Система медицинского права

Медицинское право – краткий курс лекций

Система медицинского права

Предмет и метод медицинского права. Одной из тенденций развития и совершенствования системы российского права является ее дальнейшая структуризация, выделение новых межотраслевых институтов, подотраслей и отраслей, таких как муниципальное, банковское, бюджетное, налоговое, информационное.

Серьезные основания имеются для того, чтобы уже сейчас включить в число межотраслевых институтов и медицинское право.

В будущем не исключается постепенное формирование самостоятельной отрасли медицинского права, поскольку объективная необходимость в регулировании фактически существующих общественных отношений предопределяет выделение соответствующей отрасли права.

Для формирования самостоятельной отрасли права особо значимы четыре критерия — своеобразие и качественная однородность тех или иных общественных отношений (иными словами, наличие предмета правового регулирования), распространенность общественных отношений данного типа; Необходимость использования специальных правовых средств (методов) их регулирования и наличие правовых норм (достаточно обширного законодательства).

Применительно к медицинскому праву можно утверждать, что оно имеет свой предмет регулирования.

В последнее время общественные отношения, связанные с обеспечением охраны здоровья населения и отдельных граждан, реализацией и защитой прав и свобод человека в сфере здравоохранения и медицинской деятельности превратили здоровье человека в важнейший объект социального и даже политического регулирования.

Реформа российского законодательства, прогресс науки, изменение этических представлений делают необходимым правовое регулирование общественных отношений, связанных с трансплантацией органов, использованием метода искусственного оплодотворения и имплантацией эмбриона, исследованиями фетальных тканей.

Несомненно, нуждаются в правовом регулировании проблемы массовой вакцинации населения, определения правового и социального статуса ВИЧ-инфицированных и лиц, употребляющих наркотики. В обществе не решена проблема защиты человека от дискриминации по признаку наличия заболевания (психическое расстройство, ВИЧ-инфицированность и др.

)1Буланова Л.В., Воробьев Н.И. О некоторых этических и правовых аспектах ВИЧ/СПИДА // Медицина, этика, религия и право: материалы конференции / сост. В.И. Шамшурин. — М.: Международный университет (в Москве), 2000. – С. 116.. Развитие в России рынка потребительских услуг остро поставило вопросы защиты прав пациентов и врачей.

Безусловно, требуют правовой оценки факты причинения вреда законным интересам пациента в результате ненадлежащего лечения, но не менее злободневна проблема правовой защиты врача от необоснованных (а иногда и некомпетентных) притязаний пациента и его представителя. Это далеко не полный перечень вопросов, находящихся на стыке медицины и права.

Отношения, связанные со здоровьем человека во многом специфичны, ибо обусловлены его физическим, нередко и психическим состоянием в различных ситуациях общественной, политической, профессиональной, семейной, бытовой жизнедеятельности.

Удельный вес общественных отношений, обуславливаемых состоянием здоровья человека, необходимостью мер по его защите и поддержанию в надлежащем состоянии и восстановлению (лечению) постоянно увеличивается.

Здоровье отдельных людей, особенно руководителей государства, народа в целом, становится положительным или отрицательным фактором внутриполитической и международной стабильности, развития и прогресса в экономике и социальной жизни.

Последнее десятилетие характеризуется крупными сдвигами в медицинской науке и биологии, предопределяющими качество и продолжительность человеческой жизни, возможности излечения наследственных заболеваний, разнообразной трансплантологии, биотехнологии и клонировании. Это одновременно порождает не только чисто медицинские, но и этические, и иные социальные проблемы, требующие правового решения и регулирования.

Совершенствование правового регулирования невозможно без разработки ряда теоретических проблем. Это касается, прежде всего, обоснования предмета и выбора методов правового регулирования, установления соотношения и взаимодействия различных правовых актов, решения вопросов юридической ответственности в сфере охраны здоровья граждан.

Переход к платным лечебно-профилактическим, санитарным и фармацевтическим услугам неизбежно приведет к созданию нового хозяйственного механизма здравоохранения.

Его основой становятся экономические и юридические категории, базирующиеся на расчете стоимости медицинской услуги и процедуры, договорных отношений между сторонами, юридической (в том числе имущественной) ответственности за негативные результаты лечения (его неблагоприятные исходы), а также за вред, причиненный здоровью застрахованных больных ненадлежащим лечением.

В условиях страховой медицины имущественная ответственность возлагается на лечебно-профилактические учреждения и медицинских работников, особенно в случаях, когда здоровью пациента причиняется вред в результате их деятельности.

Изучение материалов уголовных дел экспертными комиссиями в связи с неблагоприятными исходами лечения показали, что в 27,9% случаев они были вызваны врачебными ошибками, в 8,5% — отсутствием надлежащих условий для медицинской деятельности и в 7,4% обусловлены недобросовестностью работников лечебно-профилактических учреждений.

