Социальные возможности инвалидов

Библиотека Горького

Социальные возможности инвалидов

​В настоящие время перед современным обществом стоит непростая задача кардинального изменения отношения к людям с ограниченными возможностями путем создания для них условий для самореализации, равных возможностей; разработки и внедрения различных способов и мер, позволяющих им полноценно осваивать социальный опыт, существующую систему общественных отношений.

Для этого необходимо создать систему эффективной социальной поддержки, включающей социальные, медицинские, педагогические, психологические разделы их реабилитации, позволяющие инвалидам равноправно входить в общество здоровых людей. В России существует широкая законодательная и организационная поддержка людей с ограниченными возможностями.

Человек, у которого обнаружены ограничения, может получить подтверждение статуса инвалида. Это даст ему определенные социальные льготы: пособие, бесплатные лекарства, бесплатное техническое средство (протезы, коляску или слуховой аппарат), скидки по оплате жилья, санаторные путевки.

До монетизации льгот инвалиды также получали бесплатный билет для проезда к месту отдыха, скидки на покупку автомобиля. Монетизация заменила часть льгот ежемесячными денежными дотациями.

Приобретение статуса инвалида предполагает одновременную разработку для человека индивидуальной программы реабилитации – основного документа, согласно которому он получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудoустройству, направления на лечение.

В Краевой библиотеке им. Горького в рамках Международного дня инвалидов подготовлена выставка «Правовой статус людей с ограниченными возможностями». Выставка представлена в информбюро (на 1 этаже) с 25 ноября по  15 декабря  2015 г.

Правовой статус людей с ограниченными возможностями.

Инвалид – это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Ограничение жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» (ст. 1)​ [​1].​

В настоящее время цивилизованные страны стараются решить социальные проблемы, связанные с ростом числа лиц с ограниченными возможностями, на основе научно-исследовательского подхода, использования материально-технических средств, детально разработанного юридического механизма, общенациональных и общественных программ, высокого уровня профессиональной подготовки специалистов.

Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. Например, детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, глухота, слепота, умственная отсталость.

В качестве причин инвалидности могут быть указаны:

  • общее заболевание;
  • трудовое увечье;
  • профессиональное заболевание;
  • инвалидность с детства;
  • инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны;
  • военная травма или заболевание, полученные в период военной службы;
  • инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска;
  • иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов о перечисленных выше обстоятельствах учреждение констатирует, что причиной инвалидности является общее заболевание, и одновременно оказывает заявителю содействие в поиске необходимых документов. После получения документов причина инвалидности изменяется без дополнительного очного освидетельствования инвалида.

В нашей стране неуклонно увеличивается число людей с ограниченными возможностями. С учетом перехода России к международным критериям и расширением медицинских показаний для установления инвалидности, по мнению экспертов, в ближайшие 10 лет следует ожидать увеличения числа инвалидов в 2-3 раза.

Понятие «человек с ограниченными возможностями». 

Чаще всего под «людьми с ограниченными возможностями» в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами (ст. 3) [​2].

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

а) недуг – любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;

б) ограниченные возможности – любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека;

в) недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов).

В России чаще используется термин «инвалид». Согласно Федеральному Закону «O социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.

), инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнeдеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Депутаты Государственной Думы Российской Федерации выступили с инициативой отказаться от терминов «инвалид», «человек с отклонениями в развитии» и внести поправки в ряд действующих федеральных законов, в частности «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «O физической культуре и спорте в Российской Федерации». Указанные термины традиционно в России ассоциируются с такими нарушениями состояния здоровья, как «умственная отсталость», предполагают лишенность, исключенность, дискриминационный подход, не учитывает возрастных особенностей. Поэтому у людей уже в раннем возрасте формируется комплекс неполноценности, что в дальнейшем связано co значительными проблемами в семейной, социальной, образовательной или профессиональной интеграции и адаптации. В большинстве развитых стран и в документах Всемирной организации здравоохранения для обозначения этой категории граждан применяется термин «лица с ограниченными возможностями здоровья»

В нормативно-правовой документации Российской Федерации люди с ограниченными возможностями определяются как инвалиды и для признания их таковыми должны быть соответствующие основания. В Федеральном Законе «O социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ называются три обязательных условия для признания гражданина инвалидом:

  • ​нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  • необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством здравоохранения (от 29.01.97) утверждена классификация нарушений основных функций организма человека:

  • Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
  • Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания).
  • Нарушения статодинамической функции.
  • Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.

