  • объяснение важности соблюдения правил личной гигиены;
  • оповещение людей о факторах, влекущих за собой проблемы со здоровьем;
  • организация персональных и групповых занятий, направленных на информирование населения о причинах развития хронических заболеваний и мотивацию отказа от вредных привычек.

Занятия могут проводиться в формате бесед, лекций, семинаров, а также школ здоровья. Участие в этих мероприятиях принимают и пациенты стационаров.

Также на базе данных учреждений желающие могут получить рекомендации по лечебному питанию, правильному режиму сна и необходимым физическим нагрузкам.

Роль медицинской сестры в профилактике онкологических заболеваний

Помимо своих основных обязанностей в отношении поддержания удовлетворительного физического состояния пациента медицинская сестра проводит дополнительную просветительскую работу. Грамотная разъяснительная беседа помогает больному либо смириться с заболеванием, либо вдохновиться на упорную борьбу с ним.

Проблема, актуальная конкретно для онкологических заболеваний заключается в том, что люди боятся услышать по отношению к себе или своим близким диагноз “рак”, поэтому не воспринимают никакую информацию о заболевании, надеясь, что их это никогда не коснется.

Таким образом, онкологический больной остается один на один со своим диагнозом. В данной ситуации сложно переоценить роль медицинской сестры, которая должна правильно подобрать слова и, опираясь на свой профессиональный опыт, успокоить больного, мотивировать его жить дальше и настроить на борьбу за здоровье.

Роль медицинской сестры в профилактике стоматологических заболеваний

Здоровье полости рта влияет не только на эстетическое восприятие человека, но и на отсутствие у него острых или хронических болей, рака и иных проблем области головы и шеи.

Стоматологические заболевания разной степени тяжести наблюдаются практически у каждого человека, поэтому их профилактика приобретает первостепенное значение.

Гигиеническое воспитание, направленное на борьбу с чрезмерным употреблением сахара и несоблюдением гигиенических норм, ведется путем санитарно-просветительской деятельности.

Роль медицинской сестры в профилактике стоматологических заболеваний заключается в том, чтобы донести до пациентов через беседы, семинары, лекции, уроки здоровья и так далее важность регулярного ухода за полостью рта и необходимость соблюдения принципов правильного питания.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Источник: https://www.snta.ru/press-center/rol-meditsinskoy-sestry-v-profilaktike-zabolevaniy/

Тема «участие медсестры в санитарно-просветительской работе среди населения»

Санитарно профилактическая работа медсестры

ОБЪЁМ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ:

· Роль среднего медицинского персонала в сохранении здоровья человека.

· Консультирование по вопросам сохранения и укрепления здоровья – одна из обязанностей среднего медперсонала.

· Цели и принципы консультирования по вопросам сохранения укрепления здоровья населения в разные возрастные периоды.

· Принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения.

Санитарное просвещение-раздел профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья

В санитарно-просветительной работе принимают участие все врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактического учреждения. При этом необходимо, чтобы в графиках работы врачей всех специальностей предусматривалось 4 часа на проведение санитарно-просветительной работы в счет месячного баланса рабочего времени.

Санитарно-просветительная работа должна проводиться в форме лекций, бесед, выступлений в средствах массовой информации (печати, по радио, телевидению), рецензирования текстов лекций, бесед, статей, выпуска санбюллетеней, альбомов.

Предусмотрены следующие нормативы затрат времени для: проведения лекций – 1 час; беседы – 30 минут; выступления по радио, телевидению – 2 часа; оформления санбюллетеня – 8 часов.

Санитарно-просветительная работа среднего медицинского персонала включает в себя: индивидуальные, групповые беседы с различным контингентом обслуживаемого населения; подготовку и выпуск (совместно с врачом) санитарных бюллетеней, альбомов, уголков здоровья и т.д.; составление индивидуальных планов работы и отчетов о проделанной работе по санитарному просвещению.

Методы и средства пропаганды здорового образа жизни:

Медицинские работники должны квалифицированного использовать все доступные и необходимые методы и средства пропаганды здорового образа жизни.