Метод правового регулирования отношений в сфере медицинской деятельности. В соответствии со ст.

18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, Деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Какие права и свободы человека и гражданина реализуются либо затрагиваются в процессе медицинской деятельности? Какими методами (в том числе, методами каких отраслей права) эти права и свободы могут быть эффективно реализованы либо защищены?

К сфере медицины имеют непосредственное отношение закрепленные Конституцией Российской Федерации и другими правовыми актами право на жизнь, право на здоровье и его охрану, право на личную неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

Поскольку сохранение и улучшение здоровья являются первейшими жизненными потребностями человека, то их удовлетворение всеми незапрещенными способами относится, прежде всего, к сфере частной жизни граждан.

Существует также публичный интерес в обеспечении общественного здоровья, который воплощается в государственной профилактике болезней, оказании медицинской помощи лицам в беспомощном состоянии и отдельным категориям граждан (военнослужащим, детям и т.д.

), оказание помощи в пределах установленного минимального стандарта, в рамках Государственных или иных программ за счет средств государства, муниципальных образований.

Такие отношения включают элементы частно-правового регулирования, проявляющиеся в праве граждан на дачу согласия и отказ от медицинского вмешательства, на выбор лечащего врача, на участие в выборе способа лечения.

Существует третий тип отношений. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Реализация данной нормы допускает принудительное лечение, медицинское освидетельствование (диагностику), принудительные профилактические мероприятия и т.п.

В качестве примера можно указать на меры, предусмотренные в ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», Законе Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Все эти медицинские отношения лежат в сфере публичного (административного) права. Их участниками являются наделенные компетенцией уполномоченные органы и учреждения, на граждан возлагается обязанность выполнять предписанные законом мероприятия, им представляются специальные гарантии прав и свобод.

Сложились три подхода к правовому регулированию медицинских отношений: на основе административно-правового, гражданско-правового методов и смешанный — социально-правовой. Однако это обстоятельство не должно препятствовать созданию Медицинского кодекса.

Действующие кодексы содержат нормы различных отраслей права. Даже в таком «чистокровном» кодексе, как Гражданский кодекс, имеются нормы административного, гражданско-процессуального права.

Медицинский кодекс должен закрепить указанное многообразие методов правового регулирования, установить регулятивные начала (дозволения и запреты), границы их действия.

На данный момент административно-правовой метод правового регулирования в области здравоохранения продолжает играть весьма важную роль, так как многие отношения здесь регламентируются административными актами: положениями, инструкциями, правилами и т.д. Такими актами определяются служебные права и обязанности работников здравоохранения, «технология» лечения, санитарно-профилактической деятельности, медицинской реабилитации, правонарушения в области охраны здоровья.

Учитывая растущую социальную и экономическую значимость медицины, не уменьшающееся число врачебных ошибок и других нарушений требований медицинской этики и деонтологии (деонтология — совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников.

), вплоть до преступлений, высокую ответственность врачей и других представителей медицинской профессии перед людьми и обществом в целом, было признано необходимым разработать специальный раздел права — медицинское право. Такое предложение было рассмотрено в 1977 г.

на IV Международной медикоправовой конференции в Праге. Сегодня медицинское право — это 16-я отрасль права, признанная наряду с другими отраслями, такими как уголовное, гражданское, трудовое, семейное и пр.

Проблема правовой регламентации медицинской деятельности и защиты прав и законных интересов граждан России в области охраны здоровья имеет исключительное значение.

Пивные причины тому — несовершенство медицинской законодательной базы, отсутствие реальных (а не декларативных) правовых механизмов обеспечения охраны здоровья, правовой нигилизм медицинского персонала и юридическая неграмотность населения, социально-правовая незащищенность как пациента, так и медицинского работника.

Среди основных направлений качественного улучшения ситуации в отечественном здравоохранении наряду с другими следует назвать:

  • совершенствование нормативно-правовой базы сферы охраны здоровья (законодательный уровень);
  • признание медицинского права как самостоятельной отрасли права (научно-теоретический уровень).

Становление новой отрасли права — процесс в достаточной степени длительный, зависящий от множества факторов и составляющих. Вот некоторые причины, свидетельствующие о возможности рассмотрения медицинского права в качестве «претендента» на самостоятельность:

  • действующий классификатор правовых актов предусматривает наличие отрасли законодательства, регулирующей вопросы здравоохранения;
  • учебные программы юридических и медицинских вузов все чаще содержат специальные разделы по медицинскому праву, а в самих учебных заведениях организуются самостоятельные кафедры для преподавания медицинского права;
  • диссертационные исследования, выполняемые по отраслям юридической науки, нередко посвящены актуальным проблемам юридического обеспечения медицинской деятельности;
  • научно-практические конференции всероссийского и международного уровня организуются и проводятся для обсуждения и решения значимых вопросов медицинского права;
  • в системе Российской академии медицинских наук, имеющей государственный статус, в 2004 г. открыто новое научное направление — «медицинское право»;
  • издание журналов, сборников, монографий по медикоправовому направлению.