Если мы говорим о детском возрасте, то дети, относящиеся к первым трем категориям, составляют большую часть из общего количества детей, имеющих инвалидность. Многие дети, независимо от вида нарушения, имеют отклонения или нарушения в развитии и требуют особых методов изучения, воспитания и обучения.

Дети с ограниченными возможностями составляют особую социальную группу населения, которая имеет следующие категории: по полу, возрасту и социальному статусу.

Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь.

Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей-инвалидов различны и зависят от социального статуса родителей.

Реализацию гарантированных государством прав и удовлетворение основных потребностей, а также дальнейшее включение в общество детей с ограниченными возможностями осуществляют семья, школа, лечебные и реабилитационные учреждения, общество в целом.

Таким образом, определение «человек с ограниченными возможностями» наиболее оптимален для использования в современной науке и социальной практике, поскольку предполагает минимальную степень дискриминации, интеграцию в среду, предоставление соответствующих условий для данной категории людей.

1. Организация Объединенных Наций. Декларации. Декларация о правах инвалидов [Электронный ресурс] : декларация : [принята и провозглашена резолюцией № 258-А (II) Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1971 г., ратифицирована Российской Федерацией 10 мая 1998 г.] // СПС Консультант Плюс.

2. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.11.1995​ №181-ФЗ : (ред. от 29.06.2015) // СПС Консультант Плюс.

Источник: https://www.gorkilib.ru/events/pravovoy-status-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami

Инвалиды как объект социальной работы

Социальные возможности инвалидов

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалидность – определяется как « ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества» (рекомендации к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы от 05,05,1992г.

Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория “ребенок-инвалид”.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

– по возрасту – дети-инвалиды, инвалиды-взрослые;

– по происхождению инвалидности – инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания, профессиональное заболевание, ранение (контузия, увечье) полученное при защите СССР, ранение контузия, увечье) полученное при исполнении обязанностей, военной службы, увечье, полученное в результате несчастного случая, заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы.

– по степени трудоспособности – инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, 1 группа -нетрудоспособные, 2 группа – временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах, 3 группа – трудоспособные в щадящих условиях труда.

– по характеру заболевания – инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

Проблемы инвалидов:

Физические ограничения, изоляция инвалида.

– Крайне узкий доступ к рабочим местам или вовсе его отсутствие.

– Малообеспеченность, которая является следствием социально-трудовых ограничений.

– Пространственно-средовой барьер – даже если инвалид имеет средства передвижения, сама организация жилой среды и транспорта не является удобной для инвалида.

-Информационный барьер, который имеет двусторонний характер — инвалиды затруднены в получении информации, также лицам с ограниченными возможностями гораздо труднее презентовать свои взгляды и позиции, донести до общества свои нужды и интересы.

– Эмоциональный барьер, также двусторонний, с одной стороны – любопытство, насмешки, неловкости, чувство вины, гиперопека, страх со стороны окружающих, с другой стороны — жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание гиперопеки, стремление обвинить кого-то в своем дефекте, стремление к изоляции со стороны самого инвалида.

– Коммуникативный барьер. Расстройство полноценного общения является следствием и физических ограничений и эмоциональной защитной самоизоляции, и выпадения из трудового коллектива, и дефицита привычной информации.

социальной работы с инвалидами:

Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности направленных на создание им равных условий с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости.

Цели реабилитации:

– восстановление социального статуса личности.

