Социальное здоровье детей

Педразвитие | ПСИХИЧЕСКОЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА: ВЛИЯНИЕ НА НЕГО ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Социальное здоровье детей

Баланович Галина Викторовна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ г.

Мурманска № 90
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХИЧЕСКОЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА: ВЛИЯНИЕ НА НЕГО ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
16.02.2019
Раздел: дошкольное образование

ПСИХИЧЕСКОЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ

ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА: ВЛИЯНИЕ НА НЕГО ВСЕХ

УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Мурманска № 90

Мир,

в

котором

живет

современный

ребенок,

образ

жизни

среднестатистической

семьи,

по

сравнению

с

недавним

прошлым,

существенно

изменился.

Социально-экономические

проблемы

жизни

общества,

оказывающие

негативное

влияние

на

большинство

семей,

ухудшение

экологической

ситуации

в

России

порождают

условия,

при

которых

значительно

снижается

уровень

физического

и

психического

здоровья детей.

Основная задача современного образовательного учреждения – это

не столько передача ребёнку основных знаний, умений и навыков, а скорее

создание

условий

для

полноценного

психического,

физического,

эмоционального,

социального

развития

и

здоровья

ребёнка.

Новый

образовательный стандарт ориентирован не на содержание образования, а

на то чтобы по окончании образовательного учреждения ребёнок владел

теми

компетенциями,

которые

помогут

ему

занять

достойное

место

в

обществе.

Взаимодействие

педагогов

и

родителей

позволяет

выявлять,

осознавать

и

решать

проблемы

воспитания

детей,

оно

позитивно

отражается на психическом, физическом и социальном здоровье ребенка.

Работа

с

детьми

требует

от

всего

педагогического

коллектива

большого напряжения сил и энергии, поэтому главной целью становится

создание группы единомышленников, где каждый специалист выполняет

свои функции. Специалисты

обследуют детей, наблюдают за ними в

процессе

занятий.

Воспитатели

изучают

детей

на

занятиях

и

в

повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на

прогулке, во время свободной деятельности.

Результаты обсуждаются и

анализируются всем педагогическим коллективом

ДОУ. Обсуждаются

достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.

Одна

из

главных

ролей

роль

здесь

принадлежит

воспитателю,

который

ежедневно

и

достаточно

продолжительно

общается

с

детьми,

знает

их

склонности,

интересы

и,

следовательно,

может

определить

оптимальные

формы

включения

необходимых

заданий

коррекционно-

психологической и развивающей направленности.

Однако нередко в силу разных объективных и субъективных причин

(отсутствие

достаточного

объема

психолого-педагогических

знаний)

организовать

грамотную

работу

с

ребенком

на

оптимальном

уровне

довольно сложно. Вот почему так важна координация работы педагога-

психолога и воспитателя.

Цель

работы

воспитателей

и

педагога-психолога

сохранение

и

укрепление

здоровья

детей,

содействие

их

своевременному

и

гармоничному

развитию.

Поэтому

взаимодействие

и

взаимопонимание

сторон изначально обусловлено общностью их целей и задач.

Продуктивная деятельность психолога в дошкольном учреждении

возможна

только

при

постоянном

целенаправленном

сотрудничестве

с

педагогами.

Даже

если

педагог-психолог

имеет

большой

запас

теоретических знаний, практических умений и огромное желание работать,

он не сможет добиться значимых результатов без деятельной активной

поддержки педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности.

Поле

деятельности

педагога-психолога

в

ДОУ

довольно

обширно.

Он

проводит

адаптационную,

развивающую,

коррекционную

и

диагностическую работу с детьми, консультирует родителей и педагогов по

вопросам

развития

и

воспитания,

активно

участвует

в

воспитании

и

проведении любых мероприятий. Много детей нуждается в той или иной

степени

в

помощи

психолога.

Растет

число

детей

с

нарушениями

поведения в виде агрессивности, тревожности, страхов, расторможенности,

эмоциональной

неустойчивости.

Всем

без

исключения

дошкольникам

требуется

развивающее

общение

с

психологом,

осуществляемое

на

групповых занятиях. В детский сад постоянно прибывают новые дети,

нуждающиеся в адаптационной поддержке.

