Система и политика здравоохранения в рф кратко

Государственная политика и система управления в сфере здравоохранения Российской Федерации

Система и политика здравоохранения в рф кратко

Определение 1

Государственная политика в сфере здравоохранения Российской Федерации – это комплекс правовых, организационных, финансовых, материально-технических, научных и иных мероприятий по институциональному преобразованию отечественной системы здравоохранения, направленному на повышение эффективности расходования средств бюджета на здравоохранение при обеспечении высокого качества медицинского обслуживания населения.

Государственная политика в области здравоохранения имеет перманентные цели предоставления высокого качества медицинского обслуживания населению при эффективном использовании бюджетных средств.

В качестве задач современного этапа государственной политики в сфере здравоохранения в Российской Федерации можно назвать институциональные преобразования в системе здравоохранения, которые бы позволили решить следующие задачи:

  • сформировать систему медицинского обслуживания населения, доступную всем гражданам;
  • повысить эффективность медицинского обслуживания населения страны исходя из потребностей населения, уровня заболеваемости и современного уровня развития медицинской науки.

Государственная политика в современном демократическом обществе, в том числе в сфере здравоохранения, должна определяться теми морально-нравственными установками и целями социально-экономического развития, которые поддерживаются большинством общества и отвечают запросу наиболее полного обеспечения прав личности. Государственная политика в области здравоохранения в Российской Федерации представляет собой систему мероприятий, решений, действий, которые имеет своей целью обеспечение конституционно закрепленных гарантией оказания медицинских услуг в необходимом объеме и высокого качества.

Замечание 1

Глобальная эффективная реализация государственной политики в сфере здравоохранения должна обеспечивать сокращение темпов смертности и рост продолжительности жизни.

Система государственной политики в сфере здравоохранения в Российской Федерации в качестве основных направлений сегодня предполагает:

  • обеспечение роста качества медицинских услуг и соответствующих позитивных последствий в виде сокращения темпов смертности, рост ожидаемой продолжительности жизни, увеличения объемов населения, в отношении которого осуществляется профилактическая работа и пр.;
  • повышение доступности медицинских услуг. Это предполагает увеличение объема финансирования специальных программ в сфере здравоохранения и увеличения объемов медицинских услуг, реализуемых государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения и пр.;
  • эффективность использования ресурсов, выделяемых на здравоохранение, в том числе материально-технических и трудовых ресурсов;
  • состояние удовлетворенности населения качеством и объемом оказания медицинских услуг в стране.

Достижение названных целей предполагает последовательное решение следующих задач:

  • поддержка и активное развитие научной деятельности, в том числе инновационной деятельности, в области здравоохранения, а также повышение профессионального уровня медицинских работников, формирование системы для стимулирования и мотивации медицинских работников к эффективному труду;
  • полное обеспечение гарантий государства по оказанию населению бесплатных медицинских услуг;
  • внедрение информационных технологий в область здравоохранения, в том числе обеспечение использование информационных ресурсов для организации предоставления населению медицинской помощи;
  • совершенствование обеспечения населения лекарствами;
  • качественное обновление системы обязательного страхования в сфере медицины и пр.

Система управления в сфере здравоохранения Российской Федерации

Сфера здравоохранения является важнейшей социальной сферой государственной политики. Для обеспечения интересов населения в области здравоохранения учреждена и функционирует специальная система органов, возглавляемая Министерством здравоохранения и социального развития страны.

Этот орган публичного управления относится к исполнительной ветви власти, имеет систему подведомственных ему организаций и посредством взаимодействия с иными органами публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях, а также общественными и другими организациями реализует нормативно-правовое упорядочение общественных отношений в сфере здравоохранения.

Система государственного управления в сфере здравоохранения в Российской Федерации включает в себя следующие уровни:

  • органы публичного управления, функционирующие в сфере здравоохранения на федеральном уровне. К ним относятся Министерство здравоохранения и социального развития, а также агентства по здравоохранению, служба по надзору в сфере здравоохранения, фонд медицинского страхования и пр.;
  • на региональном уровне система управления здравоохранением представлена органами исполнительной власти регионального уровня. Это департаменты, управления и отделы региональных исполнительных органов и территориальные представительства фонда обязательного медицинского страхования;
  • на муниципальном уровне система управления здравоохранением представлена подразделениями территориальных отделов фонда медицинского страхования и структурными подразделениями местных администраций, занимающихся вопросами здравоохранения (специальные управления, отделы и пр.).