– обеспечение социальной адаптации в обществе,

– достижение материальной независимости. Основные направления реабилитации:

– восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение,

– профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию,

– социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию,

– физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Принципы социальной реабилитации инвалидов:

-принцип равных социальных прав и возможностей инвалидов, право полноценно участвовать в политической и экономической жизни общества,

– принцип неразрывной связи социальной среды и индивида с ограниченными возможностями,

– изучение и сохранение семейных и социальных связей инвалида, т.к. для каждого его семья должна являться наиболее совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой,

– комплексность и последовательность реабилитационных мероприятий.

Социальное обслуживание инвалидов включает в себя совокупность следующих социальных услуг:

– уход,

– организация питания,

– содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга,

– содействие в организации ритуальных услуг и других услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Принципы деятельности по социальному обслуживанию:

– соблюдение прав человека и гражданина,

– предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания,

– обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов,

– преемственность всех видов социального обслуживания,

– ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов,

– приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов,

– ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Задачи центра социального обслуживания:

1. выявление инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной помощи,

2. определение конкретных видов и форм помощи,

3. дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в зависимости от вида и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления,

4. предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера,

5. анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий,

6. привлечение различных государственных и негосударственных структур к оказанию социально-бытовой помощи нуждающимся и координация их деятельности.

Основные документы по инвалидам:

– Декларация ООН «О правах инвалидов»

– ФЗ «О социальном обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995г.)

– ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995г.)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a50555.html

Жизнь инвалидов в России: нет денег, работы, доступной среды. И одиночество…

Социальные возможности инвалидов

pixabay.com

В настоящее время в России – 12,1 миллиона человек, которым официально присвоен статус инвалида. Это 8,4% населения страны.

Проблема людей с инвалидностью напрямую касается почти каждой четвертой (23%) российской семьи, 13% имеют в своем составе взрослого члена семьи с инвалидностью, 3% – ребенка-инвалида и 8% опрошенных имеют один из диагнозов, связанных с ограниченными возможностями.

Эти данные представлены в докладе «Люди с ограниченными возможностями в XXI веке: новые возможности и перспективы» Комитета гражданских инициатив (КГИ), подготовленном при участии Левада-центра.

Портрет российского инвалида

По состоянию на 1 января 2018 года общая численность инвалидов составила 12,1 млн. человек, в том числе численность инвалидов первой, самой тяжелой группы, составляла 1,5 млн. человек (12,1%), II группы – 5,5 млн.

(45,8%), III группы – 4,4 млн. человек (36,7%), детей-инвалидов – 655 тыс. человек (5,4%). При этом отмечается такая закономерность: за 2011-2018 г.г.

общее число инвалидов уменьшилось на 8,4%, а численность детей-инвалидов возросла на 20%.

По данным аналитического отчета «Отношение россиян к людям с ограниченными возможностями здоровья», проблема людей с инвалидностью, инвалидности касается почти каждой четвертой российской семьи (23%), а 13% семей имеют в своем составе взрослого члена семьи с инвалидностью, 3% – ребенка-инвалида.

Несмотря на то, что инвалиды в семье есть почти у четверти россиян, одной из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются люди с инвалидностью, – одиночество – около 24% инвалидов живут одни. Как правило, это одинокие мужчины и женщины с инвалидностью, потерявшие супругов (29%), хотя эта проблема так же актуальна и для пожилых людей без ограничений по здоровью.

Инвалидность во многом является возрастной проблемой. Две трети людей, имеющих инвалидность, старше 55 лет. Гендерный профиль российских инвалидов в целом соответствует общероссийскому распределению: 48% мужчин, 52% женщин.

Географически доля людей с инвалидностью распределена равномерно, за небольшим исключением юга России – в Северо-Кавказском и Южных федеральных округах их доля выше, чем в среднем. В сельской местности также наблюдается более высокая доля людей с инвалидностью.

Материальное положение

Материальное положение семей, в составе которых есть люди с инвалидностью, ниже, чем среди населения России в целом. Их средний ежемесячный доход составляет около 37 тыс. рублей, что ниже на 4 тыс. рублей, чем у других семей. При этом другие исследования показывают, что расходы на лечение и обеспечение нужд людей с инвалидностью оказываются выше, чем у обычных россиян.