Число

детей,

с

которыми

работает

педагог-психолог,

достаточно

велико, а задач, решаемых им в процессе своей работы, еще больше.

Поэтому время, которое он в состоянии уделить каждому ребенку, бывает

недостаточным для достижения положительного результата в развитии или

коррекции. Здесь без заинтересованного, понимающего, психологически

компетентного педагога никак не обойтись. Именно воспитатель, взяв на

вооружение

знания

психолога,

уяснив

необходимость

коррекционно-

развивающего воздействия, в совместной психолого-педагогической работе

может добиться эффективных изменений в развитии и поведении ребенка.

Практически каждый человек, в том числе и педагог, имеет много

внутренних предубеждений, комплексов, не позволяющих ему раскрыть

свои способности, проявить их в профессиональной деятельности. Решить

непростую

задачу

самопревращения

педагога

в

творческую

личность,

внутренне

ориентированную

на

интересы

детей,

открытую

для

идей,

способную продуцировать инновационные проекты, могут помочь занятия

с психологом.

Рабочие встречи

педагога-психолога с педагогами и родителями

следует разделить на два взаимосвязанных направления. Первое – цикл

тематических

встреч

для

обсуждения

актуальных

проблем

развития,

воспитания и образования дошкольников. Второе – занятия, тренинги,

практикумы, цель которых развитие личностных качеств и способностей,

повышение психолого-педагогической компетентности и самосознания.

В нашем ДОУ педагог-психолог проводит с педагогами групповую

информационно-тренинговую работу. Она направлена на ознакомление с

правилами сохранения психологического здоровья. Основная цель работы:

налаживание контакта среди педагогических работников.

В результате проделанной тренинговой работы в среде педагогов

повысилась культура поведения в педагогической среде, возрос интерес к

объединению

коллектива,

налаживанию

сотрудничества;

у

педагогов

увеличился

психо-эмоциональный

настрой;

они

стали

менять

стиль

взаимодействия

с

детьми

на

демократический;

уровень

выгорания

педагогов начал останавливаться.Наметилось осознание педагогами своих

возможностей.

Воспитательно-образовательный

процесс

ДОУ

не

может

не

интегрировать

с

воспитанием

ребенка

в

семье.

Современная

семья

нуждается

в

разнообразных

знаниях:

педагогических,

психических,

медицинских и т.д. Большинство родителей традиционно доверяют своему

жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей.

Нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской

семье,

приводит

к

семейной

дисгармонии:

нет

образцов

того,

как

необходимо

справиться

с

проблемой.

В

этом

случае

интеграция

общественного

воспитания

в

ДОУ

выступает

фактором

поддержки

родительской компетентности в области развития детей.

От того, как будет протекать взаимодействие детского сада с семьей,

зависит продвижение ребенка в проблемном поле взросления: успешное с

приобретением нового качества жизни или неуспешное с последствиями

для здоровья. В связи с этим, повышая эффективность взаимодействия

родителей

и

детей,

педагог-психолог

проводит

информационно-

тренинговую

работу. Как

результат

у

родителей

повысилась

психологическая

информированность

об

особенностях

психического

развития

детей

дошкольного

возраста.

Включение

родителей

в

развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов

приводит

к

изменению

всех

участников

педагогического

процесса:

ребенка, педагогического коллектива, самих родителей.

Все вышеизложенное и проведенная на практике работа позволяет

сделать

вывод: важным

условием

в

воспитании

и

обучении

детей,

достижении эффективности в психолого-педагогической работе, является

тесное взаимодействие

всех участников образовательного процесса –

педагогов, специалистов, родителей.

Источник: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=12666

Консультация для воспитателей «Социальное здоровье детей»

Социальное здоровье детей

Яна Абросимова
Консультация для воспитателей «Социальное здоровье детей»

Дошкольный возраст – один из критических периодов в жизни ребенка. В это время активно формируется высшая нервная деятельность, происходит нарастание подвижности и силы нервных процессов, что способно привести к истощению малыша.