Источник: https://isfic.info/medlek/index.htm

Система медицинского права и медицинского законодательства. Реализация медико-правовых норм

Система медицинского права

Наличие.системы.медицинского.права.позволяет.законодателю при принятии нормативно-правового акта, посвященного регулированию.того.или.иного.вопроса.медицинской.

деятельности, эффективно сочетать положения данных документов с уже существующей юридической базой. Между системой права и системой.законодательства.имеется.много.общих.черт.и.

взаимных связей, однако ставить знак равенства между ними нельзя – эти категории не тождественны.

В теории права система права определяется как внутренняя.структура.права,.которая.состоит.из.взаимозависимых норм, логически распределенных по отраслям, подотраслям и институтам [10].

Система медицинского права– это его внутреннее строение, определяющее объединение норм права в правовые институты и подотрасли медицинского права. Норма медицинского права является первичным элементом системы медицинского права и представляет собой содержащееся в нормативном.правовом.акте.

общеобязательное.правило.поведения, предназначенное для урегулирования медицинских отношений и обеспеченное силой государственного принуждения.

Следующим элементом системы медицинского права является институт медицинского права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений в сфере медицинской деятельности..Например,.управление.в.сфере.

здравоохранения, предоставление платных медицинских услуг и др. Подотрасль медицинского права как структурный элемент системы права – это обособленная часть отрасли права, которая регулирует качественно.однородные.группы.общественных.отношений..Например, медицинское страхование, медицинская экспертиза и др.

Под системой медицинского законодательствапонимается система нормативно-правовых актов, которые являются внешней.формой.существования.медико-правовых.норм,.способом придания им объективности, определенности.

Система медицинского права и система медицинского законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Понятие системы медицинского права характеризует сущностную внутреннюю сторону объективного права, понятие системы законодательства отражает его внешнюю сторону – форму.

Различия между системой медицинского права и медицинского законодательства наблюдаются в структурных элементах, содержании, объеме. Так, система медицинского права является невидимой, поскольку отражает внутреннее строение права, в то время как система медицинского законодательства является внешней, видимой формой системы права.

Система медицинского права представляет собой совокупность правовых норм, а система медицинского законодательства – совокупность нормативно-правовых актов.

К тому же, первичным элементом системы медицинского права является норма права со своей структурой (гипотезой, диспозицией, санкцией), а первичным элементом системы медицинского законодательства – статья закона, которая содержит нормативное распоряжение (текст грамматически и логически завершенных частей нормативного акта, в котором непосредственно выражаются содержание и структура медико-правовых норм), не содержащее, как правило, все три элемента логической правовой нормы. Система медицинского права формируется объективно, соответственно существующим общественным отношениям, а система законодательства создается в результате целенаправленной деятельности уполномоченных субъектов и потому включает субъективный момент. Кроме того, структурные элементы системы медицинского права в отличие от системы медицинского законодательства не имеют внешних реквизитов: названий разделов, глав, статей.

Таким образом, если система права отражает внутренние закономерности и отношения норм в их взаимной связи, то система законодательства характеризует внешнее объединение нормативного материала, его структуру и соотношение институтов и норм.

Обе эти категории диалектически связаны между собой как форма и содержание.

На этом вопросе мы остановились не случайно, поскольку в настоящее время не обеспечивается строгое соблюдение принципов построения системы права, что ведет к нарушению «внутренней логики» отраслей законодательства, по-прежнему допускается смешение права и закона.

Как и прежде, принятие одного-двух законов дает повод признать появление соответствующей отрасли права. Если исходить из данной посылки, то медицинское право уже существует, если не столетие, то, по крайней мере, не одно десятилетие. Такое механическое отождествление упрощает представления о праве и законе, так как первое явление гораздо шире и богаче второго.

Систему медицинского законодательства составляют: 1) международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины; 2) конституционное законодательство; 3) общее законодательство об охране здоровья населения; 4) отраслевое законодательство, содержащее правовые нормы, регулирующие общественные отношения, участниками которых являются медицинские работники и пациенты [11].

Реформирование законодательства о здравоохранении началось в 1992 г. после принятия Верховной Радой Украины Основ законодательства Украины о здравоохранении.

После принятия в 1996 г.