Индикатор благосостояния семей, характеризующий оценку возможностей потребления, показал, что почти трети семей, в которых есть люди с инвалидностью, едва хватает денег на питание и одежду (28%), в то время как среди обычных семейэтот показатель составляет 21%.

Таким образом, наблюдается дисбаланс и доходов, и расходов среди семей, в составе которых есть люди с инвалидностью или дети-инвалиды.

Трудоустройство

Важнейшей нерешенной проблемой остается занятость людей с инвалидностью. За период с 2013 года по 2018 год на 700 тыс. сократилось численность работающих инвалидов – с 2344 тыс. до 1644 тыс., инвалидов первой группы – на 38 тыс., инвалидов второй группы – на 349 тыс., инвалидов третьей группы – на 300 тысяч человек.

Показатель занятости лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность (по данным выборочного обследования рабочей силы), составляет 17%, уровень безработицы лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность – 23.5%5

У инвалидов в возрасте старше 16 лет основными причинами отказа от предложений другой или какой-либо работы были:

  • низкая зарплата – 36,5%;
  • отдаленность от дома (трудности с транспортом) – 32,4%;
  • характер работы – 27,4%;
  • условия труда – 22,4%6.

Статья 24 «Права, обязанности и ответственности работодателей в обеспечении занятости инвалидов» Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обязывающая работодателей в соответствии с установленной квотой для приема на работу создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, не работает. Трудовой кодекс РФ позволяет работодателю на законных основаниях уволить работника, ставшего инвалидом, если не может предоставить условия труда, рекомендованные в индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА).

Доступная среда

В ходе опроса Левада-центра россиян просили оценить доступность тех мест, которые они регулярно посещают, для людей с инвалидностью. В рамках опроса также ставилась задача проследить, насколько эти объекты инфраструктуры готовы к приему людей, имеющих физические ограничения.

Опрос показал, что подавляющее большинство россиян признает, что их дома и место работы или учебы не приспособлено для беспрепятственного перемещения людей с инвалидностью.

17-18% отмечают, что такие условия созданы в местах их проживания и работы.

На этом фоне сильно выделяется Москва – о комфортных условиях для перемещения людей с инвалидностью в жилых домах здесь говорят вдвое чаще (33%).

Что же касается рабочих мест – здесь цифры аналогичны стране в целом.

Среди других объектах инфраструктуры города ситуация несколько лучше. Так, медицинские учреждения, банки в большей степени приспособлены для посещения людьми с физическими ограничениями – более трети таких учреждений, по мнению респондентов, можно расценивать как пригодные для маломобильных граждан.

Продуктовые магазины, которые необходимы для регулярного посещения, реже учитывают потребности людей с инвалидностью. По оценкам респондентов, менее пятой части из них имеют специальные условия.

Хуже всего ситуация наблюдается в местах проведения досуга (музеи, театры, кинотеатры и пр.) и общественным транспортом. Только 1 из 10 опрошенных считает их доступными для маломобильных людей.

Оценки слабой доступности среды среди населения в целом согласуются и с оценками самих людей с инвалидностью.

Подавляющее большинство россиян (92%) разделяет точку зрения о том, что дома должны быть оборудованы пандусами, лифтами для людей с инвалидностью, даже если это приведет к усложнению конструкций и неудобства для остальных жильцов.

Отношение в обществе

Одним из индикаторов для успешной социальной адаптации людей с инвалидностью является возможность их присутствия в поле зрения общества.

Опрос показал, что каждый третий взрослый житель России регулярно, практически каждый день так или иначе контактирует с людьми, имеющими инвалидность и другие ограничения здоровья (33%).

Чаще всего, с ними взаимодействуют в своей повседневной жизни люди старших возрастных групп – старше 55 лет. Молодежь, напротив, заметно реже встречает вокруг себя такую категорию людей (21% в сравнении с 38% среди старших возрастов).

Большинство опрошенных замечают людей с инвалидностью вне объектов инфраструктуры – 8 из 10 сталкивались с ними просто на улице. Треть встречала их в медицинских учреждениях (29%) и еще четверть – в транспорте (25%).