Родители и воспитатели часто отмечают смену настроения крохи, повышенную раздражительность, быструю утомляемость и невнимательность.

У дошкольников нередко проявляются признаки невротических реакций: они то и дело крутят волосы, грызут ногти, совершают беспорядочные движения – подпрыгивают и покачиваются, долгое время не засыпают.

В этом возрасте происходит «глубинная» перестройка обмена веществ, из-за чего малыш чаще подвергается влиянию детских инфекций. Дошкольный период отличается повышенным риском формирования и проявления хронических заболеваний и всевозможных аллергических реакций, особенно у часто болеющих детей.

Однако даже здоровый ребенок дошкольного возраста нуждается в заботе и тщательном уходе со стороны взрослых. Поддержание психического и социального здоровья – один из важных моментов в полноценном развитии детей дошкольного возраста.

Психическое здоровье малыша формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся темперамент, характер и самооценка ребенка. Эффективное созидание психологического комфорта и психическое оздоровление детей возможно только при учете этих индивидуальных особенностей. Внешние факторы, воздействующие на ребенка– это внутрисемейная среда и условия в детском саду.

Социальное здоровье предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к общественной среде, проявление интереса к окружающему миру.

Спокойная доброжелательная обстановка, созданная родителями и воспитателями, – залог нормального психосоциального развития дошкольников.

Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в детском саду малыш чувствует себя уверенно и комфортно, его психосоциальное здоровье находится в полном порядке. При выполнении этих условий исключения встречаются крайне редко.

Через общение у детей закладывается характер, тип поведения в обществе и формируется личность. Именно поэтому социальная адаптация так важна для детей дошкольного возраста.

Приходя в любой коллектив, людям необходимо время, чтобы привыкнуть и «раскрыть» себя, дети же учатся в коллективе жить, что непосредственно влияет на их развитие. В процессе социальной адаптации дети учатся жить по определенным правилам и учитывать нормы поведения.

В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт,который предоставляет ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели сада и сверстники. Социальная компетентность достигается благодаря тому, что ребенок активно общается и обменивается информацией.

Социально неадаптированные дети чаще всего отвергают опыты других людей и не входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Это может привести к асоциальному поведению в будущем ввиду не усвоения культурных навыков и необходимых социальных качеств.

Любая деятельность имеет цель, а способность ребенка добиться цели придает ему уверенности в себе и дает осознание своей компетенции. Чувство значимости напрямую отражает оценку общества и влияет на его самооценку. Самооценка детей напрямую влияет на их социальное здоровье и поведение.

Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, социальное развитие детей должно опираться на целостную педагогическую систему. К методам, которые влияют на формирование социального статуса ребенка,относят следующие виды деятельности:

1.Игровая деятельность: в игре дети примеряют на себя различные социальные роли, которые дают им чувствовать себя полноправными членами общества.

2.Исследовательская деятельность: обогащает опыт ребенка, позволяя ему находить решения самостоятельно.

3.Предметная деятельность: дает возможность ребенку познавать окружающий мир и удовлетворяет его познавательные интересы.

4.Коммуникативная деятельность: помогает ребенку найти эмоциональный контакт со взрослым, получить его поддержку и оценку.

Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию внутреннего потенциала.

При исследовании социального компонента здоровья детей от двух до 18 лет, было отмечено, что в основном трудности социально-психологической адаптации начинают наблюдаться с младшего школьного возраста, усиливаясь в подростковом возрасте, снижаясь в старшем школьном возрасте.

Говоря о социальном здоровье дошкольников,назовем критерии:

1. Принятие социальных правил и норм.

2. Приспособление к требованиям социума и одновременное сохранение своего лица.

3. Знание своих прав и обязанностей.

4. Признание интересов других людей.

5. Проявление толерантности и эмпатии.

6. Налаживание гармоничных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

7. Оптимистическое отношение к трудностям.

8. Способность помогать и поддерживать других.

9. Контроль и регулирование своего поведения.

10. Достойное принятие выигрыша и проигрыша.

11. Владение этикетом.

12. Разделение зла и добра.

13. Человечность и справедливость и т. д.