Под словом “методы” понимают три основных способа ведения пропаганды: устный, печатный, изобразительный (наглядный) и их комбинации.

Средства (или формы) – это совокупность конкретных приемов ведения работы, инструментарий (публикации в печати, плакаты), используемые в процессе индивидуального, группового, массового воздействия на население. Они входят в состав каждого из методов.

К средствам метода устной пропаганды относятся: лекция, беседа (индивидуальная, групповая), агитационно-информационное выступление, вечер (час) вопросов и ответов, дискуссия, викторина, конференция, занятие, вводный инструктаж.

Таким образом, к средствам устной пропаганды относятся средства, при использовании которых имеется непосредственный контакт с аудиторией (лекция, беседа, вечер вопросов и ответов, диспут, агитационные или информационные выступления), а также средства, при использовании которых непосредственный контакт с аудиторией отсутствует (радиовыступление, по телевидению, запись выступлений, лекций на пленке).

Лекция – наиболее распространенное средство устной пропаганды. Используется, главным образом, для воздействия на различные группы здорового населения с целью формирования здорового образа жизни, борьбы с вредными для здоровья привычками, первичной профилактики заболеваний.

Беседа – эффективное средство устной пропаганды.

– Проводится в стационаре или на поликлинических приемах с больными, страдающими одинаковыми заболеваниями.

– Позволяет установить тесный контакт с аудиторией за счет небольшого числа участников (до 25-30 человек).

Вечер вопросов и ответов – это та же беседа, где на вопросы аудитории отвечает ведущий. Успешное проведение вечера зависит от степени готовности ведущего. Вопросы либо собираются заранее, либо задаются на самом вечере.

Агитационно-информационное выступление – сообщение медицинского работника в зале ожиданий, поликлинике, палатах стационара, цехе, бригаде и пр. Его задача – рассказать, что и как надо делать для предупреждения болезни (например, гриппа, кишечных инфекций и др.). Выступление должно быть сжатым, носить практическую направленность. Здесь не предусматривается обмен мнениями.

Санитарно-просветительная работа проводится также с помощью средств массовой информации: центрального и местного радиовещания и телевидения (это лекции, беседы, “час вопросов и ответов”, “круглый стол” и т.д.). Такие передачи, как правило, проходят в определенные дни и часы.

Метод печатной пропаганды включает средства: публикации в центральной и местной прессе, научно – популярные брошюры, памятки, буклеты, листовки, лозунги, журналы, книги, стенные газеты, бюллетени.

Метод печатной пропаганды предоставляет большие возможности для пропаганды санитарно-гигиенических знаний, методов индивидуальной и групповой профилактики заболеваний, оздоровления окружающей среды и т.д. среди широких слоев населения.

Данный метод делится на две основные группы:

а) печатная продукция (памятка, брошюра, лозунг, листовка, буклет, газетные и журнальные публикации):

памятка – содержит конкретные рекомендации для отдельных групп здорового населения (о вреде курения, алкоголя) или людей, страдающих тем или иным заболеванием (сердечно – сосудистые, диабет и др.); должна быть предельно ясной, краткой, содержать точно сформулированные и выполнимые советы;

брошюра – представляет собой малообъемное печатное средство массовой информации и содержит конкретные советы отдельным группам больных или здоровых людей. В ней освещаются различные вопросы охраны и укрепления здоровья, профилактики заболеваний;

лозунг – печатное средство массовой пропаганды, содержащее призыв, обращение к населению с краткой и четко выраженной медико – гигиенической рекомендацией или требованием (“Не употребляйте немытые фрукты!”, “Соблюдайте чистоту!” и т.п.);

буклет – один из видов иллюстрированного издания, в нем текст и иллюстрации располагаются на одном листе, сложенном по вертикальным или горизонтальным сгибам. Содержит рекомендации по одной теме;

листовка – печатное средство агитационно – информационного характера. Содержит мотивированный призыв к участию в тех или иных профилактических мероприятиях либо лаконичные медико – гигиенические советы;

б) средства печатной информации, создаваемые силами собственного коллектива медицинских работников (стенные газеты, санитарные бюллетени, рукописные лозунги, доски вопросов и ответов, статьи, заметки в периодических изданиях).