В отношении общественного транспорта стоит заметить, что распространенной практикой является привлечение людей с инвалидностью к участию в прошении милостыни или попрошайничеству. Каждый десятый имеет в поле зрения людей с ограниченными возможностями здоровья по месту своей работы или учебы.

В досуговых местах (музеи, театры, кафе, рестораны) люди с ОВЗ все еще являются скорее исключением – менее 5% регулярно видят людей с инклюзией в таких объектах инфраструктуры.

Значительная часть россиян – более трети – практически не замечают людей с инвалидностью (37%). Меньше всего встречает инвалидов в своей жизни молодежь и обеспеченные слои населения.

По мнению авторов исследования, дистанцирование от инвалидов открыто не выражается, но косвенно проявляется в аргументации о необходимости раздельного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.

Готовность одобрить совместное обучение детей с разными физическими характеристиками выразили 46%, сегрегированное обучение в той или иной форме поддержали 48%.

В то же время совместно работать с инвалидами готовы 68%, а 25% респондентов считают необходимым создание раздельных рабочих мест

Социальная изоляция и дискриминация

Значительной проблемой является одиночество и социальная изоляция людей с инвалидностью. Признание обществом того, они исключаются из коммуникативной среды, может служить проявлением чувства вины, недостаточного их вовлечения в социум.

Примечательно, что люди, непосредственно столкнувшиеся проблемами со здоровьем, отдают этой позиции меньший приоритет. Для них более существенным фактором является отсутствие возможностей по получению квалифицированной медицинской помощи.

Абсолютное большинство респондентов на вопрос, какие чувства вызывают у них и среди их окружения люди с ограниченными физическими возможностями, инвалиды, дети с ДЦП, «колясочники» и другие категории наших граждан с разного рода проблемами здоровья, передвижении говорят о сочувствии им, своем (76%) и других (57%). Это свидетельствует о демонстрировании «гуманности» или «общественной солидарности» с теми, кто нуждается в нашей помощи, сочувствии, поддержке.

Но декларируемая норма совсем не обязательно должна переходить в те или иные формы солидарного и ответственного действия. Для более половины опрошенных вполне достаточно лишь обозначить такие приоритеты и признание значимости этой нормы, что не предполагает какого-либо практического действия или поведения, соответствующего декларируемому этическому императиву солидарности и эмпатии.

Об ущемлении прав, дискриминации, неуважительном отношении говорит каждый пятый респондент с инвалидностью (20%). В обществе в целом эта проблема также указывается схожим числом людей.

Симметричность оценок людей с инвалидностью и без проблем со здоровьем, с одной стороны, явно демонстрирует понимание реальных жизненных трудностей, с которыми сталкиваются семьи.

Однако степень погружения в жизнь людей, страдающих физическими или психическими ограничениями здоровья, сочувствие и готовность участвовать в решении таких проблем пока остается невыраженной.

* * *

Противоречия современной российской социальной среды распространяются и на проблематику инвалидности.

Здесь отмечаются противоречия между провозглашаемой активностью социальной политики и пассивными мерами в отношении инвалидов, противоречия между финансированием материальной поддержки инвалидов и наличием сложной и неэффективной системы льгот, в отношении которой сохраняется стратификация инвалидов, противоречия между громкими декларациями и низким уровнем работы по обеспечению реального включения инвалидов в социум.

Основными проблемами людей с инвалидностью в России являются плохое материальное положение, проблемы с поиском работы и трудоустройством, недоступность городской среды для передвижения людей с физическими ограничениями и неприспособленность для них объектов социальной инфраструктуры. При этом главным барьером окружающей среды, препятствующей интеграции инвалидов и других маломобильных групп населения в социум, остается отношение большинства граждан к таким людям.

Источник: https://dislife.ru/materials/2379

Виды и формы социальной работы с инвалидами

Социальные возможности инвалидов

В России сейчас проживают десятки тысяч людей с инвалидностью. У каждого из них свои проблемы со здоровьем, которые напрямую влияют на качество жизни. И, помимо лечения, инвалидам нужна адаптация в обществе. Именно поэтому так важна социальная работа с инвалидами.