Если нет тяжелых нарушений в психическом развитии ребенка, необходимо проводить профилактическую работу по формированию социального здоровья, особенно с детьми,входящими в группу риска:

-дети, воспитывающиеся в семье с одним родителем,

-дети из алкоголизированных, наркотизированных семей,

-одаренные,

-дети с проблемами в учебной деятельности,

-дети из семей с низким или чрезмерно высоким материально-экономическим достатком,

-дети, проживающие в экономически слабо развитых регионах,

-дети, требующие различного рода формы реабилитации и т. д.

Необходимо отметить, что в механизмах процесса воспитания социально здоровой личности не может быть единообразия.

В каждом регионе, образовательном учреждении свои особенности и проблемы, в зависимости от сложившейся социально-педагогической инфраструктуры складывается своя система формирования социального здоровья у детей в сфере образования.

Эффективным средством развития социального здоровья детей дошкольного возраста является игротерапия. Общение является важным элементом любой игры.

Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.

Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Самое главное, для поддержания психологического и социального здоровья это – атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда с её материалами и личность воспитателя.

Особые качества,которые требуются от педагогов:

• Умение видеть, наблюдать детей «изнутри», чувствовать их состояние, настроение;

• Умение понимать, т. е. разбираться в мотивах поведения, потребностях, быть «адвокатом» ребенка;

• Психологическая зрелость и уравновешенность;

• Умение выбирать средства общения;

• Умение играть, сочинять, петь, танцевать, шутить.

Какие же средства можно использовать для сохранения и развития социального здоровья детей?

1. Воспитательное воздействие словом (беседы, разговоры-убеждения, разъяснения). Беседа с коллективом детей объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и выслушивать других.

А это не всегда умеют делать и взрослые. В детских садах дети всегда любят превращать ковёр на полу в этакий круг, где удобнее и интереснее общаться. Круг – это место гармонизации. В круге проводится коррекция разговорами, играми.

Коррекция подразумевает воспитывать, корректировать проблемы ребёнка: его страхи, тревоги, обиды, неумение дружить и устанавливать контакты.

2. Использование сказки.

В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даст возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми

3. Ролевые и подвижные игры. Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков.

Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения.

Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности.

Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.

4. Детский театр в дошкольном учреждении – это не только естественная среда развития детей, но и эффективное средство психокоррекционного воздействия, успешное средство для работы с проблемными детьми.

Необходимо стремиться к тому, чтобы любой недостаток превратить в достоинство, только не переделывать его, а возвышать, возводить в степень достоинства. Например, сверхзастенчивость – явный недостаток. Но ведь его можно поднять до уровня положительного качества – скромности.

Драчун может играть в спектакле роль защитника слабых, а жадный – роль бережливого и щедрого персонажа. Примеряя на себя различные образы, ребёнок обретает цельность, неповторимость и индивидуальность.

5. Ритуалы и традиции группы.

– Ежедневные ритуалы.

Утреннее приветствие. Формирование положительных эмоций в утренние часы. Утром обсуждайте, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришел в д/сад, о чем хочет рассказать друзьям, что ребенок ждет от сегодняшнего дня, с какими материалами хочет поработать.

Вечером подводите итоги: чем каждому запомнился и понравился сегодняшний день, чему научился за день, что было особенным в этот день, что бы хотелось изменить, исправить, сделать не так, как поступить по-другому, кого бы хотелось поблагодарить сегодня.

Можно составить с детьми календари дел и событий прошедшего дня (краткая схема-запись или рисунок- пиктограмма)

– Традиционные еженедельные ритуалы.

По окончании недели проводите «Пятничный круг», обсуждайте, чем была интересна эта неделя, чему каждый научился, чему радовался. Пересматривайте листочки календаря.

– Традиционные ежемесячные ритуалы.

По окончании месяца устраивайте круг «Прощание с (название месяца). Рассматривайте листочки календаря, рисунки, радуйтесь сделанному. Обсуждайте, каким будет следующий месяц, что в нем принято отмечать, что бы вы хотели сделать в следующем месяце, какие дела надо обязательно выполнить. Рассматривайте календари всех видов. Планируйте совместные дела на месяц и загадывайте желания.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-na-temu-socialnoe-zdorove-detei.html

Консультация для воспитателей

Социальное здоровье детей

Консультация для воспитателей ДОУ

Социальное здоровье детей

Что такое социальное здоровье?