Метод изобразительной (наглядной) пропаганды включает:

1) плоскостные средства: плакат, рисунок, схема, чертеж, фотография, слайды, диапозитив, диафильм, кино – видеофильм;

2) объемные средства: муляж, макет, скульптура, чучело;

3) натуральные объекты (используемые как наглядные пособия и экспонаты для выставок): макропрепарат, микропрепарат, образец (растительного и животного мира, изделия, продукты и др.);

4) комбинированные средства: вагон – выставка, праздник здоровья, театр, кукольный театр;

5) технические средства: фильмоскоп, киноаппарат, магнитофон, видеомагнитофон, проигрыватель и пр.

Наглядный метод – самый многообразный по числу входящих в него средств.

Оформление санитарных бюллетеней:

Среди разнообразных средств пропаганды здорового образа жизни широко используются санитарные бюллетени. Для того, чтобы санитарный бюллетень выполнял поставленные перед ним задачи, при его разработке и оформлении должны соблюдаться определенные требования.

Прежде всего, санитарный бюллетень должен быть посвящен медицинской теме (например, профилактике инфекционных и паразитных заболеваний, вопросам рационального питания, борьбы с вредными привычками, оздоровления условий труда и быта и т.д.

). Общеполитическим событиям санбюллетень, не посвящается. Это не систематическое и не периодическое издание, поэтому ему не требуются порядковый номер и постоянная редакционная коллегия. Авторами бюллетеня являются медицинские работники.

Санитарный бюллетень выпускается в больнице, поликлинике, здравпункте промышленных предприятий, фельдшерско-акушерском пункте, в учебных заведениях и т.д.

Санитарный бюллетень может быть нарисован художником либо представлен в виде аппликаций, когда рисунки вырезаются и наклеиваются на лист бумаги.

Размер санитарного бюллетеня определяется обычно размером ватманского листа бумаги (60 х 90 см).

Санитарный бюллетень состоит из текстовой и изобразительной частей, причем первая преобладает.

Составлять бюллетень из одного текста недопустимо. И из одного рисунка бюллетень состоять не может (в этом случае он будет уже плакатом или лозунгом).

Название санитарного бюллетеня должно быть броским, ярким, желательно отражающим содержание. Но при этом не следует использовать название заболеваний. Например “, вместо “Профилактика алкоголизма” – написать “Он уносит здоровье”.

Слово “санбюллетень” большими буквами не пишется. Его пишут мелким шрифтом либо под названием, либо в правом нижнем углу листа, где указываются выходные данные (например, “Санитарный бюллетень разработан 1-м отделением детской больницы”). Здесь же желательно указать фамилии лиц, ответственных за его выпуск.

Текст санитарного бюллетеня должен быть написан просто, с учетом интересов и образовательного ценза читателей. Можно выбрать любой жанр – информацию, очерк, рассказ, стихи и т.д.

Текст, как правило, рекомендуется составлять на основе местных материалов и примеров, иногда авторы могут пользоваться готовыми текстами из медицинских журналов и газет.

Статьи следует подбирать так, чтобы тема имела введение, основную часть и заключение.

Во введении должно быть разъяснено читателям, почему выбрана данная тема, насколько она актуальна. Введение может не иметь названия или подзаголовка.

Основную часть лучше составить из нескольких сообщений, информаций или коротких зарисовок. В этой части раскрывается суть проблемы, причем акцент делается на роли субъективного фактора в структуре заболеваемости или решении других медицинских вопросов. Каждая статья должна иметь броский подзаголовок. Медицинские термины использовать не рекомендуется, советы по лечению давать запрещается.

Заключение может содержать выводы по данной теме, или они раскрываются в виде вопросов и ответов, заданных населением по данной теме. Желательно, чтобы вопросы и ответы не были анонимными, (например, Таня К. спрашивает… Отвечает врач…).

Бюллетень лучше заканчивать лозунгами – призывами, вытекающими из его содержания.