Люди с инвалидностью

Люди с ограниченными возможностями – это люди, имеющие определенные проблемы со здоровьем. Возникает вопрос, как правильно называть человека с инвалидностью. Ведь многих задевают такие понятия как «инвалид», «колясочник» и т. д. Даже термин «люди с ограниченными возможностями здоровья» не всегда приемлем.

В обществе принято либо скрывать отношение к инвалидам, либо относиться к ним с жалостью. И то, и другое неверно. Для того чтобы не обидеть такого человека, нельзя использовать термины, унижающие человеческое достоинство. Как правило, самыми приемлемыми названиями в таких обстоятельствах будут «человек с инвалидностью», «человек в коляске» и т. д.

Важно знать, как называют инвалидов по-другому, если у них присутствуют конкретные особенности. К примеру, человека, у которого синдром Дауна, нужно называть, указывая не на особенность, а на личность (девушка с синдромом Дауна, аутизмом и т. д.).

Виды социальной работы с инвалидами

Социальная работа с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями очень важна. Это касается и тех, кто имеет данный статус с рождения, и тех, кто получил группу позднее.

Обеим категориям ограничения, связанные с исполнением тех или иных ролей, очень сильно мешают. А ведь большинство инвалидов легко ведут если не прежний, то довольно подвижный образ жизни.

Им необязательно жить в изоляции, не работать и т. д.

Социальное обслуживание на дому

Все виды социальной работы с инвалидами регулируются ФЗ 122. При этом соблюдают следующие принципы:

  • обеспечение гражданских прав;
  • предоставление гарантий от государства;
  • использование мер для адаптации в обществе и реабилитации лиц с инвалидностью;
  • ответственность госорганов и должностных лиц за соблюдение прав инвалидов.

Социальное обслуживание на дому подразумевает специальную помощь лицам с инвалидностью. В первую очередь это медицинское обслуживание, которое предоставляют людям, утратившим (полностью или частично) возможность обслуживать себя самостоятельно.

Соц. работа с разными инвалидами подразумевает предоставление большого количества услуг. Социальные службы направляют к таким пациентам специально обученных медицинских патронажных сестер. К их обязанностям относят наблюдение за состоянием здоровья, санитарно-гигиенические процедуры, кормление, выполнение легкой работы по дому и т. д.

Полустационарное социальное обслуживание

Если человек, имеющий ограниченные возможности, обслуживает себя и активно передвигается, он пользуется полустационарным обслуживанием. Под этим термином подразумевают пребывание пациента в соответствующем учреждении только половину дня. Выбирают дневное или ночное отделение.

Такая помощь инвалидам включает в себя весь спектр услуг:

  • установленный быт и досуг;
  • питание, медикаментозное лечение;
  • предоставление социально-медицинских услуг (психологическая помощь, гигиенические услуги, участие в реабилитационных программах);
  • получение образования или дополнительной профессиональной подготовки;
  • содействие при трудоустройстве.

Полустационарное обслуживание нередко используют инвалиды без определенного места жительства.

Стационарное социальное обслуживание

Социальная работа с инвалидами, если кратко, подразумевает также стационарное обслуживание. Его используют, если человек нуждается в постоянном уходе. К учреждениям, где предоставляют социальную помощь на постоянной основе, относят дома-интернаты, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для детей.

Во время пребывания в таком учреждении инвалиды независимо от возраста получают:

  • условия, соответствующие установленным законом санитарно-гигиеническим требованиям;
  • первичную медицинскую помощь;
  • стоматологические услуги;
  • социально-медицинскую реабилитацию;
  • бесплатную юридическую помощь;
  • прохождение медико-социальной экспертизы для определения группы.

Дети с инвалидностью, которые пребывают в таких учреждениях, получают образование или профессиональную подготовку, которые соответствуют их способностям. Для этого используют курсы, школьную программу, трудовые классы.

