Специальная правоспособность предусмотрена для товариществ

5.1. Понятие, правоспособность юридического лица и лицензирование его деятельности.. Гражданское право: общая часть. Читать онлайн

Специальная правоспособность предусмотрена для товариществ

Понятие и основные признаки юридического лица. Субъектами гражданского права наряду с гражданами являются юридические лица. Согласно п. 1 ст.

48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В данной статье указано четыре основных признака юридического лица:

1) организационная упорядоченность (или единство). Это означает, что создание юридического лица должно быть организационно оформлено в соответствии с требованиями закона, причем в качестве юридического лица могут выступать не только коллективы граждан. Например, хозяйственное общество может быть создано и одним физическим лицом.

Формальным подтверждением организационной упорядоченности является факт государственной регистрации юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируется ст. 51 ГК и Федеральным законом от 08.08.

2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации);

2) имущественная обособленность. Это означает, что имущество юридического лица, независимо от его правового режима (собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление) должно быть обособлено, т. е.

отделено от имущества учредителей (участников) юридического лица, других физических и юридических лиц Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и лиц, являющихся работниками юридического лица.

Формами обособления могут быть самостоятельный баланс, а также банковский счет (для денежных средств);

3) возможность выступать в гражданском обороте и в суде от своего имени. Данный признак означает, что собственным именем юридического лица, от которого оно может приобретать и осуществлять свои права и нести обязанности (т. е.

выступать в гражданском обороте, а также быть истцом и ответчиком в суде), является его наименование, а для коммерческих организаций – фирменное наименование, указываемое в учредительных документах и содержащее сведения об организационно-правовой форме.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (п. 1 ст.

53 ГК). В качестве органов юридического лица выступают лицо (единоличный орган) или группа лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности).

Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление и т. п.), так и несколько (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причем они могут также быть и единоличными, и коллегиальными;

4) самостоятельная имущественная ответственность. Этот признак юридического лица выражается в том, что, имея обособленное имущество, данное лицо отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

Пределы использования имущества для погашения требований кредиторов, а также условия и порядок субсидиарной (дополнительной) ответственности иных лиц по обязательствам отдельных юридических лиц устанавливаются законом.

Правоспособность юридического лица. Юридическое лицо обладает правоспособностью, т. е. может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В науке гражданского права принято различать общую и специальную правоспособность. Общая (универсальная) правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности.

Именно такой правоспособностью прежде всего обладают граждане Российской Федерации. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Анализ ст.

49 ГК показывает, что общей для всех юридических лиц является специальная правоспособность, при этом универсальная правоспособность носит характер исключения из правила и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность.

В отличие от граждан, у юридических лиц право– и дееспособность возникают и прекращаются одновременно.

Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

Лицензирование деятельности юридического лица. Как правило, коммерческие организации могут заниматься любой не запрещенной законом деятельностью. Однако на некоторые виды деятельности требуется специальное разрешение (лицензия). Порядок лицензирования установлен Федеральным законом от 08.08.

2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) и постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». Согласно норме ст.

2 Закона о лицензировании лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности – это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании.

Лицензирование – это мероприятия, связанные, в частности, с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

5.2. Возникновение юридического лица

Наука гражданского права традиционно выделяет четыре способа (порядка) образования юридических лиц:

1) распорядительный порядок. В соответствии с ним юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется.

В таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений. Однако, исходя из правил ст.

51 ГК, в современной России такой порядок возникновения юридических лиц не применим;

2) нормативно-явочный порядок. В данном случае для образования юридического лица не требуется согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы: организации создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица.

При этом регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо.

Подобный порядок образования юридических лиц является наиболее распространенным как в России, так и за рубежом;

3) разрешительный порядок. Он предполагает, что создание организации должно быть разрешено тем или иным компетентным органом. В таком порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала;

4) договорно-правовой порядок. Его выделяет цивилистическая школа МГУ им. М. В. Ломоносова. Для него характерны наличие общей нормы, предусматривающей возможность образования юридических лиц, и заключение учредителями специального договора гражданско-правого характера.

Правовой основой деятельности юридического лица в России являются как нормативные правовые акты Российской Федерации, так и локальные акты юридического лица (учредительные документы, в которых учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам).

Так, юридическое лицо может действовать на основании устава (например, акционерное общество), либо учредительного договора и устава (общество с ограниченной ответственностью), либо только учредительного договора (полное товарищество).

Учредительный договор – это гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он заключается только в письменной форме (простой или нотариальной) и, как правило, вступает в силу с момента его заключения. Нужно отличать учредительный договор от устава организации.