Подзаголовки, названия сообщений и лозунг рекомендуется писать четким шрифтом (можно цветным).

Текст, как правило, печатается на машинке через 1,5 – 2 интервала, колонками. (Обычно делится на 4-6 столбцов шириной 12-14 см, затем наклеивается на приготовленный ватманский лист).

Изобразительная часть иллюстрирует текст и может состоять из одного крупного рисунка или нескольких небольших иллюстраций (фото, рисунки, монтаж из плакатов, текстовых лозунгов, карикатуры). Рисунок может подтверждать текст и дополнять его. При этом крупный рисунок должен формировать так называемое “зрительное пятно”, то есть привлекать к себе взгляд читателя в первую очередь.

Если санитарный бюллетень перегружен иллюстрациями, то читателю трудно сосредоточиться, его внимание рассеивается. Чтобы этого не произошло, нужно использовать сходные или “родственные” тона красок, а не делать бюллетень слишком пестрым.

Рисунки, схемы, фотографии могут подтверждать текст и дополнять его.

Изобразительная часть, как и текстовая, не должна перегружать бюллетень – иначе он будет трудно читаться. В то же время нельзя допускать, чтобы в нем оставалось много пустого пространства.

Санитарный бюллетень должен вывешиваться на видном месте и на такой высоте, чтобы его было удобно читать. Срок его экспозиции примерно две недели. Затем бюллетень нужно снять и заменить другим.

Санитарные бюллетени, посвященные профилактике инфекционных заболеваний (например, ОКИ, гриппа и др.), необходимо вывешивать при их вспышках, с учетом сезонности повышения заболеваемости.

Как составить презентацию:

Презентация – это, по сути, конспект речи. А конспект лучше всего составлять по известному принципу: сказать, о чём буду говорить, рассказать, о чём хотел рассказать и, наконец, напомнить, о чём говорил.

Презентация состоит из слайдов. Старайтесь придерживаться принципа: один слайд – одна мысль. Убедительными бывают презентации, когда на одном слайде даётся тезис и несколько его доказательств.

Титульный слайд должен содержать название презентации, её автора.

На втором слайде обычно представлены цели и задачи исследования, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены.

Остальные слайды, в идеале, нужно строить по модели: тезис – аргументы – вывод.

Выводы всегда должно быть даны ясно и лаконично на отдельном (предпоследнем слайде) слайде.

Последний слайд должен содержать список ресурсов, как письменных так и интернет источников, причем должны работать гиперссылки.

Важно учитывать, что нельзя на слайдах писать всё, что вы собираетесь сказать. На слайдах должны быть только важные тезисы, самые необходимые («говорящие») данные, а также, весьма желательно, графический материал: диаграммы, иллюстрации, фотографии всегда лучше воспринимаются аудиторией.

Перед презентацией обязательно нужно провести репетицию. На ней вы сможете понять, где могут возникнуть трудности, почувствовать реальный хронометраж презентации, а также исправить замеченные по ходу ошибки.

Пример составления памятки для пациентов больных сахарным диабетом:

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/3268.html

Сестра

Санитарно профилактическая работа медсестры

Велика и значима роль медсестры в профилактике заболеваний самого различного характера в самых разнообразных отраслях медицины.

Медицинская сестра находится возле пациента большую часть своего рабочего времени и значительно дольше по сравнению с врачом.

И она имеет право и обязана доносить знания о профилактике заболеваний различных органов и систем, а также инфекционных болезнях.

Роль медсестры в профилактике ВБИ

Наибольшее значение придается роли медицинских работников среднего звена в профилактике ВБИ (внутрибольничных, нозокомиальных инфекций), или ИСМП (инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи). При этом основная часть профилактических мер связана с соблюдением санитарно-эпидемиологического режима.

Ответственность ложится как на исполнителей, так и на лиц, осуществляющих организацию и контроль.

Иными словами, и на медицинских сестер палатных, процедурных, операционных, анестезистов, физиотерапевтических и остальных, и на старших медсестер отделения, а также на помощников эпидемиолога, контролирующих организацию и исполнение СЭР в отделении.