Социальное здоровье предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к общественной среде, проявление интереса к окружающему миру.

Под воздействием каких факторов формируется психическое и социальное здоровье ребёнка?

Внутренние

Психическое здоровье малыша формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся темперамент, характер и самооценка ребенка. Эффективное созидание психологического комфорта и психическое оздоровление детей возможно только при учете этих индивидуальных особенностей.

Внешние факторы, воздействующие на ребенка– это внутрисемейная среда и условия в детском саду. 
Спокойная доброжелательная обстановка, созданная родителями и воспитателями, – залог нормального психосоциального развития дошкольников.

Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в детском саду малыш чувствует себя уверенно и комфортно, его психосоциальное здоровье находится в полном порядке. При выполнении этих условий исключения встречаются крайне редко. 
Через общение у детей закладывается характер, тип поведения в обществе и формируется личность.

Именно поэтому социальная адаптация так важна для детей дошкольного возраста. Приходя в любой коллектив, людям необходимо время, чтобы привыкнуть и «раскрыть» себя, дети же учатся в коллективе жить, что непосредственно влияет на их развитие. В процессе социальной адаптации дети учатся жить по определенным правилам и учитывать нормы поведения.

В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт, который предоставляет ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели сада и сверстники. Социальная компетентность достигается благодаря тому, что ребенок активно общается и обменивается информацией.

Социально неадаптированные дети чаще всего отвергают опыты других людей и не входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Это может привести к асоциальному поведению в будущем ввиду не усвоения культурных навыков и необходимых социальных качеств.

 
Любая деятельность имеет цель, а способность ребенка добиться цели придает ему уверенности в себе и дает осознание своей компетенции. Чувство значимости напрямую отражает оценку общества и влияет на его самооценку. Самооценка детей напрямую влияет на их социальное здоровье и поведение. 

Влияние педагога на социальное развитие ребёнка

Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, социальное развитие детей должно опираться на целостную педагогическую систему. К методам, которые влияют на формирование социального статуса ребенка, относят следующие виды деятельности:
1.

Игровая деятельность: в игре дети примеряют на себя различные социальные роли, которые дают им чувствовать себя полноправными членами общества. 
2. Исследовательская деятельность: обогащает опыт ребенка, позволяя ему находить решения самостоятельно. 
3.

Предметная деятельность: дает возможность ребенку познавать окружающий мир и удовлетворяет его познавательные интересы. 
4. Коммуникативная деятельность: помогает ребенку найти эмоциональный контакт со взрослым, получить его поддержку и оценку.

 
Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию внутреннего потенциала. 
Говоря о социальном здоровье дошкольников, назовем критерии:
1. Принятие социальных правил и норм. 
2.

Приспособление к требованиям социума и одновременное сохранение своего лица. 
3. Знание своих прав и обязанностей. 
4. Признание интересов других людей. 
5. Проявление толерантности и эмпатии. 
6. Налаживание гармоничных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. 
7. Оптимистическое отношение к трудностям. 
8.

Способность помогать и поддерживать других. 
9. Контроль и регулирование своего поведения. 
10. Достойное принятие выигрыша и проигрыша. 
11. Владение этикетом. 
12. Разделение зла и добра. 
13. Человечность и справедливость и т. д. 
Если нет тяжелых нарушений в психическом развитии ребенка, необходимо проводить профилактическую работу по формированию социального здоровья, особенно с детьми, входящими в группу риска

Какие дети относятся к группе риска
-дети, воспитывающиеся в семье с одним родителем, 
-дети из алкоголизированных, наркотизированных семей, 
-одаренные, 
-дети с проблемами в учебной деятельности, 
-дети из семей с низким или чрезмерно высоким материально-экономическим достатком, 
-дети, требующие различного рода формы реабилитации и т. д. 
Необходимо отметить, что в механизмах процесса воспитания социально здоровой личности не может быть единообразия. В каждом регионе, образовательном учреждении свои особенности и проблемы, в зависимости от сложившейся социально-педагогической инфраструктуры складывается своя система формирования социального здоровья у детей в сфере образования. 
Эффективным средством развития социального здоровья детей дошкольного возраста является игротерапия. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. 
Самое главное, для поддержания психологического и социального здоровья это – атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда с её материалами и личность воспитателя. 