Конституции Украины специалистами в области здравоохранения был осуществлен анализ направленности указов Президента Украины и законов Украины по вопросам здравоохранения, а также экспертиза решений правительства и ведомственной нормативной базы на предмет их соответствия действующему законодательству [12].

Анализ всех действующих нормативно – правовых актов и методических документов показал, что законы Украины были изданы на развитие 10 разделов Основ, Указы Президента – 9, постановления Кабинета Министров Украины – 6, приказы Министерства здравоохранения Украины – 10, методические рекомендации – на развитие 4 разделов Основ.

Анализ, проведенный Министерством здравоохранения Украины и Институтом общественного здоровья показал, что эти нормативные акты развивают положения 10 из 12 разделов Основ. Исключение составили 1 и 12 разделы, где изложены общие положения и содержится регламентация ответственности за нарушение законодательства об охране здоровья.

В 2004 г. Верховной Радой Украины было принято более 100 законов, касающихся охраны здоровья. Они развивают 27 статей девяти разделов Основ и положения Конституции Украины.

На развитие ст. 2 раздела Основ «Права и обязанности граждан в сфере здравоохранения» приняты такие Законы: «Об охране труда» от 14 октября 1992 г., «Об информации» от 2 октября 1992 г. и др. Более 15 законов принято для развития разд. 3 Основ («Основы организации здравоохранения»), которые.непосредственно.касаются.охраны.

здоровья,.обеспечения санитарного и эпидемического благополучия и т.д. Более 16 законов Украины подготовлено для развития семи из восьми статей разд. 4 Основ («Обеспечение здоровых и безопасных условий жизни»).

Разработаны и приняты четыре закона Украины чисто медицинской направленности («Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров» от 15 февраля 1995 г., «О донорстве крови и ее компонентов»от 23 июня 1995 г.

, «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» от 16 июля 1999 г., «О психиатрической помощи» от 22 февраля 2000 г. и др.) для развития раздела 5 Основ («Лечебно – профилактическая помощь»).

Законы Украины «О ратификации Соглашения об обеспечении населения лекарственными средствами, вакцинами и другими иммунобиологическими препаратами, изделиями медицинского назначения и медицинской техники, которые вырабатываются на территории государств-участников Содружества Независимых Государств» от 26 апреля 1996 г.

, «О ратификации Соглашения между Правительством Украины и Правительством Швейцарской Конфедерации об оказании безвозвратной финансовой помощи на Проект «Охрана здоровья матерей и детей (неонатология)» от 27 июля 1998 г., «О государственной помощи семьям с детьми» от 21 ноября 1992 г. приняты для развития разд. 6 -7 Основ.

Положения ст. разд. 8 Основ «Медико-санитарное обеспечение санаторно-курортной деятельности и отдыха» в определенной степени развивают законы Украины «О плате за землю», многочисленные указы Президента Украины.

Однако нормы действующих законов охватывают не все основные сферы медико-правовых отношений.

Многие нормы Основ носят декларативный характер (так, например, в Основах не заложен механизм осуществления прав, о которых говорится почти во всех разделах этого нормативного акта, не определены обязанности, которые неразрывно связаны с правами; отсутствуют перечень оснований и условий возникновения ответственности, способы и формы ее несения и пр.).

Установление государством правовых норм – не самоцель. задача состоит в практическом осуществлении заложенных в них требований. Речь идет о реализации государственной воли, выраженной в правовой форме. Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны.

С объективной стороны она представляет собой совершение определенных действий, предусмотренных нормами права. С субъективной – характеризуется отношением субъекта к правовым требованиям в момент совершения предписываемых действий.

Так, например, субъект может быть заинтересованным в реализации права, осуществлять правовые предписания, осознавая общественный долг или из страха неблагоприятных последствий.

Классификацию форм реализации медико-правовых норм можно провести на различных основаниях.

Так, например, с точки зрения уровня (глубины) реализации содержащихся в нормативных актах положений можно выделить: 1) реализацию общих установлений, содержащихся в преамбулах законов, в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности; 2) реализацию (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию; 3) реализацию в конкретных медицинских правоотношениях конкретных медико – правовых норм.

По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием медико-правовой нормы, следует различать: 1) соблюдение запретов (пассивное воздержание от совершения действий, находящихся под запретом). Так, например, согласно ст.

74 Основ: «медицинской и фармацевтической деятельностью могут заниматься лица, имеющие соответствующее медицинское образование и соответствуют единым квалификационным требованиям».