Срочное социальное обслуживание

Инвалиды также имеют право на получение срочной социальной помощи (ст. 22 ФЗ N 122). Под этим подразумевают предоставление разовых специальных услуг. Это:

  • бесплатное горячее питание;
  • выдача бесплатных продуктовых наборов;
  • выдача гуманитарной помощи (одежды, обуви);
  • организация срочной юридической помощи (бесплатной);
  • предоставление жилья (на короткий срок);
  • предоставление психологической помощи, включая медикаментозное лечение.

Каждый субъект РФ имеет индивидуальный перечень дополнительных социальных услуг, которые предоставляют в экстренных случаях. Для их получения обращаются к сотрудникам соответствующего госоргана и предоставляют необходимые бумаги (паспорт, справки, подтверждающие наличие группы).

Социально-консультативная помощь

Многим гражданам с инвалидностью требуются консультации и советы, поэтому соответствующую услугу предоставляют социальные службы.

Работники с соответствующим образованием (юридическим, психологическим) консультируют пациентов на дому или в соответствующих центрах.

Это помогает им быстрее адаптироваться в социальной среде, получить сведения о правах или обязанностях, а также налаживать отношения с родственниками.

Люди с ограниченными возможностями здоровья не всегда ведут абсолютно полноценную жизнь, но это не означает, что их социализация становится несбыточной мечтой. Многие инвалиды сейчас легко работают, учатся, путешествуют, то есть ведут активный образ жизни.

Источник: https://opekarf.ru/invalidam/obshhaya-informatsiya/sotsialnaya-rabota

Оказание социальной помощи инвалидам

Социальные возможности инвалидов

Кашапова, Ю. Д. Оказание социальной помощи инвалидам / Ю. Д. Кашапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.6 (110.6). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27476/ (дата обращения: 21.10.2020).



В данной статье рассматриваются вопросы социальной поддержки такой категории населения в Российской Федерации, как инвалиды.

Проанализированы основные проблемы, а также выявлен целый ряд причин появления и распространения такого социального явления, как инвалидность, в нашей стране.

На основе проведенного анализа и исследования предложены пути решения данной проблемы, а также предоставлен целый ряд возможностей для защиты социально уязвимой категории населения.

Ключевые слова: инвалидность, люди с ограниченными возможностями, социальная поддержка и защита инвалидов.

Сегодня каждый второй человек в стране нуждается в помощи: кто-то оказался за социальной чертой, когда вопрос о бедности становится на первый план; кто-то столкнулся с проблемой образования детей, отдыха и профилактики их заболеваний; а кто-то боится потерять работу и в условиях экономического кризиса и финансовой нестабильности остаться «на улице».

Но это люди, которые хоть и потеряли веру и надежду на лучшее время, все же способны самостоятельно физически исправить это положение. Чего же нельзя сказать о людях с ограниченными возможностями, иначе говоря об инвалидах.

Кто относится к этой категории населения? Кто готов прийти на помощь? Какие меры принимаются для защиты социально уязвимой категории населения? Именно эти вопросы я бы и хотела рассмотреть в своей работе.

Говоря об инвалидности, следует отметить, что данная тема является одной из самых актуальных на сегодняшний день, поскольку освещается не только во многих зарубежных странах, но и в первую очередь в России. Российская Федерация является одним из тех государств, в котором социальная политика занимает одно из важнейших мест.

Инвалидность — это некий феномен, уклониться от которого не в состоянии ни одно государство. Поэтому каждое государство целесообразно уровню своего экономического состояния формирует социальную политику в отношении инвалидов [1].

В Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” в статье 1 определяет инвалида как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [2].

На сегодняшний день инвалиды относятся к одной из социально незащищенной группе населения, ведь доход, получаемый ими от государства, является достаточно низким, а потребность в медицинской и социальной помощи значительно высокой.

А ведь это люди, которые не в состоянии получить образование, заниматься трудовой и общественно полезной деятельностью, зачастую не имеющие семьи и порой не способные позаботиться о себе без посторонней помощи.

Как же получается, что люди становятся инвалидами? Почему их права ущемляются? И кто готов прийти им на помощь? Все эти вопросы зачастую остаются нерешенными.

