Специальная административная правосубъектность

Индивидуальные субъекты административного права

Специальная административная правосубъектность

Коллективные субъекты административного права

Специальный субъект административного права

Обращения граждан и их виды

1. Понятие субъектов административного права и их виды

Субъектами административного права признаются лица и организации, которые в соответствии с установленными нормами могут выступать участниками административных правоотношений. Круг субъектов административного права многообразен.

Как уже отмечалось выше субъекты административного права изначально не равны, поэтому, в отличие от других отраслей права необходимо их разделять на властвующих субъектов и подчиненных субъектов.

В административные отношения вправе вступать любые лица, наделенные административной правосубъектностью.

Правосубъектность складывается из двух составляющих.

1. Правоспособности, под которой понимается установленная и охраняемая законом возможность субъекта вступать в различного рода административные отношения, приобретать права и обязанности в сфере государственного управления.

2. Дееспособности, которая подразумевает способность субъек­та своими действия приобретать права, создавать юридические обязанности, т.е. возможность реализовывать свою административную правоспособность.

3. Деликтоспособности,по которой понимается способность лица нести ответственность за свое поведение.

Для административно-правового регулирования характерно, что у ряда субъектов право- и дееспособность совпадают и возникают одновременно.

Так, с момента создания государственного органа и закрепления за ним определенных полномочий он одновременно наделяется право- и дееспособностью.

В их компетенции получает выражение административная правоспособность этих органов, а в закрепленных за ними полномочия проявляется их административная дееспособность.

Административная правосубъектность юридических лиц возникает с момента их создания.

Иногда административная право- и дееспособность не совпадают, что характерно для административно-правового статуса граждан.

Административное право характеризуется множеством субъектов, наделенных разнообразным правовым статусом.

Административное право различает следующие виды субъектов:

– индивидуальные субъекты (физическое лицо, гражданин, лицо без гражданства, иностранец, должностное лицо и т.д.);

– коллективный субъект (юридическое лицо, организация, структурное подразделение, государство, орган местного самоуправления и т.д.);

– специальный субъект.

2. Индивидуальные субъекты административного права

Под индивидуальным субъектом административного права понимается физическое лицо (человек), участвующее в административных правоотношениях.

С учетом особенностей административного права, в котором подавляющее большинство правоотношений носят характер «властиподчинения», индивидуальные субъекты имеют ряд особенностей, существенно отличающие их от субъектов других отраслей права.

В зависимости от того в качестве какой стороны в административных правоотношениях участвует индивидуальный субъект, определяется его правоспособность и дееспособность.

У субъектов административного права, наделенных властными полномочиями дееспособность, как правило, совпадает с общими ее условиями. К таким условиям относится возраст и вменяемость.

По общим условиям дееспособность лица наступает в восемнадцатилетнем возрасте, за исключением определенных случаев, прямо определенных в нормативно-правовых актах.

Это правило распространяется на возможность занятие той или иной должности во властных государственных структурах.

То же самое правило действует и в отношении психического здоровья лица (вменяемость) претендующего на занятие должности во властных структурах государства.

https://www.youtube.com/watch?v=Vc6H5swj7UQ

Однако необходимо помнить, что в административных правоотношениях в качестве субъекта подчинения выступают также физические лица, у которых дееспособность наступает гораздо раньше, чем они достигнут восемнадцатилетнего возраста.

Это обуславливается необходимостью управлять такими лицами, наделяя их определенным правовым статусом (школьник, студент, больной и т.д.). Также обстоит дело и с определением вменяемости.

Психически больные люди, проходящие лечение, в соответствующих медицинских учреждениях выступают в качестве субъектов административных правоотношений.

Таким образом, дееспособность субъектов административного права напрямую зависит от их роли в административных правоотношений и определяется их правовым статусом.

Правовой статус (объем прав и обязанностей) также зависит от множества различных факторов, которые включают: пол, возраст, гражданство, место проживания, уровень образования, наличие профессии и т.п.

Рассмотрим некоторые особенности правового статуса индивидуальных субъектов административного права.

Гражданин как субъект административного права – это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. Административно-правовой статус гражданина – сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.

Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права.

В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку.

Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д.

, является в России субъектом всех отраслей права, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ.

При этом они пропитаны нормами конституционного, международного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Важное место в данном статусе человека занимают и нормы административного права.

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст.

25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27).

Провозглашая права личности, Конституция устанавливает для человека определенные обязанности и запреты, например, платить законно установленные налоги и сборы (ст.

57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст.

34), запрещается принудительный труд (ч. 2 ст. 37).

Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) допускает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем эти нормы обычно носят административно-правовой характер.

Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками полиции на основе Закона РФ «О полиции» при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности, при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающее жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.

Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина Российской Федерации, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каждый гражданин Российской Федерации имеет свой гражданский правовой статус.

Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ч. 1 ст.

32 Конституции), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др.

Далее – это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст.

34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. ст. 35, 36), причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35).

Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии. Таким образом гражданин Российской Федерации приобретает дополнительные к статусу личности права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса – социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

Личности, гражданину для этого нужны новые, дополнительные права и обязанности.

В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права.

И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера, вынужденного переселенца и т.д.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей.

Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д.

Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.

Вместе с тем следует иметь в виду, что административно-правовой статус гражданина представляет собой единство всех названных его элементов.

На практике определенные лица имеют двойное гражданство. Двойным гражданством называется одновременное обладание лицом гражданством двух государств и признание уполномоченными органами обоих государств гражданина таковым.

Юридическим основанием такого гражданства является международный договор и федеральный закон, поскольку один без другого не действует: международный договор дает юридическое основание двойного гражданства, а федеральный закон устанавливает механизм его получения заинтересованным лицом (лицами).

А упомянутое в статье 6 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» правовое состояние в соответствии со ст. 15 Европейской конвенции о гражданстве от 6 ноября 1997 г. считается множественным гражданством. В теории права такой статус физического лица именуется «бипатрид».

На практике институт двойного гражданства был закреплен ч. 1 ст. 62 Конституции России 1993 г., тем более удивительным представляется подобное «жонглирование» терминами.

Тем не менее Договор о двойном гражданстве Российская Федерация заключила 26 апреля 1997 г. с Таджикистаном и 23 декабря 1993 г. аналогичное Соглашение было заключено с Туркменистаном. Правда, из последнего Соглашения Протоколом от 10 апреля 2003 г.

Туркменистан вышел в одностороннем порядке, а Президент страны Сапармурат Ниязов в своем Указе предписал гражданам, проживающим на территории Республики, в течение двух месяцев определиться с состоянием в одном из гражданств. Российская сторона также заявила о начале процесса ратификации Протокола от 10 апреля 2003 г.

о прекращении действия Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном от 23 декабря 1993 г. Однако, на наш взгляд, для граждан России, имеющих двойное гражданство с Туркменистаном и проживающих на территории нашей страны, ничего в их двойном правовом статусе не изменилось. Более того, с 17 июня 2013 г.

Государственная миграционная служба МИД Туркменистана начала выдачу биометрических паспортов гражданам Туркменистана, в том числе являющимся одновременно обладателями паспортов РФ.

Источник: https://infopedia.su/14x14c41.html

Административно-правовой статус индивидуального субъекта

Специальная административная правосубъектность

Тема 2. Административно-правовой статус индивидуального субъекта.

2.1 Административная правосубъектность

Административно-правовой статус индивидуального субъекта — это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина.

Составными частями административно-правового статуса индивидуального субъекта являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права.

«Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность); во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность).

Поэтому иногда правосубъектность называют праводееспособностью».

Административная правоспособностьэто способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административно­го права. Частично она возникает с момента рождения: право на имя, на медицинскую помощь, на бесплатное обеспечение ле­карствами.

Статья 17 ГК РФ: Правоспособность гражданина – способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Получить полный текст

Смотреть все проекты

Публиковать статьи

Административная правоспособность граждан не одинакова. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, национальности и других демографических факторов.

Например, здесь можно назвать воинскую обязанность, способность стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния здоровья, гражданства и ряда иных факторов. В настоящее время, когда субъекты Федерации в соответствии со ст.

72 Конституции РФ активно осуществляют административное правотворчество, ад­министративная правоспособность жителей разных регионов имеет определенные различия.

Административная дееспособностьэто способность лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязаннос­ти, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

Административная дееспособность граждан РФ возникает поз­днее их правоспособности, возраст ее наступления законом не установлен. Ее частичное появление и последующее увеличение свя­зано с физическим и интеллектуальным взрослением лица.

Даже дошкольники могут самостоятельно обратиться к врачу, исполь­зовать право на жалобу, с шести лет ребенок сам реализует пра­во на образование.

Комиссия по делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому исполнилось 11 лет, в специальную школу, а с 16 лет наступает административная деликтоспособность (способность нести ответственность за совершенное правонарушение).