Для соблюдения зафиксированного в данной норме запрета требуется пассивное поведение: воздержание от занятия медицинской и фармацевтической деятельностью, если нет соответствующего медицинского образования; 2) исполнение обязанностей (реализация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение). Например, согласно ст.39 Основ «врач обязан объяснить пациенту в доступной форме состояние его здоровья, цель предложенных исследований и лечебных мер, прогноз возможного развития заболевания, в том числе наличие риска для жизни и здоровья» или, например, согласно ст. 8 Закона Украины «О лекарственных средствах» заказчик клинических испытаний лекарственного средства обязан перед началом клинических испытаний заключить договор о страховании жизни и здоровья пациента (добровольца)); 3) использование субъективного права (в этой форме реализуются управомачивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права). Так, например, в ст. 290 ГК Украины записано: «совершеннолетнее дееспособное физическое лицо имеет право быть донором крови, ее компонентов, а также органов и других анатомических материалов и репродуктивных клеток». Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъективное право может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченого, посредством совершения юридических действий, через предъявление требования к обязанному лицу и в форме притязания, т.е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права.

Источник: https://studopedia.su/14_124099_sistema-meditsinskogo-prava-i-meditsinskogo-zakonodatelstva-realizatsiya-mediko-pravovih-norm.html

Медицинское право: понятие, источники, принципы, нормы | Суворов

Система медицинского права

Прежде сфера организации и осуществления практической медицинской деятельности была изолированной, самодостаточной и саморегулирующейся системой. С изменением социально-экономических условий и правовой доктрины в России перестали существовать ниши, недоступные правовому воздействию. Не исключение — и сфера охраны здоровья.

Значительное отставание фактической действительности в здравоохранении от правовой вызвало бурный рост медицинских споров и обращений в суд. С этого началось практическое формирование современного отечественного медицинского права.

Что такое Медицинское право

Медицинское право это отрасль права, система правового регулирования отношений в сфере здравоохранения, медицинского страхования; иными словами — всеми отношениями, возникающими по поводу организации, оплаты и оказания медицинской помощи, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности. (Что такое Право)

Выяснилось, что действующее общее и специальное законодательство не способно учитывать особенности отношений в сфере охраны здоровья, не сложился необходимый категориальный (понятийный) аппарат, консолидирующий фактические и юридические представления участников отношений в сфере охраны здоровья. Неосведомленность юристов общей практики в медицине обычно сводит на нет значение их опыта и познаний в области юриспруденции в «медицинских» делах.

Возникла необходимость осмысления накапливающегося опыта. Обнажились насущные проблемы, выявились направления приложения сил, обозначились концептуальные подходы – это потребовало начального, пилотного анализа. Так стала формироваться теория современного отечественного медицинского права.

Сформировалось два основных подхода к проблеме

  1. Первый основан на ведомственно-отраслевой модели, здравоохраненческой, медицинской версии медицинского права, согласно которой правотворчество отправляется от практики организации и осуществления медицинской деятельности в подведомственности отраслевого ведомства, Министерства здравоохранения РФ — источник правотворчества в этом случае находится в области охраны здоровья, а медицинское право обслуживает те потребности, для которых прежде создавался регламент актами отраслевого ведомства. При таком подходе закон и иные правовые акты рассматриваются как средство придания общеобязательной силы и легальной формы ведомственным нормативам, как способ распространения ведомственных нормативов в неподведомственной среде.
  2. Второй подход отправляется от существующей правовой доктрины, в соответствии с которой расстановка приоритетов правового регулирования осуществляется актами объективного права в их иерархическом соотношении в единой системе, а источник правотворчества, в том числе в области охраны здоровья, находится в юридической сфере. Тем самым медицинское право не состоит на службе ведомства, а имеет вневедомственный и – более того – надведомственный характер. Задачей медицинского права является создание механизма регулирования, одинаково обязательного как для ведомства, так и для вневедомственной сферы, как для представителей медицины, так и для пациентов, а правоприменение осуществляется не в ведомственных рамках и не по ведомственным правилам, а судом по правилам юридическим.

Теория и практика медицинского права находят воплощение в деятельности заинтересованных специалистов разного профиля: врачей, юристов, организаторов здравоохранения. К медицинскому праву проявляют интерес как должностные лица, так и негосударственные организации.

Составляется институт специалистов в области медицинского права

Таковыми являются не все заинтересованные, но лишь сведущие в вопросах правового обеспечения сферы охраны здоровья.

В числе последних состоят те, для которых юридическая деятельность является профессией, и те, которые ориентированы в проблематике медицинского права, не будучи профессиональными юристами.

Среди юристов выделяются обладатели сопутствующей медицинской профессии – с опытом предшествующей практической деятельности по ней или без такового. Предметом деятельности юристов в этой сфере является анализ разнородной информации по юридическим критериям.

Отдельно отстоит корпус медицинских (в том числе судебных) экспертов, предметом деятельности которых является анализ однородной информации по медицинским критериям.

Экспертная деятельность примыкает к юридической деятельности в сфере охраны здоровья, но не подменяет ее и не тождественна ей.