Конечно, человек становится инвалидом не по своему желанию. Разумеется, существует целы й ряд причин, относящих его к данной категории населения [3]:

1) плохая экологическая обстановка, распространенная, в основном, среди граждан, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, когда различные химические, радиационные и другие вещества приводят к профзаболеваниям, а как следствие и к ухудшению здоровья;

2) заболеваемость родителей по самым различным причинам: плохой иммунитет, наследственный фактор, либо же положительное отношение к алкогольным и наркотическим веществам, что приводит к рождению детей-инвалидов;

3) военная травма, то есть травма, полученная в период военных действий;

4) несчастный случай;

5) а так же множество других причин.

Как показывает статистика, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество людей, получивших инвалидность по тем или иным причинам. Поэтому государство должно предпринимать как можно больше мер для защиты и обеспечения достойного уровня жизни данной категории населения [4].

Сегодня вопросами о защите инвалидов в нашей стране занимаются следующие государственные органы:

1) пенсионный фонд России;

2) органы государственной службы занятости;

3) учреждения медико-социальной экспертизы;

4) органы социальной защиты населения;

5) центры реабилитации населения;

6) органы здравоохранения;

7) органы образования;

8) органы фонда социального страхования населения;

Но кроме государственных органов в нашей стране действует множество общественных организаций и объединений, также заинтересованных в помощи лицам с ограниченными возможностями [5]. Одними из самых распространенных являются:

1) всероссийское общество инвалидов;

2) волонтерское движение.

Безусловно, одной из важнейшей составляющей является семья, в которой живет инвалид. Хотелось бы уточнить: семья, в которой «живет», а не «существует» инвалид. Ведь зачастую во многих российских семьях инвалиды становятся лишними, обузой, непосильной ношей, а отношение к ним оставляет желать лучшего.

Понятно, что в таких семьях вопросы о материальной, психологической, а тем более реабилитационной помощи просто неуместны. А ведь семья-это самое важное в жизни каждого человека, его опора и поддержка, которой так не хватает инвалидам.

Они больше, чем все мы, нуждаются в заботе и опеке, а также в стабильной физической, моральной и психологической помощи.

Но и здесь наше государство «протягивает руку помощи». Оно предоставляет социальных работников, которые закрепляются за каждым инвалидом и помогают ему, оказывая профессиональную помощь [6].

Конечно, по сравнению с предыдущими годами, положение инвалидов стало улучшаться. Совершенствуются меры по оказанию услуг, предоставлению помощи, реабилитации инвалидов.

Улучшается материальная база: если раньше помощь предоставлялась только в натуральном эквиваленте (медикаменты, бесплатный проезд в общественном транспорте, санаторно-курортное лечение), то сейчас в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» инвалидам предоставлен выбор: либо продолжать получать это по старой схеме, либо же заменить этот социальный пакет денежной выплатой. Кроме того, создаются различные реабилитационные системы (создание не только учреждений, но и пандусов, лифтов, тренажеров, бассейнов), инвалидам предоставляется бесплатное жилье, устанавливается квота для приема на работу, создаются специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов. Инвалиды имеют право как создавать, так и быть участником различных общественных объединений.

Но все же еще многое остается не сделанным и не реализованным: пенсии маленькие, социальных работников не хватает, ведь мало кто хочет работать за такую низкооплачиваемую зарплату, экономический кризис в стране подрывает все финансовые программы, направленные на улучшение жизни людей с ограниченными возможностями.

Поэтому, подводя итог, бы хотелось призвать всех людей к оказанию всяческой помощи, как моральной (общение в Интернете, поздравление с праздниками), так материальной и реабилитационной. Обращаясь же к государству, призвать его о помощи, реализованной в повышении льгот, материальных выплат, а также в совершенствовании системы здравоохранения и социальной поддержки данной категории населения.

Литература:

  1. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами // Учебное пособие. Издательско-торговая корпорация ≪Дашков и К°≫. — М. 2006. — 240 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/110/27476/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.