Так, последний не заключается, а утверждается учредителями. К тому же устав подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей).

Однако, как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. учредительных документов в общем виде определяется в ст. 52 ГК, а для отдельных видов юридических лиц – в соответствующих разделах ГК и специальных нормативных правовых актах.

Порядок государственной регистрации юридического лица. Важным этапом образования юридического лица является его государственная регистрация, при которой компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания юридического лица, и принимает соответствующее решение.

После чего основные данные об организации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что в Российской Федерации статусом юридического лица может обладать не только организация, состоящая из коллектива граждан, но и из одного физического лица. Важно лишь, чтобы создание было должным образом организационно оформлено (упорядочено).

Формальным подтверждением организационной упорядоченности является факт государственной регистрации юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируется нормами ГК (ст. 51) и Закона о государственной регистрации.

Источник: https://bzbook.ru/Grazhdanskoe-pravo-obshhaya-chastj-1.27.html

Виды правоспособности (правосубъектности) юридических лиц, цели и предмет их деятельности

Специальная правоспособность предусмотрена для товариществ

Общепринятым является деление правоспособности и соответственно правосубъектности юридических лиц на два вида: общую и специальную.

Гражданский кодекс РФ, следуя общим современным тенденциям развития гражданского законодательства, закрепил почти за всеми коммерческими организациями способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых не запрещенных законом видом деятельности, т. е. общую (универсальную) правоспособность (абз.2 п.1 ст.49 Гражданского кодекса РФ).[34]

Исключение составляют унитарные предприятия и иные виды организаций, предусмотренные законом.

Для них установлен принцип специальной (ограниченной, целевой) правоспособности (правосубъектности), согласно которому юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой целью обязанности (абз.1 п.1 ст.49 Гражданского кодекса РФ).

Толкуя эти положения, судебная практика признает возможность самоограничений.

Так, Пленум Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснили следующее: при разрешении споров необходимо учитывать, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью (ст.

49 Гражданского кодекса РФ) и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

В связи с этим коммерческой организации, в учредительных документах которой не содержится указанный выше перечень, не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности только на том основании, что соответствующий вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами.

Унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст.168 Гражданского кодекса РФ.

Сделки, совершенные иными коммерческими организациями в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст.173 Гражданского кодекса РФ.[35]

Следует согласиться с Н. В. Козловой, что данный подход не следует понимать как возможность установления специальной правоспособности (правосубъектности) для конкретного юридического лица учредительными документами. Этот вид правоспособности (правосубъектности) может быть установлен только законом.[36]

В данном случае речь идет о возможности ограничения деятельности юридического лица с общей правоспособностью (правосубъектностью) не только законом, но и учредительными документами. Такой подход подтверждается и положением абз.

1 п.2 ст.52 Гражданского кодекса РФ, согласно которому предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В данном случае проявляется еще одна проблема: смешение законодателем понятий цель (т. е. конечный, итоговый результат) и предмет деятельности (т. е. осуществляемые для достижения результата конкретные виды сделок и деятельности).

Это выражается в употреблении понятия цель деятельности во множественном числе применительно ко всем коммерческим организациям, в то время как основная цель деятельности у них одна – получение прибыли (п.1 ст.50 Гражданского кодекса РФ).

Единственно, когда в отношении коммерческих организаций появляется потребность в выделении иных целей, это при дополнительном возложении на них законом определенных задач публичного характера. Примером является возложение на унитарные предприятия социальных задач (п.4 ст.

8 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Соответственно напрашивается вывод, что специальная правоспособность (правосубъектность) коммерческих организаций возможна только тогда, когда на них дополнительно возлагаются иные цели деятельности, кроме получения прибыли.

При этом такое возложение производится только законом. В противном случае происходит смешение понятий коммерческая и некоммерческая организация.

А вот у некоммерческих организаций указание целей деятельности приобретает принципиальное значение, поскольку они у каждой некоммерческой организации индивидуальные (п. п. 1 и 2 ст.2 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Иными словами, учредители могут ограничить деятельность коммерческого юридического лица как с общей, так и специальной правоспособностью (правосубъектностью) только через предмет, а некоммерческого юридического лица – через установление как целей деятельности, так и предмета.

Предмет деятельности – это конкретные сделки и виды деятельности, которые организации разрешается или, наоборот, запрещается осуществлять.

Например, исключительным предметом деятельности акционерного инвестиционного фонда является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты (п.1 ст.2 ФЗ «Об инвестиционных фондах»).

К предмету деятельности относятся и публичные функции, которые могут возлагаться на юридическое лицо.