Кроме того, в систему управления включаются медицинские учреждения, как коммерческого, так и государственного характера. К их числу относятся государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, учреждения, осуществляющие научно-исследовательскую работу в сфере медицины, образовательные учреждения медицинского профиля, фармацевтические организации.

Частный сектор представляют частные медицинские организации, фармацевтические предприятия, аптеки, медицинские работники, осуществляющие частную практику и др.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennaya_politika_i_sistema_upravleniya_v_sfere_zdravoohraneniya_rossiyskoy_federacii/

Система организации здравоохранения в РФ

Система и политика здравоохранения в рф кратко

Согласно Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса, охрана здоровья граждан и укрепление общественного здоровья лежит в основе социальной и экономической политики государства. Выполнение этой важной социальной политики призвана осуществлять государственная система здравоохранения.

Всю профилактическую работу по сохранению и поддержанию санитарно-противоэпидемического состояния в городах, поселках и сельских районах призваны осуществлять подразделения санитарно-эпидемического контроля Минздрава Российской Федерации.

Указанная служба осуществляет контроль за качеством питьевой воды, продуктов питания, санитарным состоянием городов, соблюдением гигиенических норм труда, жилища, объектов питания и др.

В задачи санитарно-эпидемиологической службы входит приведение профилактических прививок как плановых, так и по эпидемиологическим показаниям при опасности распространения гриппа, кори, полиомиелита, скарлатины и других инфекционных заболеваний.

Под здравоохранением как общественной функциональной системой понимается весь комплекс государственных, коллективно-групповых и личных мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья каждого человека и всего населения.

В таком широком плане здравоохранение включает все элементы окружающей природной и социальной среды, в т.ч.

и системы непосредственного жизнеобеспечения, а также образ и условия жизни населения, уровень его образования и культуры – все то, что способствует защите жизни и здоровья, максимальному продлению активной творческой жизни человека.

В более узком плане системой здравоохранения называют ту совокупность служб, органов и учреждений, которые непосредственно заняты медико-санитарным делом, изучением здоровья и его нарушений, профилактикой, распознаванием и лечением болезней.

Современная концепция здравоохранения рассматривает его не как социальную сферу, которая финансируется по остаточному принципу, а как сферу жизнеобеспечения и безопасности..

Как система сохранения и укрепления здоровья человека в РФ, здравоохранение включает следующие формы:

– государственная система здравоохранения – обеспечивает возможности обязательного применения медицинскими учреждениями единых наиболее эффективных методов работы, проведения плановых оздоровительных и санитарно-гигиенических мероприятий, а также принципа общедоступности;

– система страховой медицины;

– частная медицина (клиники, кабинеты).

Система здравоохранения имеет два направления:

1. Профилактическое, основной задачей которого является предупреждение ослабления здоровья и развития заболевания.

Включает следующие виды деятельности:

– санитарно-гигиенические мероприятия;

– диспансерный метод, имеющий следующие особенности:

1) активное выявление больных с ранними стадиями заболевания и постоянное наблюдение за ними.

2) активное наблюдение за больными и их систематическое лечение.

3) патронаж – составная часть диспансерного метода – активное систематическое наблюдение за больными в домашней обстановке, изучение социально-бытовых и гигиенических условий их жизни.

Проводится в следующих учреждениях:

а) поликлиники (до 90% больных). Нуждающиеся в лечении после обращения направляются в больницы на госпитализацию.

б) диспансеры: специализированные или кабинеты при поликлиниках (туберкулезные, онкологические, психоневрологические)

Диспансеры являются лечебно-профилактическими учреждениями.

II. Лечебное – выполняют различные клиники, основная задача которых – оказание лечебной помощи с использованием медикаментозных методов лечения, физических методов, оперативного метода в хирургических отделениях.

Особую категорию занимает родильный дом, где оказывают лечебную и профилактическую помощь.

Лечебно-профилактические учреждения здравоохранения:

1. Амбулаторные.