Чем лучше организована работа в плане исполнения санитарных правил, чем четче исполняются все требования, чем чаще и качественней осуществляется производственный контроль, тем ниже риск возникновения ИСМП.

Роль участковой медсестры в профилактике заболеваний

Важнейшей частью работы участковой медицинской сестры является санитарно-просветительская и разъяснительная работа среди пациентов вверенного ей вместе с врачом участка. В обязанности участковой медсестры входит оценка гигиенического состояния наблюдаемых на дому пациентов, обучение их самих и их родственников грамотному уходу и самоуходу.

Важно, чтобы пациент, имеющий хроническое заболевание, знал, как себя вести при возникших симптомах, имел определенные навыки (например, измерить артериальное давление), а при необходимости вовремя вызвал врачебную помощь.

Медицинская сестра должна терпеливо разъяснять пациенту, насколько важно соблюдать здоровый образ жизни, если назначено врачом — принимать определенные препараты.

При этом подчеркивать, что только так можно избежать обострения заболевания или каких-либо осложнений.

Роль патронажной медсестры в профилактике заболеваний

Патронаж  — это форма работы участковой службы, целью которого является проведение оздоровительных и профилактических мероприятий.

То есть, роль средних медработников в профилактике заболеваний — основная, главнейшая.

Патронажные медицинские сестры, как и врачи, наблюдают своих подопечных в детских поликлиниках, акушерки и врачи-акушеры-гинекологи в женских консультациях, фельдшеры и медсестры — на фельдшерско-акушерских пунктах.

Патронируются беременные женщины, новорожденные дети с мамами-родильницами, дети в возрасте до 1 года. Медицинская сестра (фельдшер, акушерка) разъясняет правила подготовки к родам и встрече новорожденного в домашних условиях (что нужно купить, какие условия соблюдать в квартире).

Беременной разъясняются некоторые основы законодательства по охране прав и здоровья женщины. Беременной составляется график явок в женскую консультацию (на ФАП).В случае неявки беременной акушерка посещает ее на дому, выясняет причину, при наличии патологии направляет в стационар.

Патронажная медсестра детской поликлиники посещает на дому беременную с 38 недель, выясняя условия быта, состояние здоровья беременной. Первые 3 дня после выписки из родильного дома маму-родильницу с новорожденным посещают врач и медицинская сестра. При этом даются советы по вскармливанию, купанию, режиму сна и прогулок.

Роль медсестры детского дошкольного и школьного учреждения в профилактике заболеваний

На плечи медицинских работников детских садов и школ ложится огромная ответственность за здоровье детей. Поэтому здесь работа медсестры должна быть гиперответственной. Профилактические мероприятия — это, практически, вся деятельность медицинской сестры.

Основные обязанности медицинской сестры детского образовательного учреждения:

  • контроль санитарно-гигиенического состояния помещений, включая пищеблок;
  • контроль питания, участие в составление меню;
  • распределение детей на физкультурные группы;
  • иммунопрофилактика — подготовка, проведение, оценка вакцинации;
  • диспансеризация детей с хроническими заболеваниями;
  • проведение профилактических медицинских осмотров;
  • выявление заболевших, инфицированных детей, их изоляция, информирование родителей, при необходимости — транспортировка в лечебное учреждение;
  • анализ состояния здоровья детей по заданным критериям.

Роль палатной медсестры в профилактике заболеваний

Работа медицинской сестры в отделении не ограничивается процедурами, манипуляциями и заполнением документации. Одна из важнейших обязанностей медицинской сестры — ведение санитарно-просветительской и разъяснительной работы среди пациентов, находящихся на лечении в стационаре.

Согласно профилю отделения, медицинская сестра имеет профессиональную квалификацию.

Поэтому на доступном пациенту языке должна пропагандировать все методы профилактики возникновения заболеваний острых и обострений хронических.

Это и беседы непосредственно с пациентами в рамках своей компетенции и неразглашения медицинской тайны, с соблюдением этики и деонтологии, и советы родственникам, и выпуск санитарных бюллетеней, информационных листков.