Различают общий и специаль­ный административно-правовой статус. Каждое лицо обладает общим статусом, который во многом равен для всех, и в то же время может быть субъектом одного или нескольких специаль­ных статусов (студента, работника милиции, жителя закрытого города и т. д.).

Во многих случаях специальная право­субъектность дополняет общую. Но между ними может быть и более сложное взаимодействие, при котором специаль­ный статус влияет на общий, ограничивая и видоизменяя его.

На­пример, статус военнослужащего влияет на такие общие права, как право на образование, на участие в управлении, на жалобу, на свободу передвижения, выбор местожительства.

Административная правосубъектность индивидуальных субъ­ектов непрерывно расширяется. В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы федеральными законами граж­данам предоставлено право на ношение оружия, на свободный выбор мес­та жительства, учреждение средств массовой информации и др. Значительно расширены права на судебную защиту, на объеди­нение, на свободу совести.

Законодательство закрепляет обстоятельства, при наличии которых общий и, прежде всего, административно-правовой статусы индивидуального субъекта могут быть ограничены:

1) чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, сти­хийные бедствия и др.);

2) если это несовместимо с их общественно полезной деятель­ностью (запрещение совместной службы родственников, совме­щения государственной службы с предпринимательской деятель­ностью и т. п.);

3) если без этого невозможно обеспечить государственную без­опасность (режим секретности, пограничный режим и др.);

4) совершение неправомерных действий (лишение правонару­шителей водительских прав, ограничения на приобретение оружия и т. п.).

Источник: https://pandia.ru/text/78/313/64296.php

Общая и специальная административная правосубъектность

Специальная административная правосубъектность

Признание лица субъектом административного права и административно-правовых отношений устанавливает строго определенные критерии оценки всех субъектов административного права с позиции возможности иметь им специальные права и нести предусмотренные законом обязанности. Такие критерии представляются в виде двух самостоятельных взаимосвязанных элементов: административной правоспособности и дееспособности, в совокупности называемых «правосубъектность».

Административная правоспособность — это способность иметь, или приобретать определенные права в сфере государственного управления, закрепленные в нормах административного права.

У физических лиц такая способность возникает с момента рождения и прекращается лишь смертью (например, право на регистрацию в органах ЗАГСа, право на имя, фамилию, получение гражданства, право на получение пенсии и др.).

Административная правоспособность у разных категорий физических лиц не одинакова и зависит от различных индивидуальных особенностей: от наличия гражданства, от возраста, от медицинских характеристик, от пола, национальности, образования и других характерных признаков, присущих каждому конкретному лицу.

В качестве примера, не каждое физическое лицо имеет право поступления на государственную правоохранительную или гражданскую службу, но только тот, кто обладает определенными критериями, такими как: наличие российского гражданства, соответствие медицинским показаниям удовлетворительного состояние здоровья, отсутствие судимости и положительные субъективные характеристики, наличие определенного образования и др..

На административную правоспособность могут влиять даже такие критерии, как национальность или народность лица. Свидетельством тому являются нормы Федерального закона “О гарантиях прав малочисленных народов в Российской Федерации”, принятого в апреле 1999 г.

в котором закреплено право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Влияет на административную правоспособность даже телосложение и рост физического лица.

Физические лица, рост которых составляет менее 150 см, на военную и правоохранительную службу не принимаются, так как для обеспечения служебной деятельности на этих видах государственной службы иногда требуется применение физической силы.

Для многих субъектов административного права государство устанавливает определенные льготы. Например, для лиц, признанных заключением медицинской комиссии инвалидами, законодательством РФ для нетрудоспособных лиц предусмотрены обязательные выплаты по инвалидности, дополнительные денежные надбавки к пенсиям, а так же жилищные, трудовые и иные социальные льготы.

Исходя из сказанного, следует вывод о том, что в нормах административного права нет, и не может быть абсолютного равенства правоспособности различных категорий физических и юридических лиц, их правоспособность определяется в каждом конкретном случае исходя из многих специфических природных, либо приобретенных особенностей каждого конкретного субъекта.

У юридических лиц административная правоспособность возникает с момента их регистрации и внесения в единый государственный реестр учета юридических лиц (ЕГРЮЛ) в Федеральной налоговой службе РФ.

Прекращается правоспособность юридических лиц с момента исключения записи о них из ЕГРЮЛ. Следует помнить, что у юридических лиц правоспособность и дееспособность возникает и прекращается одновременно.

Административная дееспособность — это способность лица своими действиями приобретать определенные законом права и выполнять соответствующие им обязанности предусмотренные нормами административного права, иначе говоря, нести определенное правовое бремя.