а) амбулатория – лечебные учреждения, мед. помощь осуществляется в самом учреждении и на дому. От поликлиники отличается меньшим числом специалистов и объемом диагностических исследований.

б) поликлиника – самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, или входит в состав объединения больницы, имеет лаборатории, диагностические кабинеты, процедурный кабинет, прием проводят врачи всех специальностей.

в) здравпункт – на промышленных предприятиях и ФАП в сельских местностях, оказывают первую квалифицированную медицинскую помощь, проводят профилактические осмотры, следят за санитарным состоянием предприятия и соблюдением техники безопасности.

г) диспансер – лечебно-профилактическое учреждение, где находятся под наблюдением больные с определенным заболеванием (туберкулезом, кожно-венерологическим, психоневрологическим, онкологическим заболеваниями). Проводят лечение, профилактику, патронаж больных.

д) женская консультация – лечебно-профилактическое учреждение, где осуществляется лечение и профилактика гинекологических заболеваний, наблюдение за беременными, обучают уходу за новорожденными и личной гигиене.

е) станции скорой помощи – обеспечивают население мед. помощью в острых случаях.

2. Стационарные.

а) больницы – лечебные учреждения для больных, нуждающихся в постоянном лечении и уходе. Строительство больниц осуществляется и расчета 100 коек на 10000 жителей. В зависимости от величины и подчинения различают больницы: республиканские, областные, краевые, городские, районные, сельские; по профилю: общего профиля и специализированные (туберкулезные, инфекционные., психиатрические).

б) госпитали – больница для лечения военнослужащих или инвалидов.

в) клиники – больничные учреждения, где осуществляется стационарное лечение больных и обучение студентов и выполнение НИР.

Главным направлением совершенствования организации здравоохранения становится обеспечение его целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации.

При этом положительное влияние должна оказать система обязательного медицинского страхования как основа финансирования медицинской помощи в рамках государственных гарантий.

На федеральном уровне утверждаются методики расчета нормативов обеспечения учреждений здравоохранения материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Программы здравоохранения субъектов Российской Федерации включат в себя программы государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью.

Развитие и совершенствование государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации являются важнейшим условием улучшения охраны здоровья населения страны.

В основе законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закреплен приоритет профилактических мер в укреплении и охране здоровья населения.

Министерством здравоохранения Российской Федерации разработан и осуществлен ряд организационных мероприятий, направленных на совершенствование и дальнейшее развитие этой важной сферы деятельности органов и учреждений здравоохранения.

Источник: https://studopedia.ru/3_66906_sistema-organizatsii-zdravoohraneniya-v-rf.html

Государственная медицинская система. Здравоохранение в России

Система и политика здравоохранения в рф кратко

В любой стране здравоохранение является социальной функцией общества, цель которой состоит в охране и укреплении здоровья человека.

Элементы подобной системы имели место еще до того, как людьми были созданы первые государства и древние цивилизации.

Они выражались в той или иной заботе общины, рода или племени о своих больных, а также в проводимых мерах по предупреждению травм и заболеваний. Сюда могут быть отнесены различные врачебные манипуляции знахарей, их проведение и организация.

История здравоохранения России

Заботу о здоровье своих граждан проявляет и наше государство. Причем существовала она на всех этапах исторического пути становления России.

Весь опыт, накопленный нашими учеными и врачами-практиками в медицинской сфере, позволил в 20-60 годы прошлого столетия приблизиться к условиям социально-гигиенического благополучия граждан.

Однако в последние десятилетия 20 века вся государственная система здравоохранения в России должна была начать переходить на новый режим функционирования. Предпосылкой к такому шагу стал эпидемиологический переход.

Диктовали свое и те новые условия, которые возникли в социальной и экономической сфере страны. Однако такой переход так и не был осуществлен. Кроме того, в условиях административно-командной системы здравоохранение стало испытывать своеобразный кризис. Он наблюдался в таких сферах, как:

– здоровье, что подтверждалось снижением продолжительности жизни по стране;

– финансирование, о чем говорило общее снижение вложенных в здравоохранение денег;

– оснащение материально-технической базы;

– кадры.

Для того чтобы улучшить состояние системы здравоохранения в России правительством был принят ряд документов. Все они были направлены на решение задачи кардинального изменения этой важной социальной сферы.