При этом следует учитывать, что в рамках регулируемых правом отношений можно выделить три уровня поведения:

1) разовые действия, в том числе гражданско-правовые сделки;

2) операции;

3) деятельность.[37]

Операция представляет собой последовательность разовых действий, направленных на достижение определенной цели.

Деятельность рассматривается как система постоянных, целенаправленных действий.[38]

В связи с этим применительно к определению предмета (объекта) правового регулирования общественные отношения и деятельность можно рассматривать как синонимы. Понятия «операция» и «деятельность» для этой цели в основном используются применительно к комплексным образованиям для обозначения содержания тех действий, которые положены в основу группировки норм права.

По мнению ряда исследователей, в российском гражданском праве наряду с общей и специальной правоспособностью (правосубъектностью) юридических лиц объективно присутствует исключительная правоспособность юридических лиц, которая означает, что разрешение осуществлять определенный вид деятельности одновременно является запрещением на осуществление иных видов предпринимательской деятельности.[39]

Такого же подхода придерживается и К. Ю.

Тотьев, который отмечает, что юридическую категорию исключительной правоспособности следует использовать в тех случаях, когда на основании лицензии у предпринимателя возникает право осуществлять лишь узкий круг определенных видов деятельности при одновременном введении запрета заниматься другими видами предпринимательства. Это касается кредитных организаций, страховых организаций, инвестиционных фондов.

Следствием этого служит неправомерность перечисления в учредительных документах субъекта предпринимательства, обладающего исключительной правоспособностью, других разновидностей деятельности (кроме прямо разрешенных в лицензии).[40]

С данной точкой зрения следует согласиться.

Во-первых, у юридических лиц, у которых правосубъектность ограничивается применительно не к организационно-правовой форме, а к сфере деятельности, учредительные документы в части того, чем могут заниматься данные субъекты, имеют сугубо второстепенное значение. Этот вопрос у них регулируется законами. Учредительными документами расширить этот перечень нельзя.

Во-вторых, их деятельность также носит исключительный характер, т. е. не может совмещаться с иными видами деятельности, за исключением случаев, прямо предусмотренных законами, и ее не могут осуществлять другие субъекты без регистрации в качестве субъекта этой деятельности.

В-третьих, до получения лицензии они вправе совершать только определенные действия, направленные на подготовку к осуществлению основной деятельности. Это связано с тем, что для этих категорий юридических лиц требование о лицензировании (если оно есть) входит в состав общего запрета осуществлять любую деятельность, кроме прямо разрешенной и только при наличии специальной лицензии.

В-четвертых, принудительное лишение этих лиц лицензий является основанием для их ликвидации (ст.23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности», ст.32.8 Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации») либо полного прекращения соответствующей деятельности (п.15 ст.61.2 ФЗ «Об инвестиционных фондах»).

Кроме того следует учитывать, что исключительная правосубъектность закреплена законодательно применительно к хозяйственным обществам.

В соответствии с абз.2 п.4 ст.2 ФЗ «Об акционерных обществах» и абз.3 п.2 ст.

2 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих.

Следует обратить внимание, что данная норма сформулирована некорректно. Исключительная правосубъектность изначально определяется не лицензионными условиями, а законом и закладывается на стадии регистрации юридического лица, поскольку требует указания на вид его деятельности в фирменном наименовании.

Однако появление исключительной правосубъектности отдельных видов юридических лиц предопределено объективными факторами, поскольку позволяет уйти от основной проблемы организаций со специальной правоспособностью (правосубъектностью), а именно от сопоставления осуществляемой ими деятельности с целями, предусмотренными в учредительных документах, что носит оценочный характер.[41]

Например, можно ли считать внешнеторговую деятельность благотворительного фонда противоречащей целям его деятельности, если заработанные средства направляются на обеспечение уставной деятельности этого фонда.

Государственные корпорации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (деятельность, приносящую доход) лишь постольку, поскольку это служит достижению целей их деятельности и соответствует этим целям, а прибыль (доход), полученная от такой деятельности, подлежит направлению исключительно на достижение данных целей. То же самое касается использования их имущества, которое также допускается только для достижения целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Однако при наличии предельно широко сформулированных целей деятельности (например, повышение конкурентоспособности экономики РФ) у вновь созданных государственных корпораций (т. е. у всех, кроме Агентства по страхованию вкладов), указанные ограничения превращаются в чисто формальные, не имеющие реального юридического содержания.

Источник: https://studopedia.su/19_163471_vidi-pravosposobnosti-pravosub-ektnosti-yuridicheskih-lits-tseli-i-predmet-ih-deyatelnosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.