Если административная правоспособность возникает у физических лиц с момента рождения, то дееспособность у них появляется значительно позже, точный возраст ее наступления законодательством, по известным причинам, не установлен, так как наступление дееспособности зависит от определенных обстоятельств, возникающих в процессе различных административных правоотношений.

Появление административной дееспособности и ее объем у физических лиц связаны с многими субъективными критериями: возрастными, физическими, интеллектуальными, медицинскими и др..

В частности, для граждан Российской Федерации, частичная административная дееспособность может наступать с 14 летнего возраста (право и обязанность получения гражданского паспорта). С 16 лет наступает административная деликтоспособность — способность нести административную ответственность за свои действия. Но и эта дееспособность еще далеко не является полной, т.к.

административная ответственность для лиц, в возрасте от 16 до 18 лет носит ограниченный характер. Так, например, к лицам от 16 до 18 лет не может быть применена такая мера административного наказания, как административный арест, потому эти лица отнесены к специальным субъектам административного права.

К специальным субъектам так же относятся беременные женщины, женщины, имеющие малолетних детей в возрасте до 14 лет, инвалиды 1-й и 2-й групп, к которым по соображениям гуманности так же не применяются административные наказания в виде административного ареста, а так же не применяются некоторые меры административного пресечения, связанные с применением специальных средств (физической силы, электрошоковых устройств, резиновых палок, средств газораспыления, наручников).

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства».

Федеральными законами предусмотрены четыре группы обстоятельств, при наличии которых правовой статус, прежде всего, административно-правовой статус индивидуального субъекта, может быть ограничен:

– чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);

– если это несовместимо с его общественно полезной деятельностью (запрещение совместной службы родственников, совмещения государственной службы с предпринимательской деятельностью и т. д.);

– если без этого невозможно обеспечить государственную безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);

– совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т. д.).

В первых трех случаях ограничения непосредственно устанавливаются нормативными актами и касаются неопределенного числа граждан, являются групповыми. Ограничения же административно-правового статуса в связи с неправомерными действиями носят индивидуальный, персонифицированный характер и являются мерами принуждения, а их содержание определяется правоприменительными актами.

В условиях демократического развития государства административная правосубъектность находится в постоянном движении, в одном случае она сокращается, например, в сфере реализации политических прав (в значительной мере урезаны политические права Российских граждан: право на выборы судей, губернаторов, мэров, депутатов, президентов; право на объективное рассмотрение письменных обращений граждан в органах государственной власти и др.), в других случаях административная дееспособность может расширяться. В частности, за последние годы федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на свободный выбор места жительства, на свободу совести, на выезд из РФ и др.. Такое же положение с административной правосубъектностью распространяется и на иностранных граждан, для которых административным законодательством то вводятся, то отменяются определенные требования. В частности это относится к возможности иностранных граждан служить по контракту в вооруженных силах России. Устанавливаются определенные критерии требовательности к правосубъектности и для трудовых мигрантов: знание русского языка, законодательства России, истории и культуры России и др.

Административная правосубъектность предполагает такие качества физических и юридических лиц, которые в соответствии с действующим законодательством дают им право быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.

Административная правоспособность есть установленная и охраняемая административно-правовыми нормами возможность того или иного субъекта приобретать своими активными действиями административные права и быть носителями определенных правовых обязанностей и нести юридическую ответственность за их неисполнение.

Административная дееспособность является выражением практической способности данного субъекта реализовать свою административную правоспособность в конкретных административно-правовых отношениях (включая и деликтоспособность).

Именно потому, такие понятия как “субъект административного права” и “субъект административно-правового отношения” не являются равнозначными.

Всякий субъект административно-правового отношения обязательно является и субъектом административного права, но не всякий субъект административного права будет являться субъектом административно-правового отношения.

Так, для органов исполнительной власти, должностных лиц, являющихся государственными служащими, административная правоспособность и дееспособность наступают одновременно, т.е. с момента законодательного учреждения органа, либо с момента объявления приказа вышестоящего руководителя о назначении на государственную должность по государственной службе гражданина РФ.

В некоторых других случаях административная правоспособность и дееспособность не совпадают. В частности мы уже знаем, что административная правоспособность граждан возникает с момента рождения, а административная дееспособность, связанная с административной ответственностью наступает только по достижении 16-летнего возраста.

Следует учитывать, что для органов исполнительной власти административная дееспособность является основным средством реализации их административной правоспособности. Соответственно участие в административно-правовых отношениях — их прямая юридическая обязанность.

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/40243.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.