Согласно принятым постановлениям, система здравоохранения должна была быть радикально реформирована с учетом укрепления всей ее материально-технической базы и усиления профилактических направлений.

На сегодняшний день можно говорить о том, что все, что сделано в этом направлении до последнего десятилетия 20 в. дало свои положительные всходы. Однако страна начала переход на новые рельсы рыночных отношений.

Это обусловило принятие законодательного акта о медицинском страховании и потребовало новых подходов для того, чтобы в дальнейшем продолжала развиваться национальная система здравоохранения в России. И в настоящее время государство не перестает активно работать в данном направлении.

Принципы здравоохранения

Вся история государственной системы медицинского обслуживания населения развивалась вовсе не спонтанно. Во все времена ее уровень зависел от социально-экономических и политических условий, сложившихся в стране.

Но тем не менее государство на протяжении многих лет оставляло неизменным основные принципы системы здравоохранения в России. Все эти разработанные еще после 1917 г.

положения были актуальны на заре Советской власти, на протяжении всей истории существования СССР, сохранены они и настоящее время.

В перечень основных принципов здравоохранения РФ входит:

– ответственность государства и общества за укрепление и охрану здоровья своих граждан;

– создание интегрированной системы здравоохранения, включающей в себя организации и учреждения различных форм собственности которые гарантируют поддержание на должном уровне медицинских услуг населению;

– сохранение и дальнейшее развитие социально-профилактической направленности отечественного здравоохранения;

– обеспечение граждан квалифицированной общедоступной медицинской помощью;

– интеграция практики и науки;

– участие населения в осуществлении программ по охране здоровья;

– активная подготовка необходимых врачебных и сестринских кадров, придерживающихся правил и норм медицинской этики.

Направления деятельности

Вся совокупность работающих в нашей стране медицинских учреждений, это не что иное, как закрепленная законодательством система. Здравоохранение в России сегодня включает в себя три направления:

– государственное;

– муниципальное;

– частное.

Прежде, до 90-х годов 20 в., столь важную социально-общественную функцию выполняло только первое из них. Три направления в системе здравоохранения России образовалось только после принятия необходимых законодательных норм. Рассмотрим каждое из этих звеньев подробнее.

Государственное направление в медицине

Система органов управления здравоохранением в России данной сферы возглавляется Министерством. Являясь уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, оно решает задачи по разработке и дальнейшей реализации политики государства, направленной на охрану здоровья граждан страны.

Кроме того, целую сеть других органов управления включает в себя государственная система. Здравоохранение в России представлено Министерствами всех республик, входящих в состав РФ.

Кроме того, в государственную систему входят органы управления медицинской сферой, находящиеся в округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. То есть в этот список включены все субъекты страны, а также РАМН.

Задачи системы здравоохранения в России – предпринимать все шаги, позволяющие реализовать политику страны, а также выполнять различные программы в сфере развития медицины и изучающей ее науки.

Всем вышеперечисленным органам управления подчиняются учреждения:

– лечебно-профилактического типа;

– ведущие научно-исследовательскую деятельность;

– готовящие медицинские кадры;

– санитарно-профилактического типа;

– аптечные;

– фармацевтические.

Вся их совокупность и есть государственная система. Здравоохранение в России этого направления включает в себя и аналогичные учреждения, созданные Минтрансом, МВД и МЧС. Все они также выполняют огромную работу, направленную на сохранение здоровья граждан страны.

Организации государственной медицинской системы являются юрлицами. Причем свою деятельность они осуществляют в соответствие с законодательными актами РФ, нормативными положениями субъектов страны, а также основываясь на документах, изданных региональными и федеральными органами управления здравоохранения.

При этом выполняется задача по управлению данной сферой и проведению различных видов научно-исследовательской деятельности. Также организациями государственной системы проводятся мониторинги санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.

К ним обращаются люди и за оказанием высокотехнологичной врачебной помощи.

Муниципальная система

Основная задача учреждений этого направления также состоит в управлении и организации медицинского обслуживания пациентов. Муниципальная система здравоохранения в России включает в себя учреждения лечебно-профилактического и образовательного профиля. Сюда же входят фармацевтические предприятия и аптеки. Возглавляют эту систему медицинские органы управления муниципального уровня.