В любом случае круг заинтересованных специалистов обозначился, и по мере того, как он будет шириться, произойдет их корпоративное объединение на основе консолидации не формальных, но вполне объективированных интересов.

Медико-юридическая деятельность имеет богатый потенциал и серьезную перспективу.

Правовые институты медицинского права

Правовые нормы формируют отрасль посредством правовых институтов.Правовой институт это обособленный комплекс норм права, которые являются специфической частью правовой отрасли, и регулируют конкретную разновидность отношений в обществе.

В медицинском праве выделяют следующие институты права:

  1. Информированное добровольное согласие на вмешательство медицинского характера.
  2. Отказ от медицинского вмешательства.
  3. Оказание медицинской помощи без получения согласия гражданина.
  4. Регулирование репродуктивной человеческой функции.
  5. Использование новых медицинских технологий и проведение биомедицинских исследований.
  6. Врачебная тайна.
  7. Профессиональная ошибка.

Самостоятельную правовую отрасль характеризуют свой предмет правового урегулирования и специфическая методика правового урегулирования.

Предмет и метод медицинского права

Предмет правового регулирования является тем, на что осуществляет воздействие право. Общеизвестно что право оказывает воздействие на отношения в обществе.

В связи с этим, предметом правового урегулирования является качественно однородная разновидность общественных отношений, на которые оказывают воздействие нормы конкретной правовой отрасли.

Метод правового регулирования общественных отношений является совокупностью средств, способов, приемов, при помощи которых право оказывает воздействие на отношения в обществе, на поведение организаций и граждан в таких отношениях.

Юридические методы заключены в том, что право оказывает воздействие на общественные отношения тройственным путем зависимо от того, каким является характер правил поведения, которые закреплены в диспозиции юридической нормы.

Субъектный состав медицинского права

Главные участники правовые отношений в сфере медицинского права это:

  1. пациенты;
  2. медицинский персонал;
  3. медицинские учреждения;
  4. страховые медицинские организации;
  5. страхователи;
  6. государственные органы урегулирования и управления в области здравоохранения.

Кроме этого, в медицинских правовых отношениях возможным является участие таких субъектов, как:

  1. органы, которые выдают медицинским учреждениям лицензии и сертификаты на ведение медицинской деятельности;
  2. ассоциации в медицинской сфере;
  3. контролирующие организации, такие как общества защиты прав потребителей, профсоюзы, антимонопольный комитет;
  4. суды.

Право на медицинскую помощь

Все российские граждане обладают определенными правами в сфере охраны здоровья. Большая часть таких прав закреплена в акте законодательства, именуемом Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Множество прав закрепляются в декларативной и общей форме, а механизм по их реализации нормативно-правовыми актами не урегулирован.

Тем не менее, факт того, что закон предоставляет некоторые права, является достаточным для того, чтобы потребовать их соблюдения всеми чиновниками, а так же медицинскими работниками.

Заметим, что список прав, которые предоставляет Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», является далеко не исчерпывающий.

Существуют также права, которые закреплены в иных актах законодательства Российской Федерации.

Базисные права в сфере медицинского права закрепляются 4-ой главой Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», так же этой главой закрепляются обязанности в сфере здравоохранения.

Любой пациент обладает правом:

  1. уважительного и гуманного отношения со стороны обслуживающего и медицинского персонала;
  2. выбора врача, лечащего врача при учете его согласия, выбора лечебно-профилактического учреждения при учете договора добровольного и обязательного медицинского страхования;
  3. обследования, лечения и содержания в условиях, которые соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям; требовать проведения консилиума, консультации у иных специалистов;
  4. облегчения болей, связанных с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными средствами и способами; сохранения в тайне информации по факту обращения за помощью медицинского характера, по состоянию здоровья, диагнозам и иных сведениях, которые были получены в процессе его обследования и лечения(здесь реализуется «врачебная тайна»);
  5. получения информационных данных о собственных правах и обязанностях, а так же по состоянию собственного здоровья, а также на избрание лиц, которым в интересах пациента может передаваться информация по состоянию его здоровья;
  6. возмещения ущерба в случаях причинения вреда здоровью в процессе оказания медицинской помощи;
  7. допуска к нему адвоката или другого законного представителя с целью защиты его прав и законных интересов; .допуска к нему священнослужителей.

Ссылки по теме:

Медицинские споры

Прежде сфера организации и осуществления практической медицинской деятельности была изолированной, с…

Источник: https://malina-group.com/meditsinskoe-pravo/

Система и источники медицинского права

Система медицинского права

Принимая медицинское право в качестве комплексной отрасли права, важно отметить и охарактеризовать его систему и источники.

Это важно как в учебных, так и в практических целях, поскольку это представляет возможность более качественного изучения медицинского права и системного его восприятия.