Таким образом, мы увидели, что роль медсестры в профилактике заболеваний огромна в любой сфере здравоохранения для пациентов абсолютно всех возрастов. Медицинская сестра всегда должна помнить и повторять пациентам, что

болезнь легче предупредить, чем лечить.

Еще интересное на сайте:

Источник: http://www.medcectre.ru/rol-medsestry-v-profilaktike-zabolevanij/

САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Санитарно профилактическая работа медсестры

автор: Жане Светлана Рамазановна

преподаватель ГБПОУ «Краснодарский краевой медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края

САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Жане С.Р.

ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края

Роль среднего медицинского персонала в пропаганде формирования здорового образа жизни среди населения является одной из самых главных составляющих в его работе.

Пропаганда ЗОЖ является компонентом первичной и вторичной профилактики заболеваний.

В первичной профилактике пропаганда ЗОЖ может быть направлена на изменение образа жизни, общественных норм поведения больших групп населения или на обеспечение профилактического обслуживания лиц, подвергающихся особому риску заболевания (стратегия повышенного риска).

Во вторичной профилактике пропаганда ЗОЖ направлена на предупреждение рецидивов и прогрессирования болезни у тех, у кого она уже есть.

Пропаганда ЗОЖ должна не мешать работе, а повышать ее качественный уровень, не сводиться к формально проведенной беседе или вывешенному санбюллетеню, а осуществляться с использованием всех доступных методов индивидуального воздействия, воздействия на группу и массовой коммуникации. Координировать эту работу, на уровне среднего медицинского персонала призваны старшие и главные медицинские сестры поликлиник и больниц, планировать — заведующие отделениями, а обеспечивать технически и методически — инструкторы по санитарному просвещению.

Уже в кабинете доврачебного приема пациент должен получить советы и рекомендации, нацеливающие его на активную охрану и укрепление своего здоровья.

Медицинские сестры поликлинических учреждений вместе с семейными врачами должны отводить на профилактические мероприятия и гигиеническое воспитание достаточно времени. Сюда относятся:

  • оказание помощи в оптимизации семейного уклада, режима труда, отдыха, питания;
  • работа по нормализации психологического микроклимата в семье и на работе;
  • борьба с имеющимися вредными привычками;
  • борьба с самолечением, привлечение к уходу за больными здоровых членов семьи, заострение внимания на проблемах санитарии и гигиены.

Для реализации этих целей наиболее уместна индивидуальная беседа с больным или индивидуально-групповая беседа с его близкими.

Чтобы «поднять» значимость гигиенических советов и их выполнение до уровня медикаментозных назначений, целесообразно использовать санитарно-просветительные рецепты (памятки, на лицевой стороне которых имеются пустые графы для заполнения, а на обороте — гигиенические рекомендации общего порядка). На обслуживаемой территории медицинская сестра вместе с врачом уже сегодня ведут пропаганду ЗОЖ по месту жительства

Медицинские сестры стационаров осуществляют пропаганду ЗОЖ в рамках системы гигиенического обучения госпитализированных.

В соответствии с информативными задачами в приемном отделении они проводят индивидуальную беседу, в палате — индивидуально-групповую беседу, в холле организуют лекцию, вечер вопросов и ответов или дискуссию в соответствии с нозологической формой заболевания, при выписке вручают больному памятку.

Кроме того, они могут выступать с беседой по больничному радио, выдавать больным для чтения санитарно-просветительную литературу, участвовать в оформлении приемного и лечебных отделений, посетительской, организовывать (при наличии специализированной аппаратуры) тематические презентации.

В обязанности медицинских сестер диспансеров входит пропаганда ЗОЖ и отдельных ее составляющих как меры профилактики кожных, онкологических заболеваний, туберкулеза, неспецифических заболеваний легких и др.

Средний медперсонал врачебно-физкультурных диспансеров должен быть правофланговым в пропаганде оптимального двигательного режима, массовой физической культуры и закаливания, а медицинские сестры наркологических диспансеров — в антиалкогольной и противонаркоманийной пропаганде.