Какие качества должны быть у педагогов
Особые качества, которые требуются от педагогов:
• Умение видеть, наблюдать детей «изнутри», чувствовать их состояние, настроение;
• Умение понимать, т. е.

разбираться в мотивах поведения, потребностях, быть «адвокатом» ребенка;
• Психологическая зрелость и уравновешенность;
• Умение выбирать средства общения; 
• Умение играть, сочинять, петь, танцевать, шутить.

 

Средства для сохранения и развития социального здоровья детей

Какие же средства можно использовать для сохранения и развития социального здоровья детей? 
1. Воспитательное воздействие словом (беседы, разговоры-убеждения, разъяснения). Беседа с коллективом детей объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и выслушивать других.

А это не всегда умеют делать и взрослые. В детских садах дети всегда любят превращать ковёр на полу в этакий круг, где удобнее и интереснее общаться. Круг – это место гармонизации. В круге проводится коррекция разговорами, играми. Коррекция подразумевает воспитывать, корректировать проблемы ребёнка: его страхи, тревоги, обиды, неумение дружить и устанавливать контакты. 
2.

Использование сказки. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даст возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.

Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми
3. Ролевые и подвижные игры. Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков.

Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности.

Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни. 
4.

Детский театр в дошкольном учреждении – это не только естественная среда развития детей, но и эффективное средство психокоррекционного воздействия, успешное средство для работы с проблемными детьми. Необходимо стремиться к тому, чтобы любой недостаток превратить в достоинство, только не переделывать его, а возвышать, возводить в степень достоинства.

Например, сверхзастенчивость – явный недостаток. Но ведь его можно поднять до уровня положительного качества – скромности. Драчун может играть в спектакле роль защитника слабых, а жадный – роль бережливого и щедрого персонажа. Примеряя на себя различные образы, ребёнок обретает цельность, неповторимость и индивидуальность. 
5. Ритуалы и традиции группы.

 
– Ежедневные ритуалы. 
Утреннее приветствие. Формирование положительных эмоций в утренние часы. Утром обсуждайте, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришел в д/сад, о чем хочет рассказать друзьям, что ребенок ждет от сегодняшнего дня, с какими материалами хочет поработать.

Вечером подводите итоги: чем каждому запомнился и понравился сегодняшний день, чему научился за день, что было особенным в этот день, что бы хотелось изменить, исправить, сделать не так, как поступить по-другому, кого бы хотелось поблагодарить сегодня. Можно составить с детьми календари дел и событий прошедшего дня (краткая схема-запись или рисунок- пиктограмма) 
Итог

Дошкольный возраст – один из критических периодов в жизни ребенка. В это время активно формируется высшая нервная деятельность, происходит нарастание подвижности и силы нервных процессов, что способно привести к истощению малыша. Родители и воспитатели часто отмечают смену настроения крохи, повышенную раздражительность, быструю утомляемость и невнимательность.

У дошкольников нередко проявляются признаки невротических реакций: они то и дело крутят волосы, грызут ногти, совершают беспорядочные движения – подпрыгивают и покачиваются, долгое время не засыпают. В этом возрасте происходит «глубинная» перестройка обмена веществ, из-за чего малыш чаще подвергается влиянию детских инфекций.

Дошкольный период отличается повышенным риском формирования и проявления хронических заболеваний и всевозможных аллергических реакций, особенно у часто болеющих детей. Однако даже здоровый ребенок дошкольного возраста нуждается в заботе и тщательном уходе со стороны взрослых.

Поддержание психического и социального здоровья – один из важных моментов в полноценном развитии детей дошкольного возраста.

Источник: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-socialnoe-zdorove-detey-1706361.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.