Наличие системы медицинского права позволяет законодателю при принятии нормативно-правового акта, посвященного регулированию того или иного направления медицинской деятельности, эффективно сочетать положения данных правовых документов с уже существующей юридической базой.

Кроме того, система медицинского права позволяет снизить вероятность принятия неправомерных решений должностными лицами сферы здравоохранения, обладающими административно-распорядительными функциями. Являясь объективно существующей, система медицинского права предоставляет возможность анализировать ее внутреннее строение, составные части.

Система медицинского права – это его внутреннее строение, определяющее объединение норм права в правовые институты и подотрасли медицинского права.

Систему медицинского права необходимо рассматривать с трех позиций:

как комплексную отрасль права;

как учебную дисциплину;

как часть правовой и медицинской науки.

Каждая из указанных позиций имеет свои особенности в системе медицинского права. В частности, система медицинского права с позиции комплексной отрасли права, состоит из следующих элементов:

нормы медицинского права;

институты медицинского права;

подотрасли медицинского права.

Такое деление связано с рассмотрением внутренней структуры медицинского права по принципу: “от меньшего – к большему”, т.е. от мельчайшей частицы (норма медицинского права) к более крупной (институт и подотрасль медицинского права), которые уже в своей совокупности и образуют медицинское право как комплексную отрасль права.

Первичный элемент системы медицинского права – норма медицинского права представляет собой структурный элемент системы права, представляющий собой содержащееся в нормативно-правовом акте общеобязательное правило поведения, предназначенное для урегулирования медицинских правоотношений и обеспеченное силой государственного принуждения.

К особенностям норм медицинского права следует отнести то обстоятельство, что, будучи комплексной отраслью, медицинское право включает в свой состав нормы различных отраслей права: уголовного, гражданского, административного и др.

Например, вопросы осуществления принудительных мер медицинского характера регулируются посредством норм уголовного права.

Взаимоотношения пациента и частного медицинского учреждения при заключении договора на оказание медицинской помощи регламентируются нормами гражданского права.

Институт медицинского права – это структурный элемент системы права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений в сфере медицинской деятельности.

К основным институтам медицинского права относятся: организация и управление в сфере охраны здоровья, медицинская (профилактическая, диагностическая, лечебная, реабилитационная и др.) помощь населению, обеспечение лекарственными средствами, предоставление платных медицинских услуг и др.

Подотрасль медицинского права – это структурный элемент системы права, представляющий собой обособленную часть отрасли права, которая регулирует качественно однородные группы общественных отношений.

Среди подотраслей медицинского права выделяются: медицинское страхование, права граждан в области охраны здоровья граждан, гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам, медицинская экспертиза и др.

Рассматривая систему медицинского права, как учебную дисциплину, необходимо отметить важность внутреннего строения медицинского права с позиций образовательного процесса. По этому критерию система медицинского права включает в себя общую и особенную части. Общая часть включает в себя нормы, имеющие значение для всех институтов и подотраслей медицинского права. Это нормы, регулирующие:

организацию охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

организацию страховой медицины в Российской Федерации;

права граждан в области охраны здоровья граждан;

защиту прав пациентов и др.

В свою очередь, особенная часть дисциплины – медицинское право включает в себя значительное количество институтов, каждый из которых посвящен регулированию определенной категории общественных отношений. К таковым относятся:

– правовое обеспечение медицинской деятельности по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека;

– юридическая регламентация оказания платных медицинских услуг;

– юридические аспекты оказания психиатрической помощи;

– юридическая квалификация дефектов оказания медицинской помощи и др.

И, наконец, система медицинского права, как часть правовой и медицинской науки включает в себя составные элементы медицинского права, которые подвергаются научному исследованию с целью наиболее полного и всестороннего решения стоящих перед учеными задач. Система медицинского права, как часть правовой науки включает в себя следующие основные направления:

– теоретико-правовые основы медицинского права как комплексной отрасли российского права;

– соотношение и взаимодействие медицинского права с другими отраслями права;

– поиск оптимальных путей регламентации новых направлений медицинской деятельности;

– совершенствование образовательных программ в области юридического и медицинского образования и др.

Таким образом, систему медицинского права необходимо рассматривать с позиций отдельной отрасли права, учебной дисциплины и части правовой и медицинской науки. Именно такое, комплексное восприятие позволяет более глубоко познать ключевые аспекты медицинского права, исследовать его составные элементы.

Рассматривая систему медицинского права, важно ориентироваться в источниках данной отрасли права. Под источником права (в теории права нередко наравне с данным термином употребляется понятие форма права) в общетеоретическом смысле понимается способ закрепления правовых норм.