Действия медицинского персонала учат элементам ЗОЖ не меньше, чем слово. Средние медицинские работники должны не только словом, но и делом, поступками, всем своим поведением агитировать за то, что входит в понятие «здоровый образ жизни».

Долг средних медицинских работников — учить население не только гигиеническому поведению, направленному на сохранение собственного здоровья, но и взятию на себя ответственности за здоровье других, участию в создании и усовершенствовании укрепляющих здоровье условий жизни и труда, полноценному выполнению людьми их разнообразных социальных функций.

Источник: https://xn--80agabe1dc1k.xn--p1ai/%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D1%81-%D1%80-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D1%8B/

Профилактическая деятельность среднего медицинского персонала как необходимая и важная составляющая успешной профессиональной работы

Санитарно профилактическая работа медсестры

Медицинская профилактика признана приоритетным направлением государственной политики в системе здравоохранения.
Перед системой подготовки медицинских кадров среднего звена стоит важная задача – выпуск специалистов, квалифицированных в вопросах профилактики различных заболеваний.

Профилактика в здравоохранении – практическая деятельность, посредством которой удается добиться сохранения и улучшения здоровья населения, воспитания здорового молодого поколения, обеспечения высокой трудоспособности и продолжительной активной жизни.

В проведении профилактических мероприятий основной фигурой являются медицинские работники, они должны видеть свою главную задачу не столько в лечении больных, сколько в профилактике болезней и поддержании здоровья населения.

Профилактическая деятельность в РФ осуществляется с учетом достижений современной медицинской науки и опытом отечественных исследователей, что позволяет брать во внимание региональную специфичность. Действительно, ни одна другая страна мира не характеризуется таким разнообразием географических и климатических зон.

Разнообразнейшие экологические факторы, как природного, так и урбанистического характера оказывают прямое и опосредованное влияние на состояние здоровья, поэтому их учитывают при разработке программ охраны здоровья в субъектах РФ.

Фактически вся система государственной политики в области охраны здоровья граждан направлена на то, чтобы сместить акценты системы здравоохранения от лечения к профилактике.

Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определяет:

– правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

– права и обязанности человека и гражданина. Отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

– полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

– права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

– права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Указанным законом профилактика определена как – комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

Кроме того, данный закон определяет механизмы государственного регулирования в области охраны здоровья и предполагает:

– создать сбалансированную систему охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи, которая основа на равном доступе к качественной медицинской помощи для всех граждан России;- установить приоритет профилактики при планировании мероприятий по охране здоровья;- ввести единые требования к качеству медицинской помощи;

– защитить права больных с редкими заболеваниями.

Таким образом, профилактическая деятельность среднего медицинского персонала есть необходимая и важная составляющая успешной профессиональной работы.

В круг профессиональных обязанностей среднего медицинского персонала, в зависимости от амбулаторной или стационарной деятельности, по проведению профилактической работы входят следующие мероприятия:

– организация и участие в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров населения,- проведение бесед и обучающих занятий с пациентами,- участие в проведении диспансеризации,- работа в школах здоровья и центрах профилактики,

– пропаганда здоровья среди населения.

Проведение профилактической работы должно восприниматься и осуществляться медицинским персоналом, как полноценная служебная обязанность, и не быть формальным.

Условиями, обеспечивающими эффективную профилактическую работу с населением, являются: комплексное участие в осуществлении профилактических мероприятий медицинских работников, средств массовой информации и самого населения.

Профилактическая направленность в деятельности среднего медицинского персонала – надёжный и эффективный инструмент в сохранении здоровья населения и повышения качества жизни, что является приоритетной задачей системы здравоохранения нашего государства.

Укреплению здоровья населения способствует хорошо налаженная система санитарного просвещения, в которой участвуют все медицинские работники. Она представляет совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение и восстановление здоровья и трудоспособности человека, на продление его активной жизни.

Медицинские сестры, работающие как в учреждениях клинической медицины, так и на поликлинических участках вместе с врачами являются пропагандистами медицинских знаний среди населения.

Наиболее важные направления работы: антенатальная профилактика в период беременности, проводимая в женских консультациях; профилактика заболеваний среди детей, в осуществлении которой велика роль медицинских работников всех детских учреждений.