Причем все они действуют на основании правовых и нормативных актов не только федеральных, но и региональных органов, возглавляющих данное направление.

Основная задача, которую решает система здравоохранения регионов России, состоит в оказании населению первичной медицинской помощи, а также отдельных ее специализированных видов. Кроме того, муниципальным органам управления медицинской сферы, исходя из основных сфер их деятельности, необходимо:

– повышать уровень санитарно-гигиенического образования населения;

– обеспечить доступ населения к гарантированному объему врачебной помощи;

– осуществлять контроль над качеством услуг, оказываемых не только подчиненными организациями, но и теми, которые входят в медицинскую и частную системы.

Система здравоохранения регионов России финансируется из бюджетов всех имеющихся в стране уровней, а также созданных для этих целей фондов и других источников, не запрещенных законодательными актами.

Частная медицина

В эту систему здравоохранения входят организации лечебно-профилактического профиля, а также лечебные учреждения. Их имущество принадлежит частным лицам. В этой же системе находятся научно-исследовательские, образовательные, аптечные и лечебно-профилактические центры, которые финансируются физическими лицами или общественными объединениями.

Деятельность подобных учреждений находится в рамках действующего законодательства РФ, а также нормативно-правовых актов, изданных субъектами страны, региональными и федеральными органами медицинского управления и местного самоуправления.

Таким образом, система здравоохранения в России является смешанной. В настоящее время сосуществование всех трех направлений считается целесообразным, так как способствует увеличению списка и повышению качества врачебных услуг.

Гарантии населению

Насколько эффективна наша медицинская система? Здравоохранение в России является непосредственной заботой государства. Ведь оно заинтересовано в ростепродолжительности жизни людей. Как же работает система здравоохранения в России? Плюсы и минусы в этой сфере можно найти в любой стране. Есть они и у нас.

Так, положительной стороной российской системы являются гарантии получения бесплатной врачебной помощи. Это является конституционным правом каждого гражданина страны. Причем данное положение закреплено в Постановлении, принятом Правительством РФ в сентябре 1998 г.

В этом документе перечислены все виды подобной помощи, оказание которой производится за счет государственных средств.
Какая система здравоохранения в России? Социально ориентированная, направленная на поддержание и сохранение здоровья человека.

В рамках всеобщей диспансеризации медики проводят активное систематическое наблюдение за населением. Целью таких мероприятий является:

– выявление различных заболеваний на ранних этапах их развития;

– направление пациентов на лечение или на реабилитацию;

– принятие профилактических мер по предотвращению развития недуга, включающих в себя направление больного на более легких труд и т. д.

Кроме того, в России делается акцент на гигиеническое воспитание населения, формирование у людей понятий о здоровом образе жизни, чему способствуют различные профилактические и гигиенические программы.

Недостатки российского здравоохранения

Медицинское обслуживание населения РФ сталкивается с целым рядом проблем, не позволяющих ему функционировать с необходимой эффективностью.

Так, минусами российского здравоохранения является:

– недостаточное финансирование;

– нерациональное распределение выделенных казной средств;

– несбалансированность в соотношении объемов предоставляемых гражданам медицинских услуг и имеющихся у отрасли ресурсов;

– низкий уровень квалификации, недостаточное количество, а также высокая интенсивность работы среднего медперсонала, что особенно ярко наблюдается в амбулаторной практике;

– недостаток внимания к профилактической помощи граждан в амбулаторных условиях;

– недочеты системы медицинского образования, готовящей врачебные и сестринские кадры;

– неготовность врачей и медсестер к оказанию профилактической медпомощи на самом высоком уровне.

Перспективы развития

В каком направлении в дальнейшем будет идти система здравоохранения в России? Плюсы и минусы уже сложившейся в настоящее время практики внимательно изучаются специалистами. Анализ ситуации подскажет верные пути развития этой сферы. Так, для улучшения работы системы здравоохранения, необходимым является:

– оптимизация структур медицинских услуг и пересмотр функциональных обязанностей врачей, которые должны отказаться от экономически затратных и в то же время неэффективных работ;

– изменение учебных программ медицинских колледжей и вузов с одновременным расширением преподавания вопросов предоставления первичной помощи населению.