Исторически выделяют несколько источников права. Это нормативно-правовой акт, правовой обычай, юридический прецедент и нормативный договор.

В области медицины наибольшее значение сейчас имеет нормативно-правовой акт, который далее будет показан в качестве основного источника медицинского права.

В аспекте изучения юридической регламентации медицинской деятельности необходимо заметить, что источники медицинского права – это способ внешнего закрепления (выражения) правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности.

С позиций современного развития правовой науки можно выделить следующие особенности источников медицинского права:

наличие в Конституции РФ положений, посвященных общим вопросам регламентации медицинской деятельности (ст. 41);

координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ);

существование обобщающего нормативно-правового акта в сфере медицинской деятельности – Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”;

нормы медицинского права, нередко, заимствованы из других отраслей права (уголовного, гражданского, административного и др.), что связано с рассмотренной ранее комплексной природой медицинского права.

Следует выделить четыре критерия классификации источников медицинского права:

юридическая сила;

предмет регулирования;

характер правового регулирования;

сфера действия.

В соответствии с первым критерием (юридическая сила) источники медицинского права делятся на законы и подзаконные акты.

Законы в сфере медицинского права – это нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой и принимаемые в установленном порядке по наиболее важным вопросам медицинской деятельности высшим органом законодательной власти в России. Например, Федеральный закон от 30 марта 1999 г.

N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, Федеральный закон от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации”.

Подзаконные акты в сфере медицинского права – это нормативно-правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение законов, Президентом РФ, различными государственными органами и органами местного самоуправления (Правительство РФ, Министерство здравоохранения РФ, органы управления здравоохранения субъектов РФ, муниципальные органы, уровень конкретного предприятия, учреждения и др.). В частности:

– Указ Президента РФ от 20 августа 1997 года N 899 “О Федеральном управлении медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения РФ”;

– Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2003 года N 123 “Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе”;

– Приказ Минздрава РФ от 8 сентября 2003 года N 432 “Об утверждении Устава ГУ “Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова Минздрава России”;

– Приказ Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 4 февраля 2003 года N 61 “О реорганизации Комитета здравоохранения Москвы”.

Общее правило в структуре источников права, которое действует также и в системе медицинского права заключается в том, что закон по юридической силе всегда более значим, чем подзаконный акт. В случае противоречия между положениями закона и подзаконного акта по одному и тому же вопросу – верховенствует положение закона.

В зависимости от предмета регулирования источники медицинского права могут быть общие и специальные. Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования достаточно широк и охватывает как медицинские правоотношения, так и правоотношения в других отраслях права.

Это, прежде всего, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и др.

В свою очередь, специальные источники медицинского права – это нормативно-правовые акты, посвященные исключительно вопросам регулирования общественных отношений в сфере медицинской деятельности.

В качестве примеров можно привести: Закон РФ от 2 июля 1992 года N 3185-I “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” или Закон РФ от 22 декабря 1992 года N 4180-I “О трансплантации органов и (или) тканей человека”.

По характеру правового регулирования источники медицинского права могут быть квалифицированы как материальные и процессуальные.

Нормативно-правовые акты материального характера преимущественно регулируют содержательную сторону медицинских правоотношений, т.е. права и обязанности участников. К источникам такого рода относится Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.

Если вести речь об источниках медицинского права преимущественно процессуального характера, то это акты, которые регулируют порядок деятельности по осуществлению и защите норм материального права, т.е.

определяют порядок, процедуры осуществления тех или иных значимых для медицинской деятельности явлений. В качестве примера источника медицинского права с преимущественно процессуальным характером можно привести Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г.

N 291 “О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”)”, которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

И, наконец, в зависимости от сферы действия источники медицинского права могут быть федеральными источниками и источниками субъектов Российской Федерации. Первые действуют на всей территории Российской Федерации, вторые – только на территории конкретного субъекта РФ.

Федеральный закон от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)” – пример федерального источника медицинского права. В то же время Закон Республики Башкортостан от 15 июня 1992 г.

“О медицинском страховании граждан в Республике Башкортостан” – один из вариантов источников медицинского права субъектов Российской Федерации.

Особенностью развития регионального законотворчества в субъектах Российской Федерации является неравномерность нормотворческой деятельности по вопросам правового регулирования различных отраслей медицинской деятельности в разных субъектах Российской Федерации.

Так, если законы, связанные с противотуберкулезной помощью населению приняты в 30-ти субъектах РФ, то по вопросам правового регулирования донорства – только в трех*(7).

В этом учебном издании не анализируется региональное законотворчество, хотя оно и нуждается в серьезной коррекции, создании модельных законов для их последующего использования в субъектах Российской Федерации.

Источник: https://studopedia.ru/22_132293_sistema-i-istochniki-meditsinskogo-prava.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.