Медсестры, работающие в женских консультациях (акушерки), проводят занятия с будущими матерями, подготавливают их к родам, преподают им навыки общения с новорожденными.

Санитарное просвещение, реализуемое средним медицинским персоналом, планируется как обязательная часть их производственной деятельности и организуется в соответствии с профилем данного учреждения. Особое внимание уделяется включению санитарно-просветительской работы в систему диспансеризации населения.

Для обучения населения приемам оказания первой помощи следует использовать все средства массовой информации. Особо важная роль в пропаганде санитарных знаний принадлежит медсестрам с высшим образованием и фельдшерам.

Профилактическое направление деятельности среднего медицинского персонала подразумевает следующие цели:

1. Участие в дополнительном проведении диспансеризации трудящегося населения.

2. Участие в проведении мероприятий по медицинскому наблюдению в динамике за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение пакета социальных услуг. 3. Участие в мероприятиях по иммунизации населения. 4.

Отбор групп и направление их на прохождение вакцинации. 5. Участие в проведении первичной профилактики. 6. Участие в мероприятиях по профилактике травматизма: специфическая профилактика дорожно-транспортного и бытового травматизма.

7.

Участие в общеоздоровительных мероприятиях, связанных с вторичной профилактикой:

– создание тематических «Школ здоровья» для пациентов и их близких: мониторинг потребности населения в оздоровительных мероприятий, разработка программ их проведения; информирование больных о заболевании и факторах риска его развития, осложнений и обострении; формирование чувства ответственности пациента за сохранение своего здоровья, активного и разумного отношения к своему заболеванию, мотивации к выздоровлению, приверженности к лечению; формирование практических навыков анализа факторов и причин, влияющих на состояние здоровья, обучение составлению плана активного оздоровления; формирование навыков и умений по снижению негативного воздействия на здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, отказ от вредных привычек, избегание стрессовых ситуаций), а также навыков самоконтроля состояния здоровья, оказания доврачебной помощи в случае обострения;

– медико-психологическая адаптация инвалидов.

8. Обеспечение инфекционной безопасности как одно из направлений профилактической деятельности медсестры.

Из выше сказанного следует, что цель социальной (первичной) профилактики состоит в том, чтобы уменьшить частоту новых случаев (инцидентность) какой-либо болезни путем контроля за ее причинами, эпидемиологическими условиями, факторами риска. Нужно помнить, что в медицинском секторе здравоохранения такое подразделение соответствует клиническому и профилактическому разделам теории и практики медицины.

Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических и психологических мер, направленных на раннее выявление заболеваний, предупреждение обострений, осложнений и хронизации патологического процесса, а также инвалидизации и преждевременной смертности.

Вторичная профилактика направлена на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

Анализ изложенного материала статьи показывает, что значимая роль медицинского персонала в проведении профилактических мероприятий очевидна.

И как следствие, развитие профилактической направленности в практической деятельности среднего медицинского персонала – это системный многоуровневый процесс, который начинается в период обучения профессии, в колледже, и продолжается в течение всей профессиональной деятельности, что и определяет ее успешность.

Список литературы

1. Крекотень, Е.Н. Центр медицинской профилактики региона как основополагающий вектор практической медицины будущего / Е.Н. Крекотень // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2013. – №4 (44). – С. 104-107. 2. Медик, В.А.

Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / В.А. Медик, В.К. Юрьев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ГЭОТАР-Медиа, – 2015. – 288 стр. 3.

Профилактическая активность пациентов поликлиник как важный фактор эффективности диспансеризации и диспансерного наблюдения: региональный опыт / А. Калинина [и др.] // Профилактическая медицина. – 2015. – Т. 18. -№2. С. 4-10.

4. Федеральный закон от 21.11.

2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» [электронный ресурс] //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW121895/

Источник: https://www.informio.ru/publications/id5194/Profilakticheskaja-dejatelnost-srednego-medicinskogo-personala-kak-neobhodimaja-i-vazhnaja-sostavljayushaja-uspeshnoi-professionalnoi-raboty

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.