При этом управление системой здравоохранения в России должно отказаться от своих контролирующих функций, заменив их на аналитические.

Информационный портал

Перед сферой медицинского обслуживания РФ стоит важнейшая задача, связанная с повышением продолжительности жизни граждан страны.

Один из путей ее решения связан с уведомлением всех заинтересованных лиц о показателях работы организаций здравоохранения. И это стало возможным в связи с развитием новейших технологий.

С их использованием в Российской Федерации создана новейшая информационная база «Система здравоохранения регионов России», необходимая для:

– освещения перспективных направлений работы муниципальных и региональных органов управления, а также организаций и учреждений в вопросах здравоохранения;

– мотивации населения к заботе о своем здоровье;

– разработки дополнительных мероприятий по оказанию услуг в медицинской сфере;

– освещения инновационных программ и проектов, разработанных для внедрения новейших медицинских технологий;

– формирования позитивного отношения населения страны ко всей системе здравоохранения.

Что предлагает пользователям Интернета информационная база «Система здравоохранения регионов России»? Разнообразные обзоры, новости и статьи, которые размещаются на портале государственными органами управления.

Источник: https://FB.ru/article/228371/gosudarstvennaya-meditsinskaya-sistema-zdravoohranenie-v-rossii

Система и политика здравоохранения в Российской Федерации

Система и политика здравоохранения в рф кратко

Система и политика здравоохранения в Российской Федерации

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

С самого возникновения медицины как науки она была ориентирована именно на здоровье и предупреждение болезней.

Однако по мере развития цивилизации и более широкого распространения заболеваний медицина все в большей степени стала специализироваться на лечении болезней и все меньше уде­лять внимания сохранению здоровья. Особенно это проявляется в нашей стране. Так, в расчете на 100 тыс.

населения у нас врачей в 2,6 раза, а больничных коек — на 65 % больше, чем в США В России к концу XX века один врач приходился на 222 жителя одна медицинская сестра на 155; количество больничных коек со­ставляло 129 на 10 ООО населения.

А между тем, по данным диспан­серизации, проведенной в 2002 году, лишь 46 % детей признана здоровыми. Каждый четвертый житель нашей страны ежегодно поступает на стационарное лечение, каждый десятый обращается в различные медицинские учреждения и каждый третий пользует­ся услугами скорой медицинской помощи.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, лишь 10 % здоровья населения зависит от организации медицинского обслуживания .

Всемирной организацией здравоохранения определены четыре категории обобщенных показателей, которые характеризуют состояние здравоохранения в стране:

1) показатели, относящиеся к по­литике в области здравоохранения;

2) социальные и экономические показатели;

3) показатели обеспеченности медико-социальной по­мощью;

4) показатели состояния здоровья населения.

В выполнении задач здравоохранения участвуют: система вос­питания и образования, культура, наука и др.

Основные принципы охраны здоровья населения

Здравоохранение — система государственных, социально-экономических, общественных, медико-санитарных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья, обеспечение трудоспо­собности и активного долголетия людей.

Здравоохранение в России осуществляет свою деятельность по следующим принципам:

1) соблюдение прав человека и гражда­нина в области охраны здоровья человека; приоритет профилакти­ческих мер в области охраны здоровья граждан;

2) доступность медико-социальной помощи;

3) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

4) ответственность органов государствен­ной власти и управлений предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспече­ние прав граждан в области охраны здоровья (извлечения из ста­тьи 2 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года).

Нормативно-правовая база охраны здоровья населения России

Правовое регулирование взаимоотношений человека и обще­ства во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граж­дан и медицинскую деятельность. Однако право на охрану здоро­вья и доступную медицинскую помощь лишь сравнительно недавно стало предусматриваться в законодательстве различных стран.

В 1948 году это право было декларировано в международном мас­штабе во Всеобщей декларации прав человека.

С 1990 года в России начались радикальные преобразования государства и общества, которые не могли не затронуть здравоох­ранение. Законодательство Российской Федерации в настоящее время наряду с Конституцией России включает в себя: конститу­ционные законы, кодексы, основы законодательства и федераль­ные законы.

Практически впервые в истории России начал скла­дываться кодекс законов в области охраны здоровья, в котором находят отражение следующие направления правового регулиро­вания:

—надзорные законы, обеспечивающие безопасные условия жизни;

—законы, обеспечивающие профилактику заболеваний и здоро­вый образ жизни;

—права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

—ответственность за правонарушения в области охраны здоро­вья граждан;

—организация деятельности системы здравоохранения;

—регулирование профессиональной медицинской и фармацев­тической деятельности;

—финансирование здравоохранения, налоги, таможенные по­шлины и льготы;

—специальные законы по актуальным разделам медицины и кон­кретным заболеваниям.

К сожалению, правовое регулирование основных видов меди­цинской деятельности мало известно специалистам и врачам. Что же касается рядовых пациентов, то они осведомлены еще меньше и еще хуже ориентируются в вопросах медицинского права.

Главным законодательным документом страны является Консти­туция Российской Федерации 1993 года, статья 41 которой гласит:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципаль­ных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бес­платно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взно­сов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные про­граммы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здра­воохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, эколо­гическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Основой реформы правовой системы здравоохранения являют­ся следующие законы:

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»

 «О медицинском страховании граждан в Россий­ской Федерации»

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

№ 5487-1 от 22 июля 1993года

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политиче­ского, экономического, правового, социального, культурного, науч­ного, медицинского, противоэпидемического и санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддер­жания его долголетней активной жизни, предоставления ему меди­цинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами.

Права граждан.

Граждане имеют право:

—на информацию о факторах, влияющих на здо­ровье.

—на регулярное получение достовер­ной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благопо­лучии района проживания, рациональных нормах питания, о про­дукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. (Извлечения из статьи 19).

—на медико-социальную помощь.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедиче­скую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая вы­плату пособия по временной нетрудоспособности.

— на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муни­ципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем меди­цинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

— на дополнительные ме­дицинские и другие услуги на основе программ добровольного меди­цинского страхования.

— на медицинскую экс­пертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях в соответствии со ста­тьей 53 настоящих Основ… Дети, подростки, учащиеся, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский кон­троль.

на пособие при карантине в случае отстранения их от работы санитарно-эпидемиологической службой вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несовершеннолетние, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену се­мьи.

— на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского доку­мента, удостоверяющего факт заболевания (извлечения из статьи 20).

Права семьи.

Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирова­ния семьи, наличия социально-значимых заболеваний и заболева­ний, представляющих опасность для окружающих… медико-генетические консультации с целью предупреждения возможных на­следственных заболеваний у потомства. Семья имеет право на выбор семейного врача.

Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей), имеют право на льготы в области охра­ны здоровья граждан, установленные законодательством.

Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка с выдачей листка нетрудоспособности.

Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родите­лей или иному члену семьи за весь период карантина, амбулатор­ного лечения или совместного пребывания с ребенком в больнич­ном учреждении, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. (Извлечения из статьи 22).

Права несовершеннолетних.

В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

—диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах;

—медико-социальную помощь и питание на льготных условиях за счет средств бюджетов всех уровней;

—-санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них небла­гоприятных факторов;

—-бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении професси­ональной пригодности; получение необходимой информации о со­стоянии здоровья в доступной для них форме.

Система и политика здравоохранения в Российской Федерации

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

С самого возникновения медицины как науки она была ориентирована именно на здоровье и предупреждение болезней.

Однако по мере развития цивилизации и более широкого распространения заболеваний медицина все в большей степени стала специализироваться на лечении болезней и все меньше уде­лять внимания сохранению здоровья. Особенно это проявляется в нашей стране. Так, в расчете на 100 тыс.

населения у нас врачей в 2,6 раза, а больничных коек — на 65 % больше, чем в США В России к концу XX века один врач приходился на 222 жителя одна медицинская сестра на 155; количество больничных коек со­ставляло 129 на 10 ООО населения.

А между тем, по данным диспан­серизации, проведенной в 2002 году, лишь 46 % детей признана здоровыми. Каждый четвертый житель нашей страны ежегодно поступает на стационарное лечение, каждый десятый обращается в различные медицинские учреждения и каждый третий пользует­ся услугами скорой медицинской помощи.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, лишь 10 % здоровья населения зависит от организации медицинского обслуживания .

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/16xc11.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.